КемТИПП
Ю.А. Пузанова
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Конспект лекций
Для студентов ССУЗов
Кемерово 2010
Составитель – Пузанова Ю.А.
Рецензент – Зотов В.П., доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Конспект лекций составлен на филиале кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и рекомендован к изданию
Протокол №_ 16_ _ от _ 24.05.2010г. ______
Рассмотрено и утверждено на методической комиссии СТФ КемТИПП
Протокол №___ от ___________
Конспект лекций способствует закреплению знаний в области анализа использования материальных, трудовых ресурсов, основных средств производства и продажи продукции, ее себестоимости, финансовых результатов деятельности и финансового состояния предприятия, ключевых методов и приемов, развитию умения формулировать обоснованные выводы и оценки по итогам анализа.
Рекомендуется для студентов направления 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) дневного и заочного форм обучения для проведения лекционных занятий по курсу «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Аннотация
В конспекте лекций рассматриваются методические основы комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Конспект лекций предназначен для студентов экономических специальностей, преподавателей.
Основная цель конспекта лекций – ознакомление обучающихся с современными методами экономических исследований производственной деятельности предприятия с точки зрения достижения положительной результативности.
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. В системе хозяйственного управления промышленным производством анализ играет ведущую роль, так как он должен способствовать повышению эффективности производства, лучшему использованию материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.
|
Комплексный анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все экономические дисциплины. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия. В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 8
Тема 1. Понятие, предмет и метод экономического анализа. 10
|
1.1. Понятие экономического анализа. 10
1.2. Предмет и метод науки. 10
1.3. Экономический анализ как одна из функций управления
производством.. 12
1.4. Задачи и принципы анализа. 12
1.5. Виды анализа. 14
1.6. Методика анализа. 15
1.7. Информационное обеспечение анализа. 16
Тема 2. Традиционные приемы и методы экономического
анализа. 18
2.1. Метод сравнения. 18
2.2. Метод относительных и средних величин. 19
2.3. Балансовый метод. 19
2.4. Метод группировки. 20
Тема 3. Методы детерминированного факторного анализа. 21
3.1. Метод цепных подстановок. 21
3.2. Метод абсолютных разниц. 24
3.3. Метод относительных разниц. 24
Тема 4. Анализ производства и реализации продукции. 26
4.1. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и
реализации продукции. 28
4.2 Анализ структуры продукции. 30
4.3. Анализ ассортимента продукции. 33
4.4. Анализ ритмичности выпуска продукции качества. 38
4.6. Анализ отгрузки и реализации продукции. 40
Тема 5. Анализ состояния и использования основных
производственных фондов. 43
5.1. Анализ объема, динамики и структуры основных. 44
производственных фондов. 44
5.2. Анализ технического состояния и движения основных
производственных фондов. 49
5.3. Анализ эффективности использования основных
производственных фондов. 53
5.4. Анализ использования производственной мощности
предприятия. 56
Тема 6. Анализ использования материальных ресурсов
предприятия. 58
6.1. Анализ материально-технического обеспечения. 59
6.2. Оценка эффективности использования материальных
ресурсов. 61
Тема 7. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда
оплаты труда на предприятии. 66
|
7.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми
ресурсами. 66
7.2. Анализ движения рабочей силы.. 68
7.4. Анализ производительности труда. 72
Тема 8. Анализ затрат на производство и себестоимости
продукции. 76
8.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 78
8.2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции. 80
8.3. Анализ затрат по статьям калькуляции. 81
Тема 9. Анализ прибыли и рентабельности. 84
9.1. Анализ финансовых результатов от реализации
продукции (работ и услуг) 86
9.2. Анализ рентабельности. 90
Тема 10. Анализ финансового состояния предприятия. 94
10.1. Предварительный обзор экономического и финансового
положения предприятия. 95
10.2. Анализ платежеспособности и ликвидности баланса. 99
10.3. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности
предприятия. 102
10.4. Анализ финансовой устойчивости. 105
10.5. Анализ и оценка реальных возможностей
восстановления платежеспособности предприятия. 112
Список литературы.. 115
Введение
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Цель изучения данной дисциплины – научить студента методам и методикам проведения анализа хозяйственной деятельности.
Экономический анализ связан очень тесно с рядом экономических и неэкономических наук. Это, в первую очередь, экономическая теория и экономика предприятия, планирование и управление производством. Без знания бухгалтерского учета, основ финансирования и кредитования невозможно проведение комплексного анализа хозяйственной деятельности. Анализ также тесно связан со статистикой и математикой, технологией производства.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия - комплексное изучение производственно – хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования.
Предметом изучения экономического анализа является предприятие, его организационная структура, активы и обязательства. Экономический анализ, по своему определению, имеет дело с хозяйственными процессами, которые включают в себя производство и реализацию продукции с использованием основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли и так далее.
Объектом изучения экономического анализа можно считать хозяйственные процессы предприятий, объединений, организаций, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.
К важнейшим задачам курса анализа относятся:
1) обеспечение научно-экономической обоснованности планов деятельности предприятия. Экономический анализ является научной базой составления бизнес - плана, плана финансового оздоровления, плана производственно - хозяйственной деятельности;
2) объективное и всестороннее исследование качества выполнения планов предприятия;
3) определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
4) контроль на соответствие деятельности предприятия принципам самоокупаемости, самофинансирования;
5) выявление и оценка внутренних производственных резервов повышения эффективности деятельности предприятия;
6) оценка состоятельности предприятия с целью диагностики и предотвращения его банкротства.
Потребителями информации, являющейся результатом анализа, выступают, как правило, собственники предприятия, его администрация и потенциальные инвесторы.
Студент должен уметь решать следующие задачи
• проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;
• проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;
• определять тенденции развития предприятия.
В первой части дисциплины изучаются общие вопросы теории экономического анализа. Рассматриваются такие понятия как предмет и объект анализа. Изучаются моделирование факторных систем в детерминированном анализе, виды факторных моделей и способы их построения.
Во второй части курса изучаются различные методики проведения анализа результатов хозяйственной деятельности. Это методики анализа использования различных факторов производства, анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности, анализ затрат на производство и реализацию продукции и т.д., то есть дается методология анализа различных аспектов деятельности предприятия.
Тема 1. Понятие, предмет и метод экономического анализа
1.1 Понятие экономического анализа
Анализ (в переводе с греч. «analyzis» - разделять, расчленять) – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Таким образом, анализ заключается в определении сущности процесса или явления на основе изучения всех его составляющих частей и выявления закономерностей его развития.
Экономический анализ как наука является результатом развития производительных сил и производственных отношений. В условиях расширения масштабов производства и создания сложных производственных систем постоянно повышается роль экономического анализа в процессе принятия управленческого решения.
Различают общетеоретический экономический анализ (макроэкономический), который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики, и экономический анализ на уровне хозяйствующего субъекта (микроэкономический) для изучения экономики отдельных предприятий.
1.2 Предмет и метод науки
Как и все другие экономические науки, анализ хозяйственной деятельности изучает хозяйственную деятельность предприятия, экономические явления и процессы, протекающие на предприятии.
Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на предприятии (т.е. до балансовой планки). Объектами анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, такие как производство и реализация продукции, себестоимость, использование различных факторов производства, финансовое состояние и результаты, прибыль и т.д.
Метод экономического анализа – системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.
Характерные черты метода анализа хозяйственной деятельности – необходимость постоянного сравнения; необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, процесса; учет всех взаимосвязей; количественная оценка причинно-следственных связей; системный подход; разработка и использование системы показателей.
В качестве дополнительного источника информации используется хозяйственный учет — оперативный, бухгалтерский и статистический. Важное значение для углубления анализа имеет привлечение первичной учетной документации. Компьютерный учет позволяет оперативно сводить данные текущего контроля и получать ежедневные сводки, характеризующие отдельные стороны работы предприятия (выполнение норм выработки, расход материалов, выпуск продукции и т.п.). Это значительно расширяет информационную базу анализа. Широко используется при экономическом анализе плановая информация: данные перспективного, годового плана предприятия и его оперативных планов.
При проведении анализа используется и нормативная информация, т.е. нормы расхода основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, нормы времени и нормы выработки, нормы амортизационных отчислений, нормативы отчислений от прибыли, налога с добавленной стоимости, нормативы оборотных средств, нормативы длительности производственного цикла. Важным источником служит техническая и технологическая информация: технические паспорта на отдельные машины, технологические инструкции, государственные стандарты, технические условия и др.
Используются также данные внеучетного характера: акты обследований, ревизий, материалы проверок, проводимых различными организациями (финансовыми, кредитными, вышестоящими и др.), протоколы производственных совещаний, договоры с заказчиками и поставщиками, рекламации, материалы прессы и др. В тех случаях, когда для выявления характера и размера влияния отдельных факторов не требуется систематическая информация, используется выборочное изучение (например, при анализе качества продукции).
1.3 Экономический анализ как одна из функций управления производством
Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которое заключается в реализации таких процессов как планирование, учет, анализ и принятие управленческого решения. С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Таким образом, можно сказать, что анализ хозяйственной деятельности является научным элементом обоснования руководящих решений в бизнесе.
1.4 Задачи и принципы анализа
Содержание и задачи любой науки вытекают из ее функций в системе других наук.
Основные функции экономического анализа:
- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
- научное обоснование текущих и перспективных планов;
- контроль за выполнением планов и управленческих решений;
- оценка эффективности использования экономических ресурсов;
- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики и использованию имеющихся возможностей;
- разработка мероприятий по использованию выявленных в ходе анализа резервов и т.д.
Анализ и его результаты должны соответствовать определенным требованиям.
Основные принципы:
- соответствие результатов и методик анализа государственной экономической, социальной, экономической, международной политике и законодательству;
- научный характер исследований;
- комплексность анализа;
- системный подход в изучении объектов анализа;
- анализ должен быть объективным, конкретным и точным, т.е. базироваться на достоверной, проверенной информации и реально отражать результаты деятельности предприятия;
- анализ должен быть эффективным и воздействовать на хозяйственную деятельность предприятия;
- анализ должен быть оперативным и проводиться по плану;
- широкий круг работников должен принимать участие в анализе и ознакомлении его результатов для повышения эффективности производства.
1.5 Виды анализа
Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач и производится по ряду признаков:
а) по отраслевому признаку:
- отраслевой (методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики, т.к. промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и т.д.);
- межотраслевой (представляет собой методическую и методологическую основу экономического анализа).
б) по признаку времени:
- предварительный (перспективный) – проводится до осуществления хозяйственных операций, для обоснования управленческих решений, плановых заданий, прогноза ожидаемых результатов;
- последующий (ретроспективный) – проводится после завершения хозяйственных операций, для контроля выполнения плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценке результатов деятельности предприятия. Ретроспективный анализ делится на оперативный (текущий), который проводится сразу после завершения хозяйственных операций или изменений за короткие промежутки времени (смена, сутки и т.д.) и итоговый (заключительный) - проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год).
в) по пространственному признаку:
- внутрихозяйственный (изучающий деятельность только исследуемого предприятия);
- межхозяйственный (применяется для сравнения результатов деятельности двух или более предприятий).
г) по объектам управления:
- технико-экономический анализ, изучающий взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на результаты деятельности;
- финансово-экономический, основное внимание которого сосредоточено на финансовых аспектах и результатах;
- аудиторский (бухгалтерский) анализ – экспертная оценка и диагностика финансового состояния и устойчивости;
- социально-экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных экономических процессов, их влияние на результативность деятельности предприятия;
- экономико-статистический анализ – применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях;
- экономико-экологический анализ;
- маркетинговый анализ.
