Задания Всероссийской литературной викторины, посвящённой жизни и творчеству Александра Твардовского




«В его словах душа народа...»

(в викторине могут принять участие все желающие)

1. В 1909 году отцом будущего писателя, был приобретен «клочок земли» – 12 десятин, болотистых, заросших лозняком. «С этим клочком, – писал Твардовский, – связано все лучшее, что есть во мне – поэтическая способность. Более того – это я сам как личность». А вы знаете, у потомков какого знаменитого адмирала была куплена эта земля?

 

2. В доме Твардовских на хуторе Загорье и общий вид хутора. Кто автор этих рисунков?

 

 

3. Кому Твардовский посвятил эти свои еще не развернувшиеся во всю мощь стихи?

 

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминают.

 

4. Твардовский, по его свидетельству, «считался вторым после отца грамотеем и книгочеем в семье», да еще и сам стал сочинять стихи. Недаром именно ему Трифон Гордеевич, в двадцатом году, вручил эту книгу, выменянную на картошку на базаре, куда та, видимо, попала из какой-нибудь барской библиотеки. Вскоре мальчик знал наизусть многое из этой «заветной», «самой дорогой» для него на всю жизнь книги. О какой книге идёт речь?

 

5. На малой той частице света

Была она для всех вокруг

Тогдашним клубом, и газетой,

И академией наук.

И с топором отхожим плотник,

И старый воин – грудь в крестах,

И местный мученик-охотник

С ружьишком ветхим на гвоздях;

И землемер, и дьякон медный,

И в блестках сбруи коновал,

И скупщик лиха Ицка бедный, –

И кто там только не бывал!

 

Нескончаемым источником разнообразнейших впечатлений стала отцовская ________________, где Трифон Гордеевич, по свидетельству поэта, замечательный мастер, исподволь обучал делу и сыновей (старший, Константин, унаследует родительскую профессию). О каком месте идёт речь?

 

6. «Он единственный из советских поэтов, – писал Твардовский, – чье непосредственное влияние на меня я всегда признаю и считаю, что оно было благотворным для меня. В стихах своего земляка я увидел, что предметом поэзии может и должна быть окружающая меня жизнь деревни, наша непритязательная смоленская природа, собственный мой мир впечатлений, чувств, душевных привязанностей». Какой поэт оказал влияние на молодого Твардовского?

 

7. Как называлось первое, опубликованное в газете «Смоленская деревня» от 19 июля 1925 г., стихотворение А.Т. Твардовского?

 

 

8. «…Задумал я эту вещь под непосредственным воздействием извне, – писал Твардовский, – она была мне подсказана А.А. Фадеевым, хотя эта подсказка не была обращена ко мне лично и не имела в виду жанр поэмы. Началом своей работы над поэмой, первым приступом к ней я считаю 1 октября 1934 г., когда я занес в свой дневник выписку из появившейся в печати речи Фадеева». Назовите поэму.

 

9. «Это был подчас ершистый, колючий, иронический человек, трудный для самого себя, но очаровательный в минуты радости и редкой удовлетворенности сделанным и достигнутым, – писал современник Твардовского, поэт и переводчик. – Конечно, он знал себе цену, у него было сложное чувство собственного достоинства, которое некоторым казалось гордыней, «шляхетской» неприступностью». Чьи это слова?

 

10. Страница рабочей тетради поэта. Запись от 16 декабря 1934 г.

 

Наброски какой поэмы представлены в этой рабочей тетради?

 

 

11. – Ну, представь себе, – рассказывал Твардовский, — ты приезжаешь издалека, у тебя еще не напечатанная в центре поэма, обстоятельства твоей жизни смутны, и ты не знаешь еще, на каком ты свете. И вот в вестибюле, возле гардероба, к тебе подходит человек, известный тебе по портретам и намного старше тебя, и говорит, не то спрашивая, не то восклицая: «Вы Твардовский?» – «Да, – отвечаю, – Твардовский». Он переспрашивает несколько раз: «Вы Твардовский?» – «Да», – говорю. Он… целует меня в лоб, обнимает и говорит: «Я давно ждал появления такого поэта, и вот вы пришли». Назовите этого человека.

 

12. Из военных записей Твардовского: «На командном пункте дивизии мы были в момент наступления. Дела шли явно плохо… Командир дивизии грозил командирам полков, командир корпуса, присутствовавший в землянке, вмешивался в каждый телефонный разговор, добавлял жару: – Вперед. Немедленно вперед… Вскоре же картина целиком выяснилась. Наши лежали на снегу у проволоки, продвинувшись на несколько десятков метров. Они не могли ни продвинуться вперед из-за исключительно точного огня из укреплений, ни уже отойти назад. Они лежали, и противник их расстреливал постепенно. Танки помочь не могли. Они сразу же выводились из строя». В каком произведении поэта отразились данные воспоминания?

13. Основные штрихи и идея этой поэмы появились на свет в 1942 году, но завершил ее писать он в 1946 году и посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. На примере этой семьи, автор
повествует о трагически сломанных войной судьбах людей. Но весь оптимизм поэмы в том, что дети должны рождаться, сожженные дома – восстанавливаться, разбитые семьи – воссоединяться. Как вы думаете, о какой поэме идет речь? «Дом у дороги»

 

14. Из военных записей Твардовского: «К вечеру же мы видели, как потянулся поток всякого транспорта с передовой – везли раненых. Их везли на машинах, на танках, на санях, на волокушах, несли на носилках. Запомнилось на всю жизнь: везет боец раненого. Лежит он в санях на животе, протянув вперед темные, окоченевшие, должно быть, руки, и тихо, невыразимо жалостно стонет. Как собака, – пусть и недопустимо такое сравнение. А возчик почмокивает на лошадь, подергивает вожжами и будто бы сурово и даже недовольно к лежащему: – Больно, говоришь? Руки, может, замерзли? Сказал бы, что замерзли. Я тебе вот рукавички дам. Дать? А то возьми. Они с рук – теплые. Возьми, слышь». Назовите произведение, в котором несколько лет спустя прозвучат похожие слова.

 

15. Назовите памятник и город, в котором он установлен.

 

 

16. «Дома гниют, дворы гниют,

По трубам галки гнезда вьют,

Зарос хозяйский след.

Кто сам сбежал, кого свезли,

Как говорят, на край земли,

Где и земли-то нет».

 

Эти строки не вошли в окончательный вариант поэмы и остались только в черновом её варианте. Назовите произведение.

 

17. В поисках кратчайших путей к солдатскому сердцу группа писателей, работавших в газете «На страже Родины», изобрела условный персонаж, который появлялся в серии занятных картинок со стихотворными подписями. Твардовский написал вступление к этому циклу фельетонов. Тот персонаж скрашивал солдатам трудности жизни, являясь в минуты отдыха, краткой передышки, или как бы служил веселым подспорьем в тяжелой солдатской науке, занимательным приложением к деловитым параграфам воинских уставов. Масштаб же новых и драматических размышлений Твардовского о воочию увиденном на войне был попросту противопоказан рамкам газетного фельетона. Уже рисовалась ему какая-то поэма, которую он будет писать «всерьез». Казалось бы, поэту было суждено расстаться со своим «крестником». И вдруг – как озарение! «Вчера вечером или сегодня утром, – записал Твардовский 20 апреля 1940 года, – герой нашелся, и сейчас я вижу, что только он мне и нужен, именно он…» Кто?

 

18. Это стихотворение было написано в 1946 году и связано с реальной человеческой историей. В конце лета 1942 в госпитале поэт увидел Василия Бросалова – бойца, которого тяжело ранили в сражении, о котором говорится в стихотворении. Он находился между жизнью и смертью, когда же на короткое время приходил в чувство, рассказывал о немецко-русском столкновении. Матери Бросалова отправили похоронку, но мужчине удалось выжить. Несмотря на то, что прототип героя выжил, стихотворение написано от имени погибшего солдата. Назовите стихотворение.

 

19. Эта поэма просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь... герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну. В конце произведения герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири. Назовите произведение.

 

 

20. Соотнесите рисунок и его художника.

 

а.

б. в.

 

г. д.

 

 

В. Гальдяев Ю.Непринцев И.Бруни О.Верейский А. Каневский

 

 

Ответы на задания викторины предоставляются в свободной форме в документе любого формата. Задания викторины переписывать не надо. Ответы должны быть ясными и лаконичными.

Приложение№2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: