Промыслово-навигационные пособия. Выбор и изучение района промысла.




Промысловыми пособиями называются специальные карты, описания, инструкции, справочники и таблицы по вопросам организации и ведения добычи различных водных организмов (рыб, млекопитающих, беспозвоночных, водорослей).

По содержанию и форме изложения материалов промысловые пособия делятся на три основные группы: промысловые карты; руководства, наставления, инструкции; оперативно-справочные пособия.

К промысловым картам относятся все карты, предназначенные для флота рыбной промышленности и используемые в процессе ведения промысловой разведки и промысла.

В группу «Руководства, наставления, инструкции » входят:

- описания промысловых районов и дополнения к ним;

- инструкции и наставления по выбору района промысла и наивыгоднейшего пути, поиску объектов добычи и ведению промысла;

- руководства (правила, инструкции) по эксплуатации промысловых механизмов и устройств, поисковых приборов и орудий лова;

- наставления по сбору материалов для промысловых карт и руководств;

- инструкции по ведению промысловых планшетов;

- наставления по составлению и изданию промысловых пособий.

К группе «Оперативно-справочные пособия » относятся:

- карты и атласы рыбной промышленности страны или водного бассейна;

- карты и атласы физико-географических данных по промысловым районам (рельефа дна и грунтов, температуры и солености воды, течений, льдов, климатических данных и т. п.);

- карты и атласы гидробиологических данных по бассейнам или промысловым районам (распределения групп планктона и бентоса, общих и кормовых биомасс и т. п.);

- карты и атласы по биологии объектов добычи (путей миграций промысловых организмов, мест нереста, откорма и зимовки рыб, распределения молоди и т. п.);

- карты и атласы промысла разных объектов (распределения уловов по районам и квадратам, состава уловов по районам и месяцам, числа и характера аварий орудий лова по районам и квадратам и т. п.);

- календари лова промысловых рыб и добычи водных млекопитающих и беспозвоночных;

- альбомы — определители промысловых рыб, водных млекопитающих, беспозвоночных и растений;

- альбомы записи промысловых рыб гидроакустическими приборами;

- справочники, включающие сведения о промысловых судах, промысловых механизмах и устройствах, об орудиях лова и материалах для их постройки, о гидроакустических поисковых приборах, а также по обработке добываемого сырья на промысловых судах;

- словари промыслово-географических и промысловых терминов;

- различные промысловые и промыслово-навигационные таблицы и номограммы.

 

ВЫБОР И ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПРОМЫСЛА

Подготовку судна к предстоящему промыслу по штурманской службе можно подразделить на следующие этапы:

а) предупредительный осмотр навигационного и электронавигационного оборудования, гидроакустических поисковых приборов, гидрометеорологических приборов и штурманских инструментов. Устранение неисправностей приборов своими силами и составление ведомостей на ремонт в портовых мастерских, сдача приборов в ремонт и проверку, а также забота о своевременном их возвращении на судно;

б) изучение промысловой обстановки, выбор района предстоящего плавания (промысловой разведки или промысла) и орудий лова;

в) выбор и получение всех необходимых навигационных и промысловых пособий, извещений мореплавателям и другой информации. Суда флота рыбной промышленности с большой автономностью плавания всегда должны иметь полные комплекты навигационных и промысловых пособий по всем районам, где работает флот данного бассейна. На судах с малой автономностью плавания необходимы пособия только по ближним районам. Если же такое судно направляется в специальный рейс в более дальние районы промысла, судоводители обязаны обеспечить себя соответствующими дополнительными пособиями;

г) корректуры карт, лоций и других пособий для плавания и промысла;

д) изучение районов предстоящего перехода и промысла, средств ограждения навигационных опасностей, имеющихся на переходе и в районе промысла, гидрометеорологических условий, ожидаемых во время перехода и в районе промысла, рекомендованных путей перехода в район промысла и рекомендаций по ведению промысла в данном районе;

е) выбор наивыгоднейшего пути и предварительная прокладка перехода в район промысла, а для поисковых судов также разработка маршрута промысловой разведки.

Капитаны и штурманы судов промысловой разведки до выхода в рейс должны, кроме того, получить приборы, инструменты, бланки и расходные, материалы, необходимые для производства научно-промысловых работ, и подготовить необходимое количество бланков для рабочих промыслово-навигационных планшетов.

Объём подготовки к плаванию промысловых и поисковых судов зависит от вида промысла и района плавания, а также от типа, размеров и назначения судна. Подготовка поисковых судов к плаванию всегда значительно сложнее, чем промысловых.

Выбор района промысла. Районы перспективной разведки определяются руководством промысловой разведки Управления рыбной промышленности бассейна, а вопросы, ка­сающиеся направления промысловых судов и судов оперативной разведки в те или иные промысловые районы, решают руководители организаций, эксплуатирующих эти суда.

В море в пределах определенной акватории, подразделенной на отдельные промысловые районы, расстановка судов по районам и квадратам осуществляется начальниками промысловых экспедиций (флотилий), флагманами или другими должностными лицами, несущими ответственность за работу флота в море. Рекомендации начальникам экспедиций (флотилий) о рациональной расстановке промысловых судов по районам дают промысловые Советы экспедиций на основе анализа результатов работы флота и прогнозов перспективной промысловой разведки.

Чтобы правильно выбрать район промысла, необходимо прежде всего сделать анализ промысловой обстановки в данный момент и ознакомиться с гидрометеорологическими и промысловыми прогнозами на предстоящий период.

Во время плавания капитаны судов имеют возможность получать сведения о промысловой обстановке и прогнозы путем приема по радио промысловых и гидрометеорологических сводок и организации промысловых и гидрометеорологических наблюдений на своем судне, а также во время промысловых радиосовещаний и из радиотелефонных переговоров с другими судами. В целях облегчения работы по анализу промысловой обстановки полезно вести оперативные промысловые планшеты.

Для правильной оценки сложившейся промысловой обстановки и выбора наиболее эффективного (выгодного) и перспективного района промысла необходимо хорошо знать климатические, гидрологические, навигационные и промысловые особенности отдельных районов, биологию объекта добычи и технику ведения промысла, а также эксплуатационные возможности своего судна.

Эти сведения приобретаются путем изучения материалов лоций, описаний промысловых районов и других навигационных и промысловых пособий, судовых документов, дневников старейших капитанов и работ рыбохозяйственных научно-исследовательских учреждений, а также в процессе плавания и промысловой работы в различных районах и при разных условиях.

При выборе района промысла рекомендуется:

1. Установить наиболее выгодные районы промысла в данное время, а также их расположение по отношению друг к другу, к путям миграций объекта добычи и к базам флота — береговым и плавучим. На основании этих данных можно определить, в каком из районов промысел будет затухать, а в каком развиваться, т. е. какой район является наиболее перспективным для промысла.

Подсчитать число судов, уже работающих в каждом районе, средние уловы по районам на одно судно в сутки и на час траления (или на одну сеть), соотношение между судами, имеющими высокие и низкие уловы, а также размерный состав уловов по каждому району. На основании этих данных можно получить представление о свободе, маневрирования и безопасности работы, а в сопоставлении с другими данными установить действительные возможности для высокопроизводительной работы судна по каждому району. При большом числе судов в одном районе обычно труднее выбрать место для работы, возрастает опасность столкновения судов или сцепления орудий лова (особенно при плохой видимости) и уменьшаются уловы на одно судно в сутки.

2. Учесть климатические и гидрологические особенности отдельных районов, прогноз погоды и физиологическое состояние объекта добычи. Знание физиологического состояния объекта добычи и гидрометеорологических условий позволяет судить о. поведении объекта добычи, о горизонтальных и вертикальных миграциях, а следовательно, определять тактику облова.

3. Учесть эксплуатационные возможности своего судна, его оснащенность навигационными, радионавигационными и поисковыми приборами, наличие промыслового вооружения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: