ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Государственный бюджет, налоги, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, налоговая система, ставка налога, кривая Лаффера, налоговые льготы; бюджетная система, фискальный федерализм, бюджетный дефицит, бюджет «полной занятости», структурный бюджетный дефицит, циклический бюджетный дефицит, «эффект вытеснения», государственные ценные бумаги, внутренний государственный долг, внешний государственный долг; фискальная политика, налоговый мультипликатор, мультипликатор сбалансированного бюджета, встроенные (автоматические) стабилизаторы, дискреционная политика, стимулирующая и сдерживающая фискальная политика, «эффект запаздывания».

Выводы:

1. Государственный бюджет – это смета доходов и расходов правительства, финансовый план государства. Государственный бюджет РФ, включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа фискального федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки военного и гражданского характера, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию государственного долга.

2. Основной источник доходов – налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц. Функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная. Принципы налогообложения: справедливость и равенство, эффективность налогообложения, простота и доступность исчисления. Виды налогов – прямые и косвенные. Всякий налог включает в себя характеристику субъекта и объекта налогообложения, налоговую ставку, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

3. В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Различают структурный бюджетный дефицит – дефицит в условиях полной занятости и циклический дефицит – дефицит в условиях, когда безработица превышает естественный уровень. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в центральном банке приводит к увеличению денег в обращении, росту цен, инфляции. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе порождает «эффект вытеснения» – сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

4. Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга (внутреннего и внешнего). Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам данной страны. Значительная государственная задолженность ведет к усилению поляризации населения, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта товаров, что может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

5. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

6. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде. Возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы).


ГЛАВА 8. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТРАНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА

Одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики является стабильно и активно работающая банковско-кредитная система страны. Данная тема и посвящена анализу места и роли кредита, банков в современной экономике, механизма воздействия денежной массы на уровень производства, занятость и цены, принципов и методов государственного регулирования денежного обращения.

8.1. Кредит: сущность, функции и виды.

Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является рынок ссудных капиталов. Ссудный капитал – это денежные средства, отданные в ссуду его собственником на время, на условиях возвратности и за плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит (от латинского «кредитум» – ссуда, долг).

В процессе экономической деятельности у хозяйствующих субъектов образуются временно свободные денежные ресурсы. К ним относятся денежные средства:

· высвобождаемые в процессе производственной деятельности предприятий (амортизационный фонд, предназначенный для восстановления, обновления и расширения основного капитала; фонд заработной платы; часть выручки, предназначаемой для покупки сырья, материалов, топлива; накапливаемая прибыль и т.д.);

· денежные доходы и сбережения всех слоев населения;

· денежные накопления государства в виде средств от владения государственной собственностью, доходов от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также неиспользованные средства бюджета.

В то же время у других субъектов возникает потребность в дополнительных денежных средствах (для оплаты товаров, услуг, работ и т.п.). Посредством кредита свободные денежные средства предоставляются во временное пользование, в долг нуждающимся в них.

Передача временно свободных денежных средств осуществляется на началах: возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Выданная в долг сумма должна быть возвращена через определенный срок, и за пользование деньгами взимается плата. Ссуды выдаются под залог, товаров, недвижимости, ценных бумаг, гарантии и др.

Кредит выполняет в рыночной экономике важные функции:

· обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства;

· перераспределяет денежные средства между предприятиями, отраслями, территориями, группами населения;

· способствует повышению эффективности производства, стимулирует научно-технический прогресс;

· порождает кредитные деньги;

· расширяет безналичный оборот, ускоряет движение денежных потоков;

· превращает денежные сбережения в капитал;

· способствует процессу концентрации и централизации капитала.

В процессе исторического развития сложились многообразные виды кредита.

Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый производителями (продавцами) потребителям (покупателям) в форме отсрочки платежа за поставленный товар. Коммерческий кредит – это кредит в товарной форме. Отношения коммерческого кредита оформляются векселем.

Вексел ь – это письменное долговое обязательство, оформленное по законодательным нормам, выдаваемое заемщиком кредитору и предоставляющее кредитору бесспорное право требовать с заемщика уплаты долга в определенный срок. Важнейшими свойствами векселя являются его абстрактность, бесспорность и обращаемость. Посредством передаточной надписи (индоссамента) вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц, выступая в качестве платежного документа, пригодного для оплаты товаров и услуг, предоставления кредита, возврата ранее полученных ссуд, т.е. вексель может выполнять функции денег.

Использование коммерческого кредита имеет свои пределы: во-первых, он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора; во-вторых, так как коммерческий кредит представляется в товарной форме, то он имеет ограниченную сферу применения, например, не может быть использован для уплаты налога и т.п., в-третьих, коммерческий кредит может предоставляться поставщиком потребителю, но не наоборот.

Несмотря на свою ограниченность, коммерческий кредит широко распространен в рыночной экономике и является важным фактором, экономящим деньги.

Ограниченность, присущая коммерческому кредиту, преодолевается путем развития банковского кредита, который в современном мире и является основной формой кредита.

Банковский кредит – это кредит, предоставляемый на определенный срок кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) физическим и юридическим лицам в виде денежной ссуды.

По срокам банковские ссуды делятся на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 3-х лет), долгосрочные (свыше 3-х лет).

Ссуды выдаются под залог товаров, имущества, ценных бумаг или под гарантию банка или другого юридического лица. Максимальная величина ссуды, выдаваемая банком одному заемщику, регламентируется. Так, в России ссуда одному заемщику не может превышать 25% собственного капитала банка.

Плата за использование деньгами (цена кредита) называется процентом, который измеряется нормой (ставкой) процента. Уровень процентной ставки дифференцируется в зависимости от характера ссуд и определяется на денежном рынке, где сталкиваются предложение денег и спрос на деньги. Исключение составляет учетная ставка (ставка рефинансирования) – устанавливая центральным банком ставка процента по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.

Ипотечный кредит – долгосрочный кредит, который выдается под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений и т.п.). В России, в условиях плановой экономике ипотечный кредит отсутствовал. Сегодня, с переходом к рынку, в России ипотека постепенно начинает возрождаться. В октябре 1993г. были приняты Основные положения «О залоге недвижимого имущества – ипотеке», предусматривающие, в частности, возможность использования в качестве залога жилых домов и квартир, дач, садовых участков, гаражей и т.п. Однако распространение ипотечного кредита затруднено из-за отсутствия в России четкого законодательства о собственности на землю.

Потребительский кредит – предоставляется частным лицам:

- торговыми фирмами при покупке потребительских товаров длительного пользования (автомобили, жилье, мебель, бытовая техника) в форме отсрочки платежа (продажа в рассрочку);

- банками или другими финансовыми учреждениями в виде банковских ссуд на потребительские цели (оплата обучения, лечения, отдыха и т.п.).

Потребительский кредит оказывает большое влияние на уровень потребления и совокупный спрос. В экономически развитых странах население тратит от 10 до 25% своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита.

Государственный кредит – это кредит, при котором в качестве кредитора или заемщика выступает государство. В первом случае государственные банки и другие государственные финансово-кредитные учреждения кредитуют частный сектор, во втором – государство, выступая в качестве заемщика, берет деньги в долг у физических или юридических лиц.

Межбанковский кредит – кредит, предоставляемый одним банком другому.

Международный кредит – это движение денег между кредиторами и заемщиками различных стран. Международный кредит обусловлен наличием внешнеэкономических связей и существует в форме коммерческого, банковского, государственного кредита, т.е. кредиторами и заемщиками могут быть банки, частные фирмы, правительства, международные и региональные организации.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое ссудный капитал? Каковы источники временно свободных денежных средств?

2. Какие функции выполняет кредит? Как развитие кредита влияет на экономику?

3. Охарактеризуйте коммерческий кредит. Что такое вексель? Почему вексель может выполнять функции денег?

4. Охарактеризуйте банковский кредит. На каких условиях банки предоставляют заемщикам деньги?

5. Что такое ипотечный кредит?

6. Охарактеризуйте потребительский кредит. В каких формах он может предоставляться?

7. Когда речь идет о государственном кредите, государство выступает в роли кредитора или /и заемщика? В каких формах может предоставляться международный кредит и кто может выступать в качестве заемщика и кредитора?

 

8.2. Коммерческие банки и центральный банк страны.

Современная банковско-кредитная система. Совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих и предоставляющих в долг денежные средства, образует банковско-кредитную систему страны.

В рыночной экономике принята двухуровневая банковская система. Верхний уровень представлен государственным центральным банком, который непосредственно не кредитует предприятия и население, но регулирует денежное обращение страны и руководит всей существующей в стране банковской системой.

Второй уровень занимает множество самостоятельных коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений (инвестиционные, пенсионные фонды, страховые компании), на которых и падает основная тяжесть работы по аккумулированию сбережений и размещению кредитов. Деятельностьнебанковских финансово-кредитных учреждений в основном сводится к аккумуляции денежных сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы предприятиям и государству, мобилизации капитала через эмиссию акций, предоставлении ипотечных и потребительских кредитов и т.п.

В плановой экономике СССР и других социалистических странах существовала одноуровневая банковская система. До 1986 года банковское дело в нашей стране было монополизировано Государственным банком СССР. Государственный банк являлся единым эмиссионным, кассовым и расчетным центром страны. Деятельность банка направлялась непосредственно правительством. Экономическое поведение населения и предприятий не оказывало практически никакого воздействия на денежное обращение страны.

Следствием существования одноуровневой монобанковской системы стали:

· отрыв кредитного оборота от движения материально-вещественных ценностей (За 1965-1987 гг. кредитные вложения банков в хозяйство возросли в 7 раз и достигли максимальной величины – 593 млрд. руб., за это же время валовой общественный продукт увеличился в 3,4 раза);

· утрата кредитом своих функций, вовлечение его в покрытие убытков предприятий. Принципы кредитования не соблюдались, выданные кредиты часто не возвращались, а просто списывались;

· неэффективное распределение кредитных ресурсов;

· ухудшение денежного обращения страны, что наряду с другими причинами вело к скрытой инфляции.

Курс на переход России к рынку потребовал принципиальных, качественных изменений в банковской системе России. Такие изменения и произошли в ходе банковской реформы 1987-1991 гг. В 1991 г. в России был принят закон, который ликвидировал монополизм Государственного банка и разрешил создание частных, коммерческих банков. За Центральным государственным банком были закреплены лишь функции, связанные с регулированием денежно-кредитного обращения в стране.

Центральное звено, «костяк» всей кредитной системы составляют коммерческие банки. На 1 января 2003 г. в России было 1329 действующих банков, имевших право на осуществление банковских операций, и 3326 их филиала. Коммерческие банки внесли огромный вклад в реформирование российской экономики. Они помогали в насыщении товарных рынков, создании товарных, товарно-сырьевых бирж, они выступили пионерами в эмиссии корпоративных ценных бумаг, дали толчок фондовому рынку, появлению брокерских фирм, расчетно-клиринговых центров и т.п.

За прошедшие годы возросло значение банков в движении валового национального продукта, в горизонтальном перемещении ресурсов – в отрасли и регионы, которые испытывали острую потребность в финансовых средствах. Деятельность коммерческих банков способствует исправлению структурных перекосов и деформаций российской экономики. Банки России стали играть большую роль в финансировании бюджетного дефицита.

Сегодняшняя банковская система России, являясь мощным локомотивом рыночных преобразований в стране, сама нуждается в коренном реформировании. Разразившийся осенью 1998 г. финансово-бюджетный и валютный кризис, принудительная реструктуризация ГКО негативно отразились на всей банковской системе России, породили кризис платежеспособности большинства банков, привели к краху ряда крупнейших банков страны.

Однако действительной причиной банковского кризиса стали недостатки самой банковской системы: неравномерность размещения банков по территории страны (более 40% банковских учреждений сосредоточено в Москве), недостаточная специализация банков, ограниченный набор представляемых банковских услуг, работа с «короткими деньгами» предоставление в основном краткосрочных ссуд и др. Но основной причиной банковского кризиса стала ориентация коммерческих банков не на инвестиции в реальный сектор экономики, а на операции с ГЦБ. Доля кредитов коммерческих банков всему хозяйству в течение 1998 г. была на уровне 32 – 33% банковских активов, б о льшая же часть активов направлялась в сферу финансовых спекуляций.

В целях преодоления банковского кризиса и повышения роли банков в экономике Правительством РФ и Банком России в начале 2002 г. была принята рассчитанная на 5 лет Стратегия развития банковского сектора в РФ, которая определяет основные цели дальнейшего развития банковского сектора: восстановление утраченного и реструктуризация существующего капитала, усиление инвестиционной функции банков, восстановление доверия к банкам и привлечение на этой основе сбережений населения с последующей их трансформацией в инвестиции в реальный сектор экономики. Совершенствование банковской системы России должно идти по пути концентрации банковского дела, усиления специализации банков, их более равномерного размещения по территории страны, увеличения долгосрочного кредитования хозяйства, предоставленных экономике, расширения набора оказываемых банком услуг и др.

Основу всей банковско-кредитной системы страны составляют коммерческие банки. Коммерческие банки являются самостоятельными организациями, выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации и оказывающие банковские услуги населению. Административно коммерческие банки не подчинены центральному банку, хотя и обязаны выполнять указания центрального банка в пределах норм, определенных законом.

Банк – это финансовый посредник, принимающий денежные средства у вкладчиков и предоставляющие их заемщикам на условиях возвратности, срочности и платности в целях получения прибыли.

Источники банковской прибыли: разность между процентом, взимаемым по ссудам и процентом, выплачиваемым по вкладам (банковская маржа); доходы от вложений в ценные бумаги; комиссионные вознаграждения.

Банки концентрируют основную часть кредитных ресурсов страны, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и оказывают финансовые услуги физическим и юридическим лицам.

Все банки могут быть охарактеризованы по разным признакам:

· по форме собственности – государственные, кооперативные, акционерные, смешанные;

· по видам выполняемых операций – универсальные, специализированные (ипотечные, инвестиционные, инновационные, земельные, торговые, биржевые и т.п.);

· по территориальному принципу – местные, региональные, общенациональные;

· по величине капитала – мелкие, средние, крупные.

Банки выполняют следующие основные функции:

· мобилизация временно свободных денежных средств и сбережений и превращение их в капитал. Аккумулируя денежные средства и сбережения в виде вкладов (депозитов), банки превращают их в ссудный капитал и используют для предоставления кредита. Таким образом, с помощью банков сбережения превращаются в капитал (приносят доход);

· перераспределение денежных средств. Непосредственное предоставление в ссуду временно свободных денежных средств их собственником заемщику в практической хозяйственной жизни затруднено. Банки, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их в долг конечным заемщикам, перераспределяют денежные средства между предприятиями, отраслями, территориями;

· создание кредитных денег – выдавая ссуду, банки осуществляют безналичную ссудно-депозитную эмиссию. Предоставляя клиенту денежную ссуду, банк зачисляет деньги на его счет, т.е. создает депозит. Владелец депозита может получать наличные деньги или осуществлять безналичные расчеты – в любом случае происходит увеличение количества денег в обращении. Таким образом, масса денег в обращении увеличивается, когда банки выдают ссуду, и уменьшается, когда ссуда возвращается;

· проведение денежных расчетов и кассовое обслуживание клиентов. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

· выпуск, покупка, продажа платежных документов и ценных бумаг. Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей.

В соответствии со своими функциями банки выполняют определенные операции, которые делятся на: пассивные, активные, комиссионные.

Пассивные операции – это операции, посредством которых банки привлекают денежные средства, формируют свои ресурсы.

Банковские ресурсы делятся на собственные и привлеченные. Источниками собственных средств являются акционерный капитал (уставный фонд), резервный капитал, образуемый за счет прибыли, и нераспределенная прибыль. Центральный банк устанавливает минимально необходимые размеры уставного капитала и предельное соотношение собственного и привлеченного капитала.

Привлеченные средства образуют преобладающую часть банковских ресурсов. Привлеченные средства – это денежные средства вкладчиков, займы в других банках. Вкладчики являются собственниками средств и предоставляют их банкам в пользование за определенную плату – процент. Привлеченные средства оформляются в виде депозитов (вкладов) и с точки зрения банка, являются его долговыми обязательствами и относятся к его пассивам.

Денежные ресурсы банков используются для проведения активных операций.

Активные операции – это операции, посредством которых банки реализуют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Предоставляемые банком денежные ресурсы образуют долги банку и являются его активами.

Основной вид активных банковских операций – это выдача ссуды (предоставление кредита). К числу активных операций относится и инвестиционная деятельность банка – вложение банком средств в частные и государственные ценные бумаги. Покупая ценные бумаги, банки финансируют заемщиков на относительно продолжительный период времени. С точки зрения приносимого дохода инвестиции – это второй (после процентов по кредиту) источник банковской прибыли.

Результаты активных и пассивных операций банка, отражаются в балансе банка, характеризующего соотношение его пассивов (долгов банк а) и активов (долгов банк у) на определенную дату.

Активы банка должны быть равны обязательствам банка (долгам банка) плюс собственный капитал банка. Если активы превышают обязательства, то банк платежеспособен. Если активы меньше обязательств, банк становится неплатежеспособным, т.е. банкротом.

Годовые отчеты (балансы) банков публикуются в открытой печати.


Схема упрощенного баланса банка

Активы Пассивы
1. Резервы - кассовая наличность - обязательные резервы 1. Расчетные и текущие счета предприятий
2. Вклады физических лиц
3. Задолженность по ссудам коммерческим и центральному банкам
2. Ссуды предприятиям и населению Всего пассивов
3. Ценные бумаги 4. Собственный капитал
Всего активов Пассивы плюс собственный капитал

 

Помимо операций, которые отражаются в балансе, банки выполняют ряд комиссионных операций. Это операции по оказанию разного рода посреднических и доверительных услуг, за оказание которых банк взимает комиссионные вознаграждения.

Основные виды комиссионных операций банков:

· расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

· лизинговые операции. Лизинг – это банковская деятельность по сдаче в долгосрочную аренду машин, оборудования, сооружений. Банки вместо того, чтобы выдавать предприятию ссуду на приобретение подобных средств, сами их приобретают и сдают в аренду, сохраняя за собой право собственности. При этом банк получает арендную плату (лизинговые платежи), а не ссудный процент. Для предприятий лизинг является специфической формой финансирования инвестиций;

· факторинговые операции. Факторинг – вид банковской деятельности, которая заключается в том, что банк покупает у своих клиентов их требования к дебиторам (покупателям), оплачивая им 60-90% суммы обязательств в виде аванса, с окончательным перерасчетом после погашения задолженности;

· трастовые операции – выполнение банком различных функций, связанных с управлением имуществом, пенсионными фондами, хранением ценных бумаг по доверенности клиента. Сосредотачивая трастовые активы, банки имеют возможность значительно расширить сферу своей деятельности и влияния, обеспечивая себе, таким образом, высокие прибыли.

· операции с ценными бумагами и валютой, осуществлять которые банки имеют право лишь при наличии соответствующей лицензии.

За оказание всех этих услуг банк взимает комиссионное вознаграждение. Спектр предоставляемых банковских услуг постоянно расширяется.

Во главе всей банковской системы стоит государственный центральный банк страны.

В конце Х1Х – ХХ в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал именоваться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны.

Важнейшим принципом функционирования центральных банков является их независимость от правительства. В большинстве стран центральный банк подчиняется высшему законодательному органу страны. Это обстоятельство имеет очень большое значение, так как в случае дефицита бюджета правительство не может обязать центральный банк профинансировать бюджетный дефицит. Правительство вынуждено прибегнуть к займу. При этом, поскольку предоставление безоблигационных кредитов запрещено законодательством, правительству приходится выпускать государственные ценные бумаги и под них на общих основаниях (возвратность, срочность, платность) получать кредиты в центральном банке.

Центральный банк не ставит перед собой присущей коммерческим банкам цели максимизации прибыли и не конкурирует с последними. Основное назначение центрального банка в рыночной экономике – обеспечение стабильности банковской и финансовой систем, контроль за денежным обращением страны, проведение денежной политики, которая обеспечивала бы достижение макроэкономических целей, прежде всего безинфляционного развития экономики.

Традиционно центральный банк выполняет следующие основные функции:

· монопольно осуществляет эмиссию банкнот (наличных денег). В современных условиях, когда наличные деньги составляют незначительную часть денежной массы, эта функция центрального банка несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для розничной торговли и обеспечения ликвидности банков. Разность между номинальной стоимостью денег и затратами на их производство называется «сеньораж » и образует доход центрального банка;

· является банком банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Клиенты центрального банка – коммерческие банки. Центральный банк хранит кассовые резервы банков; через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, осуществляет расчеты между ними; в случае необходимости оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков «кредитором последней инстанции», т.е. кредитором на крайний случай. Центральный банк предоставляет коммерческим банкам ссуды под залог коммерческих векселей, и других ценных бумаг, а также осуществляет учетные операции – покупку векселей банков;

· выступает в качестве банкира правительства. Хотя центральный банк и не подчиняется правительству, он тесно с ним связан. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных учреждений. Центральный банк осуществляет кассовое, расчетное, кредитное обслуживание Правительства, управляет государственным долгом (осуществляет размещение и погашение займов, организует выплату процентов и др.), регулирует резервы иностранной валюты и золота, осуществляет международные расчеты и т.п.;

· осуществляет банковское регулирование и банковский надзор. Центральный банкпостоянно контролирует соблюдение банками законодательства и других нормативных актов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Устанавливая разного рода экономические нормативы (максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; нормативы ликвидности кредитной организации; нормативы достаточности собственных средств (капитала) и др.) центральный банк влияет на деятельность коммерческих банков;

· регулирует безналичную эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. Воздействуя на масштабы и характер операций коммерческих банков (прежде всего на объем предоставляемых кредитов), центральный банк в соответствии с принятыми ориентирами государственной денежно-кредитной политики, регулирует массу денег, находящихся в обращении.

Основные средства воздействия центрального банка на кредитные ресурсы банков и массу денег, создаваемую коммерческими банками, – это:

· операции на открытом рынке – купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг;

· изменение учетной ставки;

· изменение норматива обязательных резервов.

Все функции центрального банка тесно связаны между собой, и выполняя их центральный банк, осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики.

Вопросы для самопроверки:

1. Что собой представляет кредитная система страны? Какие финансово-кредитные учреждения образуют кредитную систему?

2. Как развивалась банковская система в России?

3. Что собой представляет коммерческий банк? По каким признакам может быть охарактеризован любой банк? Каковы основные функции банков?

4. Как группируются все банковские операции? Какие операции банков называются «активными», и какие «пассивными»?

5. Охарактеризуйте такие банковские операции как лизинг, факторинг, траст.

6. Что собой представляет центральный банк страны? В чём его отличия от коммерческих банков? Каков статус центральных банков?

7. Охарактеризуйте основные функции центральных банков.

8. С помощью каких инструментов, центральный банк регулирует денежное предложение?

8.3. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства.

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращение (денежное предложение).

Современная монетарная политика базируется на основных положениях монетаризма – экономической школы, развившей основные положения классической количественной теории денег и рассматривающей деньги как важнейший фактор экономического развития.

Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

· «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

· ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

· поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

· все нарушения макроэкономического равновесия являются следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

· денежное предложение экзогенная (задаваемая извне) величина и не зависит от состояния экономики;

· рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства в экономику должно быть ограничено воздействием на количество денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения;

· фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику;

· в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объём ВНП, в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объёма реального ВНП.

· рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80х – начале 90-х гг. ХХ в. и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности в США, уровень инфляции сократился 13,5% в 1980г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982г. до 5,5% в 1988г.

Механизм воздействия монетарной политики на объём национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, це



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: