Подъемно-транспортное оборудование. Краны.
Введение.
Актуальность темы «Подъемно-транспортное оборудование» представляется бесспорной – особенно, если учесть текущие тенденции, как в России, так и в мире.
Подъем груза, доставка на любые расстояния – все это выполняют подъемно-транспортные машины.
Практическая значимость Подъемно-транспортное оборудование зависит от решённости методических, организационных и временных подходов.
Для обслуживания складов используют различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов. Выбор их зависит от характеристик самих технических средств и общей направленности технической оснащенности склада. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ, а значит, использование высокопроизводительных технических средств целесообразны на крупных складах с большой складской площадью и устойчивым однородным материальным потоком.
Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы углубить знания, полученные в ходе теоретических и практических занятий, а так же научиться подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников о подъёмно-транспортном оборудовании.
РАЗДЕЛ I.
классификация подъемно-транспортного оборудования.
Большое многообразие подъемно-транспортного оборудования (ПТО), которое наиболее отвечает требованиям механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, можно классифицировать по основным техническим и эксплуатационным характеристикам:
В зависимости от технических характеристик ПТО подразделяется:
-по производительности ПТО:
· основные средства механизации (краны, конвейеры, погрузчики)
· вспомогательные (блоки, ручные тележки, домкраты и др.)
-по характеру перемещения материалов:
· машины периодического (циклического) действия - они перемещают материалы отдельными порциями через определенный интервал времени. Для них характерно наличие холостого, хода, т.е. после каждого захвата и перемещения материала они возвращаются обратно незагруженными. К машинам и механизмам периодического, действия относятся все грузоподъемные краны, погрузчики, механические тележки, тельферы и т.д.
· машины непрерывного действия - они перемещают материалы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения материала. Ввиду отсутствия холостого хода они являются более экономичными и производительными. Эти машины могут быть с тяговым рабочим органом (ленточные, пластинчатые, скребковые конвейеры) и без тягового рабочего органа (винтовые, роликовые и др. конвейеры). К машинам и механизмам непрерывного действия относится также пневматический транспорт и установки для перемещения наливных материалов.
· машины и механизмы, перемещающие материалы в горизонтальной или слегка наклонной плоскости. К ним относят различные конвейеры, механические тележки, лебедки и т.п. Как правило, их применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают загрузку рабочего органа машины и снятие с него материалов. Например, механические тележки применяют в сочетании с подъемным краном и штабелеукладчиком.
· магазины и механизмы, перемещающие материалы в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости. К ним относятся штабелеукладчики, грузовые лифты, подъемники, элеваторы и др. Эти машины особенно эффективно использовать в многоэтажных, складских зданиях. Их также применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают транспортирование к ним материалов в горизонтальном направлении и загрузку их рабочих органов.
· машины и механизмы, перемещающие материал в смешанном направлении (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости или по любой траектории в пространстве). К ним относятся погрузчики, краны, краны - штабелеры, тельферы и др. Эти машины и механизмы наиболее универсальны и применяются для погрузки, выгрузки и складской переработки, разных по транспортабельности и условиям хранения материалов. Машины, перемещающие грузы в вертикальном направлении или в вертикальном и горизонтальном направлении одновременно, называют грузоподъемными. Машины, перемещающие материалы преимущественно в горизонтальном направлении, называют транспортирующими.
-по мобильности:
· машины и механизмы стационарные - они не могут быть перемещены на другой участок работы без их демонтажа и установки на новом месте. К ним относятся грузоподъемные лифты, некоторые конвейеры и др.
машины и механизмы передвижные и переносные - они могут быть перемещены с одного места работы на другое без демонтажа. В числе этих машин отдельную группу составляют самоходные - это грузоподъемные краны на железнодорожном, автомобильном, или гусеничном ходу, погрузчики и т.д.
-по виду движущей силы:
· самотечные (гравитационного действия) - это наклонные спуски, роликовые дорожки.
· ручного действия - это ручные тележки
· с электрическим приводом - они работают от сети электроснабжения или от аккумуляторов (электропогрузчики, электроштабелеры и др.)
· с приводом от двигателя внутреннего сгорания (автопогрузчики)
-по типу передачи:
· машины с механической передачей.
· машины с гидравлической передачей.
· машины с электрической передачей.
В зависимости от эксплуатационных характеристик ПТОклассифицируется:
-по виду перерабатываемых материалов различают:
· машины и механизмы для переработки штучных и тароупаковочных материалов. Они, как правило, имеют комплекс сменного оборудования, которое используется для захвата материалов в различной таре - ящиках, кулях, бочках, пачках, связках или штучных россыпью (навалом). Пакетирование штучных и затаренных материалов, использование поддонов и контейнеров упрощает применение машин и ускоряет процесс переработки материалов. Для погрузки, выгрузки, перемещения и складирования штучных и тарно-упаковочных материалов применяют краны всех типов, погрузчики, конвейеры и другие, машины.
· машины и механизмы для переработки длинномерных и тяжеловесных материалов (лесоматериалы, швеллеры и т.п.) -характеризуются большой грузоподъемностью и высокой производительностью. К ним относятся краны, специальные погрузчики.
Литейный кран
Описание
По назначению различают три типа литейных кранов:
· Миксерный[1].
· Заливочный[1].
· Разливочный[1].
Миксерный кран работает в миксерном отделении мартеновского цеха, заливочный — в печном и разливочный — в разливочном пролёте. Миксерный кран производит подъём ковшей с жидким чугуном со специальных железнодорожных вагонов-чугуновозов и заливку жидкого чугуна в миксер[1].
Миксер — специальный склад для жидкого чугуна, выполненный в виде цилиндра с внутренней огнеупорной кладкой. Вместимость миксеров составляет 1500 т. Миксер поворачивается при помощи опорно-роликового устройства и может переливать жидкий чугун в ковш, установленный на специальном электрифицированном вагоне. Этот вагон перемещает жидкий чугун в печной пролёт мартеновского цеха, где заливочный кран загружает его в мартеновские печи. Разливочный кран производит разливку жидкой мартеновской (или конверторной) стали в изложницы. Грузоподъёмность главных тележек литейных кранов 100—500 т, а вспомогательных тележек 20-100 т[1].
Устройство
На рисунке показан литейный кран с двумя концевыми балками, к которыми крепятся главные балки и две вспомогательные. По главным балкам перемещается главная тележка, по вспомогательным — вспомогательная. Главная тележка с помощью механизма подъёма перемещает ковш с расплавленным металлом, вспомогательная тележка поворачивает этот ковш при разгрузке. Канаты главной тележки проходят к траверсе между главными и вспомогательными балками. Вспомогательная тележка может перемещаться под главной тележкой и производить опрокидывание ковша для заливки жидкого чугуна в мартеновскую печь или освобождение сталеразливочного ковша от шлака. [1].
Исполнительный (грузовой) орган литейных кранов выполнен в виде траверсы с широко расставленными пластинчатыми крюками, которые подвешены к осям. По краям траверсы расположены канатные блоки, закреплённые на осях. Последние закреплены на траверсе перпендикулярно к осям крюков. Для защиты конструкции траверсы от воздействия расплавленного металла нижнюю поверхность ковша выполняют с предохранительным листом. Расстояние между крюками зависит от размеров ковша для жидкого металла. Каждый из двух приводов механизма подъёма имеет электродвигатель и редуктор. На каждом механизме установлено по два тормоза. [1].
При определении грузоподъёмности литейных кранов учитывают массу ковша с расплавленным металлом, массу траверсы и подъёмных канатов. Основное отличие расчёта механизма подъёма литейного крана состоит в том, что каждый механизм подъёма рассчитывают при нормальной и аварийной работе. Учитывая опасные условия при подъёме жидкого металла, на каждом механизме подъёма установлены два тормоза. Тормозной момент определяют в соответствии с правилами Госгортехнадзора. [1].
Рекомендуется использовать подвесное подъемно-транспортное оборудование, в виде различных конвейеров или подвесных кранов (кран-балок, монорельсов; там, где это целесообразно, следует применять пневмо- и гидротранспорт. Применение мостовых кранов для перемещения грузов допускается при соответствующем обосновании лишь в конкретной отрасли промышленности (например, в металлургии или тяжелом машиностроении) при определенных нагрузках и режиме работы. Электрическими мостовыми кранами называют механизмы, предназначенные для внутрицехового перемещения грузов в трех взаимно перпендикулярных направлениях. По конструкции их делят на краны общего назначения (применяемые для многих отраслей промышленности) и специального (применяемые главным образом в металлургии). К кранам общего назначения относят электрические опорные мостовые краны, которые состоят из сварного моста крана с механизмом передвижения и тележки с механизмом подъема и передвижения.
Зависимость между пролетом мостовых кранов (расстояние между вертикальными осями подкрановых рельсов L) и пролетом здания L устанавливают по ГОСТу.
В процессе разработки проекта производственного здания важное значение приобретают экономичное решение внутрицехового транспорта и целесообразный выбор вида и типа подъемно-транспортного оборудования. Этот выбор обусловливается технологическими процессами и средствами механизации проектируемого предприятия и зависит от количества и вида перевозимых грузов, характера производимых транспорт-но-подъемных операций и применяемых механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов.
В производственных зданиях для перемещения грузов массой до 5 т включительно в большинстве случаев не следует применять
Рис. 1. Подъемно-транспортное оЬорудование производственных зданий: а — подвесная кран-балка: б — опорный мостовой кран; е—консольный кран; г — подвесной цепной конвейер
Грузоподъемность кранов, их габариты и основные параметры определяются государственными стандартами на краны.
Надо иметь в виду, что применение мостовых кранов существенно утяжеляет несущие конструкции, а также вынуждает увеличивать высоту здания, что нежелательно.
Для работы в особых производственных условиях применяют краны специального назначения (завалочные, литейные, клещевые, посадочные и др.). Их применяют, главным образом, в металлургии. В зависимости от рода транспортируемого материала такие краны снабжают различными типами грузозахватных устройств: крюками, грузовыми электромагнитами, грейферами и др. На металлургических заводах для транспортирования слитков, погрузки и разгрузки металлической шихты и т. д. применяют магнитные краны с электромагнитом, подвешенным к грузовому крюку. На шихтовых дворах сталеплавильных цехов для погрузки руды, известняка и других сыпучих и кусковых материалов, а также в копровых цехах для погрузки стружки используют грейферные краны.
В современных одноэтажных и верхнем этаже многоэтажных производственных зданий с пролетами 12, 18, 24, 30 и 36 м все чаще применяют подвесные краны.
Одно- и многопролетные здания, оборудованные мостовыми электрическими опорными кранами общего назначения грузоподъемностью от 5 до 50 т, имеют сочетания основных координационных размеров, приведенные в табл. 3.5.
Для однопролетных одноэтажных зданий с шагом колонн 6 м, оборудованных мостовыми ручными опорными кранами грузоподъемностью от 1 до 20 т, сочетания основных координационных размеров, грузоподъемности кранов и номинальных отметок головки подкранового рельса.
Рис. 2. Подвесной двухопорный кран с электроприводом: 1 — троллеи с токоприемником; 2 — тележка с механизмом передвижения крана; 3 — мост; 4 — электроталь; 5 — кнопочное управление
Рис. 3. Схемы расположения: а — одного подвесного крана для пролетов /=12 и 18 м; б — то же, 18 и 24 м; е — то же, 30 и 36 м; г — то же. двух кранов для пролета 30 м
Такие краны передвигаются по нижней полке направляющих двутавровых балок подкрановых путей, прикрепленных к нижнему поясу несущей конструкции покрытия. Таким образом, для крепления подвесного подъемно-транспортного оборудования пока еще, как правило, используют элементы каркаса здания, что во многих случаях не оправдано.
Подвесные краны (кран-балки) имеют большое преимущество перед опорными электрическими благодаря своей повышенной гибкости или универсальности. При этом можно изменять направление движения подвесных кранов с продольного на поперечное, что важно при модернизации технологического процесса.
Если подъемно-транспортные механизмы обслуживают только узкую рабочую полосу цеха, целесообразно применять вместо подвесных кранов монорельс, представляющий собой двутавровую балку, прикрепленную к нижнему поясу несущей конструкции покрытия (балке, ферме).
В зданиях, не имеющих мостовых кранов, упрощается каркас, благодаря снятию крановой нагрузки уменьшаются сечения колонн и размеры фундаментов, а также сокращается номенклатура типов несущих конструкций и исключается применение подкрановых балок, укладываемых на консолях колонн.
Заключение.
Я изучил материалы литературных источников о подъёмно-транспортном оборудовании. И сделал выводы.
Применение подъемно-транспортного оборудования в складском технологическом процессе способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ, ускоряет выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сокращению времени простоя транспорта, увеличению объема предоставляемых покупателям дополнительных услуг, повышению культуры обслуживания.
Перемещение товаров при погрузочно-разгрузочных операциях без применения необходимого оборудования требует большого количества рабочей силы, вызывает значительные простои транспорта, высокие непроизводительные расходы, а зачастую и порчу товара. Не редко нарушаются установленные нормы охраны труда.
Эффективность механизации труда в торговых предприятиях определяется ее комплектностью – сочетанием различных подъемно - транспортного оборудования, механизмов и приспособлений, взаимно дополняющих друг друга и обеспечивающих возможность замены ручного труда на всех трудоемких и тяжелых операциях.
Так же я рассмотрел конструктивные решения складов пиломатериалов и их типы и виды
|