Выполнила: Попкова Н.А., заочная магистратура, MZ-M19Б-01, артпедагогика, 3 курс
Предмет: Арт-педагогика в инклюзивном образовании
Нозологическая группа детей с ОВЗ: дети с лёгкой степенью аутизма
Легкая стадия аутизма – это факт наличия симптомов расстройства аутического спектра (РАС), но выраженных не настолько, чтоб критически ухудшить качество жизни и социальные связи человека. Среди других видов аутизма, имеет лучший прогноз.
Люди с легким течением РАС не имеют проблем с интеллектом. Часто они талантливы в своей сфере. При этом не лишены типичных для аутического расстройства проблемами с восприятием и пониманием окружающих и законов общества.
Правильная коррекционная работа и вовремя начатое лечение, помогают аутисту с легкой формой преодолеть симптомы, интегрироваться в общество. Такие люди получают образование, заводят друзей, устраивают личную жизнь и находят работу.
Первые признаки легкого аутизма становятся заметны с 1 года, в раннем детстве. В моменты, когда малышу приходит время общаться с другими людьми или проявлять ожидаемые эмоции. И здесь отмечаются трудности.
Сенсорные расстройства. Громкие звуки, шум, мелькание света могут причинять реальную боль или сильно отвлекать. Бывает, что отвлекающим фактором служит даже более тихий, в сравнении с основным фоном, звук. Такие люди не согласятся пойти на музыкальный концерт или в кино, стараются обходить стороной торговые центры и шумные скопления людей, не любят вечеринки.
Невосприимчивость социальных знаков
Без специального обучения, запоминания естественных для среднего человека сигналов языка тела, аутисты игнорируют другую информацию в разговоре, кроме вербальной.
Дети с аутизмом не знают норм поведения и речевые построения правильно понимают не всегда. Они не могут оценивать тембр своего или чужого голоса, определить: нейтрально сказана фраза или с каким-то подтекстом.
Неспособны почувствовать, какое расстояние между собеседниками в той или иной ситуации является социально приемлемым.
Сложности при взаимодействии с обществом
Возникают из-за непонимания стереотипного поведения других людей.
Возникают проблемы с ситуативной мимикой, или такие люди вообще обходятся без нее, никак не выражая свое отношение к происходящему языком тела.
Они не могут угадать, о чем думают или что испытывают другие люди, поэтому в разговоре отвечают невпопад. Не способны в нужный момент дать ожидаемую обратную связь, например, сочувствие.
Расстройства эмоциональной сферы
Отсутствие эмоций у аутистов с легкой формой – миф. Они испытывают весь спектр человеческих эмоций, но часто проявляют их не сообразно ситуации: чрезмерно или незаметно.
Немало людей с таким диагнозом дополнительно страдают ОКР – обсессивно-компульсивными расстройствами. Среди “легких аутистов” выше частота депрессивных расстройств, тревожности, перепадов настроения. Впрочем, исследователи и врачи сходятся во мнении, что это не столько симптомы болезни, сколько результат специфической жизни аутиста.
Как такового, лечения при симптомах аутизма легкой степени не предполагается. Речь, скорее, идет о коррекции поведенческих реакций: основа курса – обучение и коррекционная работа, проводимая психологами, логопедами, докторами.
Одна из специфических черт патологий группы РАС – не терпимость к переменам. Резкое изменение графика или окружения приведет к регрессу достигнутого.
Скорее обучаться и социализироваться, помогает четкое расписание дня, график дел на день, неделю, месяц. Подробно оговариваемые с ребенком цели и время их достижения. Чем меньше неожиданностей и внезапностей, тем лучше.
Из каких подходов складывается терапия
Разработан спектр методик лечения легкого аутизма у детей. И каждому пациенту, в зависимости от конкретных проявлений болезни, подбирается своя.
Комплекс терапии складывается из таких сегментов:
Логопедия, упор – развитие речи во всех ее формах. Параллельно совершенствуются навыки невербального общения.
Трудотерапия – нужна для развития мелкой моторики, освоения бытовых навыков. Малыш учится обслуживать себя, выполнять задачи различной сложности, у него вырабатывается читаемый почерк.
АВА-терапия (applied behavior analysis – прикладной анализ поведения). Методика, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Но чтоб рассчитывать на результат, нужен опытный наставник.
Психотерапия – сеансы помогают осознавать себя, как часть социума. Так ребенок комфортнее ощущает себя на людях, в обществе.
Групповые занятия адаптируют аутистов к социуму
Групповые занятия – обучение социальным навыкам в группах помогает освоить принятые в обществе линии поведения. Прививает навыки адекватного общения в среде сверстников.
Терапия семейного взаимодействия помогает не только ребенку, но и родителям прийти к взаимопониманию. Малыш постепенно перестает резко реагировать на малейшие изменения. Учится оценивать чужие точки зрения, расширяет кругозор.
Песочная терапия в работе с аутичными детьми
Нарушения сферы коммуникации, искажения процессов эмоционального реагирования, своеобразие мотивационно-волевой и когнитивной сфер у детей с расстройствами аутистического спектра требуют гибкого подхода в системе комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Одним из методов, позволяющим решить целый комплекс задач, является песочная терапия.
Автор этого метода, зародившегося в рамках юнгианского психоанализа, Дора М. Калфф (Dora M. Kalff) подчеркивала необходимость создания безопасного психологического пространства в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Игры с песком позволяет ребенку выразить свои переживания и ощущения, «прожить» психотравмирующую ситуацию и, таким образом, освободиться от отрицательных эмоций. В процессе песочной терапии дети проходят 3 стадии: «хаоса», «борьбы» и «разрешения конфликта». На стадии «хаоса» ребенок беспорядочно взаимодействует с предметами и игрушками, часто перемешивает их с песком. Постепенно количество используемых фигурок уменьшается и в действиях появляется сюжет. Стадия «борьбы» связана с актуализацией негативных эмоций ребенка (гнева, обиды, тревоги) и перенесением их в пространство песка. На стадии «разрешения конфликта» создаваемые ребенком песочные картины становятся более упорядоченными и осмысленными, что является признаком снижения психической напряженности и изменения эмоционального состояния в благоприятную сторону.
Песочная терапия получила широкую известность за пределами психоаналитического направления, став привлекательной для многих специалистов. Песочная терапия обладает большим образовательным и здоровьесберегающим потенциалом. Она может выступать в качестве ведущего метода психокоррекционного и психопрофилактического воздействия при наличии у ребенка различных форм отклоняющегося развития (аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития и т.д.). Форма проведения занятий и их содержание определяются психологическими особенностями конкретного ребенка и задачами проводимой с ним работы. В процессе работы может использоваться различный материал: сухой, мокрый и цветной песок.
Использование игр с песком способствует:
стабилизации эмоционального состояния ребенка;
развитию навыков коммуникации;
развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового);
развитию внимания, мышления, речи, памяти, воображения;
развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
В играх с песком используется следующее оборудование:
ящик с сухим песком;
ящик с мокрым песком;
различные приспособления и предметы-орудия (лопатки, совки, емкости разных размеров и объемов, воронки, мельницы, кисточки, палочки и т.д.);
коллекция миниатюрных фигурок (люди, животные, машины, дома, предметы быта, деревья, цветы, инструменты и т.д.);
емкости с цветным песком;
листы-основы с отрывной клеящейся поверхностью (для рисования цветным песком);
световой стол для рисования песком.
Занятия с сухим и мокрым песком
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) песок может использоваться с целью психопрофилактики и психокоррекции. Игры с песком эффективно применяются для снижения стрессовых переживаний в период адаптации ребенка к образовательному учреждению (детскому саду или школе). В спонтанных и специально организованных занятиях происходит высвобождение психического напряжения ребенка, которое может накапливаться в течение дня и быть причиной эмоциональной нестабильности, повышенной возбудимости и даже агрессии. Взаимодействуя с взрослым и сверстниками в песочнице, аутичный ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения, что существенно повышает его адаптационный потенциал.
Каждое занятие необходимо начинать с ритуала приветствия и завершать ритуалом прощания. Например, педагог может попросить ребенка «поздороваться» и «попрощаться» с песком, дотронувшись до него (варианты: коснуться всей ладонью – внутренней, затем тыльной стороной; пальцами одной руки, затем пальцами другой руки, потом всеми пальцами одновременно; сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу).
Далее представлены примеры развивающих игр с сухим и мокрым песком, которые показали свою эффективность в работе с аутичными детьми.
Для релаксации:
– опускать руки в песок и совершать ими различные движения (в том числе под музыку).
– сыпать песок из кулака в песочницу, на ладонь педагога, на свою ладонь («песочный дождь»);
Для развития тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия:
– скользить пальцами и ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейка, санки и др.);
– делать на сухом и мокром песке отпечатки ладонями рук (внутренней и внешней стороной, ребрами ладоней), кулаками, костяшками кистей рук;
– «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
– делать на мокром песке при помощи формочек объемные отпечатки, а затем угадывать, что получилось;
– слушать звуки от пересыпания песка.
Для развития мелкой моторики и предметно-практической деятельности:
– игры с имитацией различных движений («Идут медвежата» - кулаками и ладонями с силой надавливать на песок; «Ползут змейки» - расслабленными/напряженными пальцами рук делать поверхность песка волнистой; «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «Бегут жучки-паучки» - двигать всеми пальцами, имитируя движения насекомых);
– пересыпать песок в разные емкости различными предметами-орудиями,
– прятать в песке разные предметы и игрушки, а затем искать их при помощи рук и пальцев, использовать палочки, кисточки;
– строить из песка горки;
– рисовать на песке пальцами и кисточкой фигуры, предметы, узоры.
Для развития внимания и памяти:
– показать ребенку карточку с нарисованной на ней фигурой (предметом, узором), а затем попросить повторить это на песке;
Для развития воображения:
– нарисовать на песке круг и спросить ребенка, на что он похож, а затем вместе с ребенком дорисовать детали, чтобы получился другой предмет (солнышко, лицо, мяч, яблоко, часы и др.).
Занятия с цветным песком
Цветной песок имеет дополнительные преимущества по сравнению с сухим и мокрым песком. В основном, это объясняется мощным воздействием цвета на настроение и психоэмоциональный тонус.
Процесс рисования цветным песком прост и приятен, не требует специальных знаний и навыков. Его состоит в том, что с листов-основ отрывается защитный слой и на клеящуюся поверхность в произвольном порядке (по кругу, дорожками и т.д.) щепотью насыпается песок. В процессе работы ребенок может выбрать цвета, которые ему наиболее приятны в данный момент, что является способом «отыгрывания» эмоций. В том случае, если мелкая моторика ребенка не позволяет ему аккуратно сыпать песок на лист-основу или у ребенка наблюдается «застревание» на одном цвете, можно использовать метод «рука в руке».
Существенным преимуществом рисования цветным песком является то, что его конечный результат – всегда сюрприз. Кроме того, готовые работы практически всегда получаются яркими и красивыми, что позволяет укрепить позитивную самооценку и уверенность в себе, а также избежать реакции ожидания неудачи
Рисование на песке с использованием светового стола
Рисование на песке с использованием светового стола стало крайне популярным в последнее время. Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению преимуществ данной техники в работе с аутичными детьми, важно провести различия между понятиями «песочная анимация» и «рисование на песке (песком)».
Песочная анимация – это серия рисунков на песке, быстро сменяющих друг друга, что создает ощущение движения. Изобретатель этого метода, режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф (Caroline Leaf), в 1969 году создала песочный фильм «Песок, или Питер и Волк» («Sand or Peter and the Wolf»). Начиная с этого момента, искусство песочной анимации («Sand Art») активно развивалось. Создание произведений в данной технике требует длительной трудоемкой работы целой команды людей, которая включает в себя написание сценария, раскадровку, тренировку практических навыков художника в работе с сыпучим материалом.
В процессе психологической работы основной акцент делается не на «правильном» рисовании, а на свободе самовыражения и творчества. Раскрывая широкие возможности метода, песочный терапевт Михайлова О.М. выделила 2 разновидности рисования песком: «статическое» и «динамическое». В статическом изображении не происходит изменений, а динамическое, наоборот, может трансформироваться, например, когда ребенком используются приемы «насыпания» и «протирания».
В рисовании песком на световом столе имеется ряд существенных преимуществ, благодаря которым возрастает образовательный и коррекционный потенциал занятий для ребенка, страдающего нарушениями аутистического спектра. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка или взрослого в творческий процесс. При соответствующей подготовке (обработке рук тальком) песок, как правило, не липнет к рукам, а соответственно не создает для ребенка дискомфортных ощущений. В том случае, если они все-таки возникают, можно использовать дополнительное оборудование (например, сухие кисти разных размеров). Рисование песком не предполагает длительного ожидания (например, когда работа высохнет, как в случае рисования красками). Благодаря пластичности материала в изображения можно постоянно вносить изменения, добавляя и убирая детали. Рисование снимает эмоциональное напряжение, дает толчок к творческому самовыражению, развитию воображения. Рисование двумя руками хорошо влияет на развитие межполушарных связей. Занятия способствуют раскрепощению, развитию творческого потенциала, фантазии каждого ребенка.
Проведение развивающих игр с песком с аутичными детьми требует соблюдения ряда правил:
На начальном этапе при знакомстве ребенка с песком следует избегать жесткой структуры занятия. В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и интересов ребенка можно продлить этап спонтанной игры в песке, даже если это стереотипные манипуляции.
Необходимо выработать особый ритуал приветствия и прощания. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации.
Сначала педагог показывает способы действия с песком, а затем вместе с ребенком, «рука в руке» повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции.
На первых занятиях ребенку важно освоить простой набор действий с песком с помощью рук. Затем можно использовать различные приспособления (лопатки, грабли, емкости для пересыпания, кисточки для рисования и т.д.), а также игрушки (фигурки животных и т.д.). Не стоит показывать ребенку сразу весь набор игрового материала.
Важно внимательно следить за эмоциональной реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или утомления занятие необходимо завершить.
Позитивными результатами использования игр с песком в работе с аутичными детьми дошкольного и младшего школьного возраста являются:
Развитие интереса к окружающему миру и увеличение потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно;
Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;
Снижение психоэмоциональной напряженности;
Совершенствование предметно-игровой деятельности;
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики.