Лекция 6
Планирование – 2 часа
Методы реализации проекта. Разработка ИСР проекта, матрицы ответсвенности.
Разработка календарного плана.
Планирование проекта нацелено на разработку плана проекта, в котором определены и документированы все действия, необходимые для достижения целей проекта. План проекта нужен для координации деятельности всех участников проекта. Целостный план задает порядок выполнения всех работ. Он описывает, что, кто, как и когда будет делать. Началом этого этапа становится определение методов реализации проекта, системы логически взаимосвязанных результатов и назначение ответственных за эти результаты. Далее определяется перечень необходимых операций. Для каждой операции определяются необходимые ресурсы (люди, оборудование, материалы). В конце успешно пройденного этапа планирования проектная документация объединяется и становится основной частью проекта.
Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Авторы проекта должны ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
· Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
· Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
|
· Соответствие деятельности заявленным результатам;
· Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
· Инновационность / возможный риск;
· Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
Критерии оценки раздела «Методы»
1. Из раздела ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда, в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
2. Указывается разумно ограниченный набор мероприятий, которые могут быть выполнены в срок и в пределах общей стоимости проекта.
3. Понятны причины выбора именно этих мероприятий.
4. Понятна и убедительна предлагаемая последовательность выполнения мероприятий.
5. Естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод.
Давайте рассмотрим пример (смотри Приложение 1 к лекции 6)
Для собственного осознания и более детальной проработки проекта можно использовать методику ИСР.
Иерархическая структура работ (ИСР) – это ориентированный на результат способ группировки частей проекта, позволяющий упорядочить и определить содержание проекта. ИСР используется для структурированного разделения результата проекта и работ проекта на более мелкие управляемые элементы. Результаты и работы, которые не входят в ИРС, находятся за рамками проекта.
Порядок разработки ИРС:
· Весь проект в целом – высший уровень иерархии;
· Этапы проекта (методы) – второй уровень иерархии (крупные результаты проекта);
· Работы, мероприятия, с учетом деления крупных результатов на более мелкие – третий уровень иерархии и т.д.
|
Детализацию путем дробления следует прекратить на том уровне иерархии, на котором можно назвать конкретного исполнителя операции, указать ее длительность, оценить ее трудоемкость и затраты. Рекомендуемое число уровней иерархии от 3 до 6.
Матрица ответственности позволяет распределить ответственность за результат проекта.
Выполните три шага для разработки матрицы ответственности:
1 шаг: перечислите основные результаты проекта/важные решения в строках матрицы
2 шаг: перечислите участников команды проекта в столбцах матрицы
3 шаг: закодируйте матрицу ответственности
Результаты | Анна | Сергей | Алексей | Дмитрий | Иван |
Расклейка афиш | ü | ü | ü | ||
Поиск тренеров | ü | ||||
Подбор аудитории | ü | ||||
Заключение договоров | ü | ü |
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
· Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
· Реалистичность, выполнимость плана;
· Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
· Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
|
Давайте рассмотрим пример плана реализации проекта «Дети – завтрашние судьи наши»
Этапы:
§ Подготовительный: сбор материала (сказки).
§ Основной: издание сборника сказок.
§ Заключительный: презентация сборника в детских домах Ижевска, Можги, Воткинска и Завьяловского района, рассылка 5 экземпляров книги в каждый детский дом УР.
Шаги | Срок реализации | Необходимые ресурсы | Ответственный |
Составление перечня сказок | 21.03 – 11.04.2011 | Сказки, написанные студентами ФФ | Главный редактор |
Разработка макета сборника: 1) Выбор формата издания. 2) Выбор формата полосы набора. 3) Оформление обложки. 4) Выбор переплета. | 11 – 15.04.2011 | Компьютерное обеспечение | Дизайнер |
Верстка и распечатка оригинал-макета | 15 – 19.04.2011 | Компьютерное обеспечение, бумага, заправка картриджа | Дизайнер |
Составление сметы | 19 – 22.04.2011 | Прейскурант типографии, почты | Руководитель |
Организация типографской работы по печати сборника в нужном количестве экземпляров | 15 – 31.05.2011 | Услуги типографии | Координатор |
Презентация сборника в детских домах Ижевска | Сентябрь 2011 | Целевая аудитория, площадки для презентации | Реализатор |
Опрос целевой аудитории, анализ результатов | Сентябрь 2011 | Целевая аудитория, вопросник | Реализатор |
Рассылка экземпляров сборника по детским домам УР | Сентябрь 2011 | Почтовые услуги | Реализатор |
Анализ результатов проекта | 1 –15.10.2011 | Результаты опроса, отчет о проведенной работе | Руководитель |
Обсуждение перспектив проекта | 1 – 15.10.2011 | Данные о деятельности других факультетов | Руководитель |
Приложение 1 к лекции 6
Метод-1: Проведение конкурсного отбора |
Конкурсный отбор участников проекта согласно критериям, измеряющим предпринимательский потенциал кандидата. В ходе первого (подготовительного) этапа применяется две последовательные методики отбора: заполнение заявки на участие в проекте и личное собеседование с оргкомитетом проекта. В качестве критериев для оценки предпринимательского потенциала используются следующие показатели:
1) Наличие начального опыта реализации собственных предпринимательских инициатив;
2) Наличие собственной идеи (или нескольких идей) для развития бизнеса;
3) Наличие первоначального управленческого опыта (опыт работы в качестве человека, ответственного за принятие решений и результат того или иного мероприятия/проекта);
4) Наличие базовых компетенций предпринимателя (высокий уровень уверенности в себе, умение планировать и организовывать деятельность, умение собирать и анализировать информацию, умение справляться со сложными и непредвиденными ситуациями – тестирование участников по тесту Колланда).
Набор 200 заявок на конкурсный отбор обеспечивается проведением комплексной рекламной компанией в молодежной среде г. Ижевска и Удмуртской Республики согласно календарному плану:
|
Метод-2: Создание образовательных пространств и площадок |
Применение разнообразных образовательных и развивающих площадок, имеющих различную функциональную нагрузку в рамках второго (обучающего) этапа проекта: 1) Получение новых знаний и их применение на практике (проведение 4-х образовательных модулей: общее понимание среды бизнеса, менеджмент, маркетинг, работа с финансами); 2) Налаживание связей и формирование партнерских отношений между участниками, знакомство со сферами личных интересов и опытом деятельности каждого («неформальные встречи» и встречи по интересам, направленные на знакомство участников друг с другом); 3) Получение конкретных навыков, необходимых для ведения бизнеса (мастер-классы с крупными региональными бизнесменами и специалистами по конкретным направлениям экономической деятельности); 4) Обмен опытом в сфере бизнес-проектирования и получение «обратной связи» в процессе обсуждения собственного проекта вместе с другими участниками («проектные встречи» с обсуждением одного или нескольких проектов участников, обсуждение сильных и слабых сторон проекта, а также способов его развития). |
Метод-3: Проведение итоговой защиты бизнес-проекта участника |
Защита участником бизнес-проекта перед экспертами и инвесторами (третий этап), проработанного с учетом знаний и умений, полученных в ходе образовательного этапа. По итогам защиты эксперты принимают решение об инвестиционной привлекательности представленных проектов и рекомендуют лучшие из них на получение государственного финансирования. Финансирование предлагается привлекать существующими механизмами Удмуртского Государственного Фонда поддержки малого предпринимательства: грантовая программа Фонда, программа кредитных гарантий (в существующем партнерстве с банками), программа кредитования малого и среднего предпринимательства средствами фонда (основная деятельность Фонда). |
Приложение 2 к лекции 6