Винсент Ван Гог. Поль Гоген. Поль Сезанн. Анри Тулуз-Лотрек




Постимпрессионисты.

Тема рассчитана на 4 учебных часа (2 урока)

(1 часть) Винсент Ван Гог. Поль Гоген.

«Размышление с кистью в руках» – так говорил о своем творчестве Поль Сезанн.

Целью следующего после импрессионистов поколения художников становится глубокое изучение происходящего и передача собственного восприятия от увиденного.

Сам термин «постимпрессионизм» появился благодаря критику из Англии Роджеру Фрайю. Он дал такое название направлению в 1910 году после посещения выставки в Лондоне, где познакомился с работами Ван Гога, Сезанна и других живописцев.

Живописцы большее внимание стали уделять философским вопросам. Общей программы и школы не появилось,, но всех художников объединяла заинтересованность идейно-нравственными ценностями.

Для живописцев на первый план выходит состояние художника, а не желание подражать природе. Каждый из художников искал собственные методы переработки импрессионизма, добавляя те особенности, которых не хватало направлению на его взгляд.

Винсент Ван Гог

1853-1890

Живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века. Критики принимали творчество гения холодно.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье голландского пастора в местечке Гроот Зюндерт в Голландии.

Из глубины детских впечатлений, ставших частью его личности, у Ван Гога осталось пристрастие к пейзажу «с фигурами» — работающими фигурами, и сама природа всегда представлялась ему работающей — движущейся, действующей.

По семейным преданиям, он с детства любил долгие одинокие прогулки, собирал растения, наблюдал птиц.

Одиннадцати лет Винсента поместили в школу-пансион в Зевенбергсне, ближайшем городке. В 16-летнем возрасте он начал работать. С помощью дяди, компаньона крупной парижской художественной фирмы Гупиль, Винсент поступил младшим продавцом (приказчиком) в Гаагский Салон фирмы. Тут он проработал четыре года, потом был переведен в лондонский филиал, затем в Париж, потом опять в Лондон. В общей сложности Винсент пробыл служащим фирмы Гупиль шесть лет. Его брат Тео тоже пошел по этой стезе и, в отличие от Винсента, на ней укрепился, до конца дней занимаясь торговлей картинами в Париже. Только благодаря его денежной поддержке Винсент мог посвятить себя живописи. И только благодаря их многолетней переписке мы узнали многое о личности Винсента Ван Гога.

Расставшись с фирмой Гупиль, Ван Гог становится проповедником и обретет свое настоящее призвание - самоотверженное служение людями; в декабре 1878 года отправился в Боринаж, центр добычи угля на юге Бельгии. Он обходил хижины, помогал больным. Серия катастроф завершилась бурным возмущением и массовой забастовкой. Ваг Гог солидаризировался с забастовщиками и сам вступил в конфликт с администрацией шахт. Именно тогда он сделал выбор, определивший его дальнейшую судьбу. Винсент много рисовал еще по приезде в Боринаж; рисовал по памяти, ночами, «чтобы удержать воспоминания». За два-три года, работая самоучкой, Ван Гог вырос в мощного рисовальщика. Боринажские рисунки изображали углекопов, откатчиков, женщин, таскающих мешки.

 

В конце 1880 года он переехал в Брюссель, а в 1881 году —в Гаагу. Сильными, энергичными штрихами, крупными массами он рисовал людей за работой — землекопа, сеятеля, женщину за чисткой картофеля, подметальщицу, человека, везущего тачку.

Ван Гог делал наброски на улицах, на рынках, в порту; рисовал копку картофеля, разгрузку барж, рабочую столовую, зал ожидания на вокзале.

Осенью 1883 года Ван Гог поехал в сельскую степную местность Дренте на севере Голландии. Дрентские степи многому научили палитру Ван Гога: огромное небо над ними, однотонное, серое, но светлое, «нежно-лиловато-белое», определяло тон земли. Пейзажи Дрента определили качественную ступень в живописи Ван Гога. Они проникнуты глубоким лиризмом, ощущением слияния человека и природы, земли и неба, ритма природы и ритма человеческого труда на земле.

Пейзаж на закате

Два года — 1884 и 1885 — были вершиной голландского периода творчества Ван Гога. В Нюэнене (туда перевели его отца) он написал около 185 картин, в том числе знаменитых «Едоков картофеля», сделал около 240 рисунков

Едоки картофеля

В 1886 г. художник переезжает в Париж.

Парижский период стал очень плодотворным для Ван Гога. Он занимается в художественной мастерской Кормона; познакомился с Полем Гогенм, Анри Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро и другими художниками. Ван Гог приходит в восторг от импрессионизма, участвует в выставках. В Париже Ван Гог написал более двухсот картин. На полотнах того периода важное место занимают светлые тона и яркие краски. Ван Гог стал применять более раздельные, короткие и отрывистые мазки, иногда даже точечные, но его манера оставалась независимой и самобытной.

Мост через Сену

Пишет автопортреты, натюрморты.

Кроме букетов цветов, он писал и другие натюрморты, в том числе старые башмаки.

 

Увлекается японской гравюрой. Свою любовь к японцам Ван Гог увековечил в одном из самых прекрасных из написанных им портретов — «Портрете Папаши Танги» на фоне стены, увешанной японскими гравюрами.

Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.

Красные виноградники в Арле

Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины.

В многочисленных портретах он схватывал структуру лица в резких чертах, акцентируя неправильности, асимметрию, упрощая и укрупняя форму, прибегая к цветовым контрастам и сильным контурам.

1889-1890 – переезжает в лечебницу в Сен-Реми. За год пребывания в Сен-Реми он сделал примерно полтораста картин, не считая рисунков. Основная часть их — пейзажи: два главных мотива — оливы и кипарисы. Стиль Ван Гога приобретает новую особенность: пристрастие к клубящемуся движению, к спиральным, круговым очертаниям. Все клубится: облака, горы, травы. Все закручивается наподобие раковины.

Горный пейзаж в Сен Реми

Дорога с кипарисами

Кипарисы под его кистью — напоминания о вечности, они похожи у Ван Гога на темный пламень, поднимающийся узкими колеблющимися языками к небу. Эта аналогия с пламенем развернута в полотне «Звездная ночь». Кипарис на первом плане уподоблен лилово-черному костру с красноватыми отблесками, он соединяет землю с небом, возносясь к звездам, как огонь жертвенника

.

После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше.

Доктор Гаше

Для творчества художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что он наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.

 

Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение Ван Гог передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение.

Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.

Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.

Поль Гоген

1848-1903

Родившись во Франции, раннее детство прошло в Перу. Потом семья вернулась во Францию. Юность Гоген провел на кораблях торгового флота, путешествуя по всему миру. После франко-прусской войны становится биржевым маклером,сумел добиться благосостояния и высокой репутации в деловых кругах и в 1873 году вступил в брак с датчанкой Метте Гад. К этому же времени относятся первые опыты Поля в живописи. Он посещал класс в частной академии Коларосси, где постигал азы рисунка с натуры.

В 1876 году Гоген выставил свою первую картину на Салоне — ежегодной парижской выставке. Работу Гогена заметил Камиль Писсарро.

В 1883 году Гоген потерял работу из-за кризиса на биржевом рынке и принял решение целиком посвятить себя искусству.

Ранние работы Гогена можно отнести к импрессионизму, позже он переходит к клуазонизму и синтетизму.

Первой программной картиной, с которой начинается "настоящий" Гоген, является "Видение после проповеди" или "Борьба Иакова с ангелом":

Художник выбрал для картины библейский сюжет о том, как патриарх Иаков однажды боролся с Богом в лице ангела. В схватке Иаков повредил своё бедро и всю жизнь хромал после этого. Но Бог остался удовлетворен его рвением, дав благословение патриарху и новое имя - Израиль, что означает "борющийся с Богом".

Картина "Видение после проповеди". Речь идет о воскресном дне в небольшом бретонском городке, когда все крестьянки, одетые в традиционные костюмы, с утра отправляются в церковь слушать проповеди. Вот эти набожные женщины вышли после проповеди, и прямо перед ними разыгрывается библейская сцена. Все застыли в благоговейном созерцании невозможного зрелища.

Художник стал работать над ней, находясь в городке Понт-Авен, в начале осени 1888 года. Гоген понимал, что он делает нечто новое, и назвал этот способ живописи синтетизмом. От слова синтез. Этот метод возник из объединения техник клуазонизм и символизм.

Клуазонизм : В переводе с французского cloison значит перегородка, поэтому "клуазонне" называли технику перегородчатых цветных эмалей по металлу. На металлической доске делался рисунок, контуры основных предметов которого выводились перегородками, а пространство между ними заливали эмалью одного цвета. Так перегородки оказывались контурными границами предметов, фигур, деревьев, домов и т. д., а их середины - одноцветными плоскостями.

Символизм. То, что написал Гоген, - совмещение двух несовместимых времен. Библейское время и реальное время воскресного дня. Они совместились немыслимым образом, потому что так не бывает. Мистическое событие и реальная жизнь объединены в одном пространстве и в одном времени. Символизм не отвечает на вопрос, что за реальностью, он говорит, что существует другая реальность. Художник может на неё неким образом намекнуть, представить символы, за которыми скрываются тайны мироздания.

Он работает большими плоскостями, создает зоны почти одного цвета с четкими контурами фигур, которые подчеркивают плоскостность картины. Цвет с удалением не меняется, возникает удивительное напряжение между иллюзорной глубиной и подчеркиванием плоскости полотна. Это называется называется декоративностью, и получает в творчестве Гогена яркое выражение.

Три щенка

Отличительной чертой синтетизма Гогена была сочетание в одной картине элементов, взятых из различных источников. Эти элементы часто писались Гогеном с натуры, но в новом контексте приобретали двойной смысл. На простейшем уровне это могло достигаться за счет определенных поз, как в работе "Желтый Христос".

Желтый Христос

 

В 1891 году, после нескольких лет проживания в Бретани, некоторое время гостил в Арле у Ван Гога.

Кафе в Арле

В поисках источника вдохновения он решил отправиться в турне по жарким странам. Живописец отправляется на Таити, где обретает «второе дыхание». За один только следующий год он написал более 80 произведений. Здесь он писал не только картины, но и книги, создавал свои неповторимые скульптуры.

 

Художник начинает много и вдохновенно писать, отдавая предпочтение клуазонизму и синтетизму и постепенно оттачивая собственный неповторимый стиль. В это время он создает многие из самых знаменитых своих работ: «Женщина с цветком» (1891), «Когда свадьба?» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893).

Женщина, держащая плод

Женщина с цветком

(в картине чувствуется двойственность культурного уклада на острове в то время: об этом красноречиво свидетельствует европейское платье девушки)

 

Когда свадьба?

 

В 1893 году Гоген возвращается во Францию, он везет на родину свои новые картины в ожидании триумфа. Но художника ждало жестокое разочарование. Его выставка стала провальной, критики и журналисты называли его полотна «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой».

Гоген принимает решение снова уехать на острова – на этот раз навсегда.

Жизнь Гогена удивительным образом начала налаживаться, во Франции начали продаваться его картины. Художник перебрался на Маркизские острова, построил здесь большой дом и собственноручно украсил его деревянной резьбой.

Его живопись—это полные гармонии метафоры со сложным смыслом, Фигуры людей, которые он писал с натуры, приобретали символический, философский смысл. Цветовыми соотношениями художник передавал настроение, душевное состояние, раздумья: так, розовый цвет земли на картинах—символ радости и изобилия. «День божества (Махана но натуа)»

 

Таитянские пасторали

 

Туземные женщины соседствовали на его полотнах с богами и ангелами.

Аве Мария

Ее звали Вайраумати

(Древней легенде о красавице Вайраумати, ставшей женой маорийского бога Оро, Гоген придал современное звучание: его Вайраумати – молодая прекрасная таитянка, горделиво восседающая на фоне тропической природы. Ее напряженная поза невольно вызывает в памяти каноны древнеегипетских рельефов).

Художественным завещанием мастера принято считать произведение, в название которого он вынес три извечных вопроса: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Огромное, почти четырехметровое полотно создано в 1897 году в форме фриза: изображенные на нем фигуры олицетворяют жизненный путь человека от рождения до смерти и настраивают зрителя на символическое прочтение. Многие образы панно являются мотивами отдельных произведений художника.

Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Технические завоевания Гогена, новое понимание цвета, особое внимание к рисунку, выделяющему контуры, взаимосвязь цвета и рисунка, цвета и линии, стремление максимально усилить и вместе с тем упростить эти элементы, декоративные эффекты плоскостного изображения, а, главное, - полное подчинение живописного языка смыслу изображенного, - все это прочно вошло в искусство XX столетия.

 

Задание:

Внимательно прочитать текст, сделать выписки в тетрадь биографические данные о художниках, названия произведений.

Сделать сравнительный анализ картин Ван Гога и Гогена «Кафе в Арле».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: