Вариант.
Исходные данные
1. Температура окружающей среды tнар = oC.
2. Давление окружающей среды B = гПа.
3. Необходимая t в салоне tвн = oC.
4. Кратность циркуляции z = 1/ч.
5. Размеры салона l * b * h = м * м * м.
6. Схема теплообменого аппарата:
7. Скорость движения воздуха относительно наружной поверхности салона W= м/с.
8. Коэффициент избытка воздуха α =.
I. Расчёт теплового баланса салона транспортного средства.
Таблица 1.
dвн, мм | dнар, мм | δстекла, мм | δ1, мм | δ2, мм | δ3, мм | λстали, Вт/(м*К) | λстали, Вт/(м*К) | λстали, Вт/(м*К) | λстали, Вт/(м*К) |
Таблица 2.
Q0, кВт | Qс, кВт | Qв, кВт | αн, | αв, | 1/αн, | 1/αв, | δ1/ λ1, | δ2/λ2, | δ3/ λ3, | δстекла/ λстекла, |
Таблица 3.
gCO2 | gH2O | gO2 | gN2 | Tz, К | t1’, oC | t1’’, oC | α1, | α2, | k, | l', м | F, м2 | F0/F |
Q0 – Qс – Qв = 0.
Q0 – теплопроизводительность системы отопления;
Qс – тепловой поток, отводимый через пол, стенки и стекла салона автобуса.
Qв – тепловой поток, удаляемый из салона вместе с выходящим наружу воздухом.
. ki – коэффициент теплопередачи i-го участка, Fi – площадь i-го участка, Δt – разность температур воздуха внутри салона и снаружи.
αвi и αнi – коэффициенты теплоотдачи на внутренней и наружной поверхностях участка стенки; m – число слоёв на данном участке; δi, λi – тол-
щина и коэффициент теплопроводности i-го слоя.
αвi = αв = __ Вт/(м2 * К). αнi = αн.
Найдём αн.
, если и , если .
ν, λ при температуре окружающей среды tнар = __оС: t1 = __oC, ν1 = __ м2/с, λ1 = ___.
t2 = __C, ν2 = __ м2/с, λ2 = ___.
ν = __*(__ – (__ – ___)*__) = __ м2/c.
λ = __ – (__ – __)*__ = __ Вт/(м*К).
w = __ м/с, l = __ м. => Reж,l = __*__/__ = __.
Reж,l >> __*__ => Nuж,l = __*(__*__)__ =__.
αн = __ * __ / __ = __ Вт/(м2*К).
Qc = Qп + Qст. Qп – тепловой поток, отводимый через пол и стенки, Qст – тепловой поток, отводимый через стекла.
Qп = kп*0,7*F*(tвн – tнар), kп - коэффициент теплопередачи пола и стенок, F – площадь поверхности салона автобуса.
Qст = kст*0,3*F*(tвн – tнар), kп - коэффициент теплопередачи стёкол.
F = __*_*_ + _*_*_ + _*_*_ = _ м2.
Qп = __*__*__*__ =__ Вт.
Qст = __*__*__*__ = __ Вт.
Qс = __ + __ = __ Вт.
, где Cрв – средняя массовая изобарная теплоёмкость, Ав – объёмный расход воздуха, ρв – плотность воздуха в салоне.
Cpв = __ + __*__ = _ кДж/(кг*К).
Ав = V * z / 3600, V – объём рассматриваемого салона автомобиля.
V = _ * _ * _ = _ м3.
Ав = _ * _ / _ = _ м3/с.
ρв = _ * _ / (_ * _) = _ кг/м3.
Qв = _ * _ * _ * _ = _ кВт.
Q0 = _ + _ = _ кВт.
II. Расчёт процесса сгорания.
II. I. Определение расхода топлива.
, где η0 = 0,8 – к.п.д. подогревателя, кДж/кг – низшая теплота сгорания дизельного топлива.
кг/ч.
II.II. Определение расхода воздуха в подогревателе.
- теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива.
Сp = 0,87, Hp = 0,13, Sp = 0, Op = 0 – массовые доли углерода, водорода, серы и кислорода в используемом топливе.
.
Действительный расход воздуха, поданного для сжигания топлива:
Gвозд = α * *Gт.
Gвозд = __ * __ * __ = __ кг/ч.
II.III. Определение состава продуктов сгорания.
Определим массовые доли CO2, H2O, O2, N2 в продуктах сгорания.
mп.сг. = __ + α* = __ + __*__ = __
II.IV. Определение теоретической температуры продуктов сгорания.
ξ * +Qок = Qп.сг. – уравнение теплового баланса, где ξ = __ - коэффициент полноты тепловыделения, =__ кДж/кг – низшая теплота сгорания топлива, Qок – теплота, вносимая окислителем (воздухом), Qп.сг. – теплота, полученная продуктами сгорания.
Qок =Сpв * α * * Tнар. Tнар = __ + __ = __ К.
Cpв = __ кДж/(кг*К).
Qок = __*__*__*__ = __ кВт.
Qп.сг. = Cр. п.сг. * mп.сг. * Tz. Tz -?
Cп.сг. будет представлена в виде
Cп.сг. = A + B*Tz.
A = Σ gi*ai, где gi – массовые доли компонентов в продуктах сгорания, ai – первое слагаемое в формуле средних массовых изобарных теплоёмкостей. (приложение 1 методических указаний)
B = Σ gi*bi, где bi – множитель второго слагаемого в формуле средних массовых изобарных теплоёмкостей.
A = __*__ + __*__ + __*__ + __*__ = __.
B = __*(__*__+ __*__+ __*__ + __*__) = __.
Cп.сг. = __ + __Tz.
ξ * +Qок = Qп.сг. примет вид
__*__ + __ = (__ + __Tz)*__*Tz,
__*Tz2 + __*Tz – __ = 0; Tz = __ K.
III. Расчёт теплообменного аппарата.
Тепловой поток, получаемый холодным теплоносителем от горячего
Q0 = __ кВт.
Рассчитаем коэффициенты теплоотдачи α1 и α2 по формуле
, λ1ж = 0,426 (коэффициент теплопроводности ОЖ при t = 80oC), λ2ж = 0,02593 (коэффициент теплопроводности воздуха при t = 19oC)
, где νж = 1,6*10-6 м2/c.
, где m1 = 1,33 кг/с – массовый расход горячего теплоносителя, ρж =__ кг/м3 – плотность ОЖ, м2 – площадь поперечного сечения трубы.
, νж = __ м2/c.
, νc = __*10-6 м2/c.
м/с.
(за определяющий размер принимаем dвн = 0,1 м)
.
Найдём α1.
.
Найдём α2.
(для теплоотдачи при естественной конвекции)
.
, νж = __ м2/c – коэффициент кинематической вязкости воздуха при tвн = __oC, aж = __ м2/c – коэффициент температуропроводности воздуха при t=__oC.
За определяющий размер принимаем dнар = __ м.
β = 1/T = 1/__ = __ – коэффициент объёмного расширения.
Δt = tс – tж = __ – __ = __oC – разность температур между жидкостью и омываемой поверхностью.
.
.
.
Учитывая,что (dн/dвн)<1,5, можно воспользоваться для расчёта коэффициента теплоотдачи формулой
δ=(dвн – dнар)/2 = (__ – __)/2 = __, λстали = __ Вт/(м*К).
Воспользовавшись уравнением теплового баланса
вычисляем конечную температуру горячего теплоносителя:
=__ oC – температура горячего теплоносителя на входе, Cр1 = __ кДж/(кг*К) – массовая теплоёмкость ОЖ при постоянном давлении.
Вычислим средний логарифмический температурный напор:
Δtб = t1’ – tвн = __ – __ = __oC.
Δtc = t1’’ – tвн = __ – __ = __oC.
Из уравнения теплопередачи
Q0 = k * F * Δtср
найдём требуемую площадь теплообменника
Рассчитываем требуемую длину обогревательной трубы:
Проверяем неравенство l’>(2*l + b):
__ > __ + __
__ > __ => отопительная труба оребряется
Неоребрённая поверхность отопительной трубы:
F0 = (2*l + b)*π*dн,
F0 = (__ + __)*__*__ = __ м2.
Количество рёбер:
Fp – боковая поверхность ребра.
ηp = __ – КПД ребра, учитывающий изменение температуры по высоте.