Цель: исследование характера межличностных отношений в классе и определение статуса каждого ребёнка в нём, изучение социально-психологической совместимости членов класса, формальных и неформальных группировок, эмоциональных и деловых предпочтений детей. Социометрия даёт представление о статусе конкретного ребёнка в группе, который характеризует его личность с позиции социальной роди.
Время проведения: 1-я и 4-я четверти.
Контингент: с 1-го по 4-й классы.
Регистрация данных: в 1-м классе проводится индивидуально с каждым ребёнком, во 2, 3, 4-м классах – групповая форма работы.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Процедура проведения: детям предъявляется инструкция. В случае параметрического варианта социометрии (с ограниченным количеством выборов) рекомендуется вводить ограничение на выбор детей – не более 3, при непараметрическом варианте социометрии возможно неограниченное количество выборов детей. Стоит отметить, что многие исследователи указывают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнёра, лидера или товарища по совместной деятельности. В зависимости от цели исследования вопросы могут быть разными:
Возможные вопросы:
1. Кого бы ты выбрал командиром своего класса? (выявляет делового лидера класса).
2. Кого бы ТВ ни за что не выбрал командиром своего класса? (выявляет отвергаемых членов класса в деловых вопросах).
|
3. Кого бы из класса ты пригласил к себе на день рождения? (выявляет эмоционального лидера класса).
4. Кого бы из класса ты не пригласил к себе на день рождения? (выявляет отвергаемых членов класса в эмоциональном плане).
Критерии оценивания: общее количество сделанных ребёнком и полученных выборов.
Обработка: на первом этапе обработки подсчитывается количество полученных выборов каждым ребёнком и на основе этого составляется социоматрица. Далее строится социограмма, отражающая реальное взаимодействие в классе и в наглядной форме демонстрирующая систему взаимных выборов в классе. Далее делается вывод относительно статуса каждого ребёнка в классе, и здесь может использоваться следующая формула:
где Ci – социометрический статус i -члена группы,
Ri+/- – полученные i -членом группы выборы, отрицательные и положительные,
N-1 – число членов группы, не считая i -члена группы.
При условии использования непараметрического варианта социометрии подсчитывается уровень общей сплоченности класса:
Также можно подсчитать уровень «эмоциональной экспансивности» того или иного ребёнка, т.е. его потребности в общении:
где Ej – эмоциональная экспансивность j -члена группы;
Rj – количество положительных и отрицательных выборов. Которые сделал сам член группы.
Вывод: чем выше полученные показатели по формуле сплочённости, тем более высокий уровень сплочённости в коллективе. Исходя из полученных выборов, можно сделать заключение о характере внутриклассовых статусов и позиций. Напомним, что социометрический статус – это способность личности как элемента социометрической структуры занимать определённую пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определённым образом соотноситься с другими элементами[1]. Такое свойство развито у различных детей неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы). Своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает именно величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить об условно положительном или отрицательном статусах члена группы.
|
Вместе с тем на сегодняшний день не выявлена чёткая и однозначная связь между конкретным полученным социометрическим значением члена группы и характером его статуса. Отчасти трудности в выделении универсальных параметров для всех групп связаны с большим разнообразием в них самих – в их составе, численности, назначении и т.д. Поэтому количественно статус того или иного человека в группе зачастую определяется относительно и в сравнении с суммой выборов, полученных остальными членами группы.
|
Перед школьным психологом стоит вопрос: к какому статусу относить ребёнка, получившего определённое числовое значение выборов в группе. Сами по себе числовые положительные и отрицательные значения ни о чём не говорят: их нужно рассматривать в системе, в сравнении и относительно тех значений, которые получены другими членами группы. Социометрические индексы подсчитываются отдельно для системы деловых отношений и эмоциональных предпочтений в классе, а статус ребёнка определяется примерно по следующим критериям:
· лидер получает максимальное число положительных выборов, отрицательные выборы у него обычно отсутствуют;
· высокостатусные члены группы – те, у кого набрано большое количество положительных выборов, но присутствуют 1-2 отрицательных выборов;
· среднестатусные члены группы – те, у кого присутствуют положительные, и отрицательные выборы примерно в одинаковой пропорции;
· низкостатусные члены группы – ту, кто получил большинство отрицательных выборов при наличии 1-2 положительных выборов (минусов больше, чем плюсов);
· отвергаемые члены группы – те, кто получил только отрицательные выборы группы;
· изолированные члены группы – те, кто не получил ни одного голоса – ни отрицательного, ни положительного.
Как уже было сказано, статусы подсчитываются отдельно для деловой и эмоциональной сферы. Кроме того, выделяются и анализируются взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы в группе, что даёт информацию о наличии дружеских пар, группировок, а также противоборствующих сторон в классе. Стоит подчеркнуть, что статусы в детском коллективе очень изменчивы и подвижны, иногда повторная процедура социометрии через 1-2 месяца может показать совершенно другую картину.
Инструкция: Перед тобой ряд вопросов, прочитай их внимательно и напиши имена тех детей из класса, кого бы ты выбрал или нет.
Регистрационный бланк
Дата _________ Класс _________ Ф.И. ребёнка __________________________
Вопросы | Впиши имена детей, не более 3 человек |
1. Кого бы ты выбрал командиром своего класса? | |
2. Кого бы ТВ ни за что не выбрал командиром своего класса? | |
3. Кого бы из класса ты пригласил к себе на день рождения? | |
4. Кого бы из класса ты не пригласил к себе на день рождения? |
Социоматрица
Настя | Лена | Ваня | Даня | Саша | Полина | Сделанные выборы | |||
+ | – | всего | |||||||
1. Настя | + | ||||||||
2. Лена | + | - | |||||||
3. Ваня | + | + | - | ||||||
4. Даня | + | + | + | ||||||
5. Саша | + | + | + | ||||||
6. Полина | + | - | |||||||
Полученные выборы «+» | |||||||||
Полученные выборы «–» |
Социограмма
Положительный выбор, совершаемый ребёнком | |
Отрицательный выбор, совершаемый ребёнком | |
Взаимная положительная связь детей | |
Взаимная отрицательная связь детей | |
Лидер | |
Мальчик | |
Девочка |
[1] Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. – т. 2. – М., 2001. – С. 13