д) по методике изучения:
- сравнительный;
- диагностический (экспресс-анализ);
- факторный;
- маргинальный (основанный на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также делении затрат на постоянные и переменные);
- экономико-математический анализ (оптимизационные методы);
- стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный);
- функционально-стоимостной анализ (метод выявления резервов) и т.д.
е) по охвату изучаемого объекта:
- сплошной;
- выборочный.
ж) по содержанию программы:
- комплексный;
- тематический.
1.6 Методика анализа
Методика – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Различают общую (одинаковую для всех отраслей экономики) и частную (для определенной отрасли, объему исследования) методики.
Вся экономическая информация представлена в виде различных показателей, которые должно точно и полно отражать сущность изучаемых явлений и процессов. Существует множество аналитических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Их систематизация производится по различным признакам:
- количественные (например, объем продукции, численность работников) и качественные (производительность труда, рентабельность);
- общие, т.е. используемые для всех отраслей экономики, и специфические (зольность угля, жирность молока);
- обобщающие (например, часовая выработка продукции одним работником), частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида) и вспомогательные (косвенные) (количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ);
- абсолютные и относительные (соотношение двух абсолютных величин, выражаемое в процентах, коэффициентах или индексах);
- натуральные (масса, длина и т.д.) и стоимостные;
- факторные и результативные;
- нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные).
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.7 Информационное обеспечение анализа
Все источники данных для анализа хозяйственной деятельности делятся на плановые, учетные и внеучетные. К плановым относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, технологические), а также нормативные материалы, сметы, ценники.
Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Ведущая роль в информационном обеспечении принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности. Данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений, используется для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному обеспечению анализа необходимыми данными и тем самым создают условия для повышения эффективности исследований.
К внеучетным данным относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые к ним не относятся. В их число входят:
- официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект в своей деятельности: законы, указы, постановления;
- хозяйственные правовые документы: договора, соглашения
- решения общих собраний;
- материалы изучения передового опыта;
- техническая и технологическая документация;
- материалы специальных обследований состояния производства;
- устная информация, которая полученная во время встреч.
По отношению к объекту информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – данные статистической, бухгалтерского оперативного учета и отчетности. Система внешней информации – данные статистических сборников, периодических и специальных изданий.
По отношению к предмету информация делится на основную и вспомогательную.
По периодичности поступления информация делится на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации – плановые и учетные данные. Эпизодическая формируется по мере необходимости. Регулярная делится на постоянную (коды, шифры), условно-постоянную (показатели плана, нормативы) и переменная (отчетные данные о состоянии объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информация делится на первичную (данные инвентаризации) и вторичную (информация, прошедшая определенную обработку).
К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований:
1. вся информация должна соответствовать потребностям анализа хозяйственной деятельности;
2. экономическая информация должна достоверно объективно отражать исследуемые явления и процессы;
3. единство информации, поступающей из разных источников;
4. обеспечение сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей;
5. рациональность, т.е. потребность минимума затрат на сбор, хранение и использование данных.
Тема 2. Традиционные приемы и методы
экономического анализа
2.1. Метод сравнения
Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.
В анализе используются следующие виды сравнений:
- фактических показателей с плановыми;
- фактических показателей с нормативными;
- фактических показателей с показателями прошлых лет;
- фактических показателей с лучшими по отрасли;
- фактических показателей со средними;
Различают следующие виды сравнительного анализа:
- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т.д.);
- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;
- трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, т.е. при исследовании рядов динамики.
2.2. Метод относительных и средних величин
В анализе хозяйственной деятельности используются следующие виды относительных величин:
- планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;
- выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;
- динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;
- структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;
Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
2.3. Балансовый метод
Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно.
2.4. Метод группировки
Метод группировки - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
В анализе используются следующие виды:
1) типологические;
2) структурные – для изучения внутреннего строения показателей, соотношения в нем отдельных частей;
3) аналитические (причинно-следственные) – для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.
По сложности построения группировки бывают простые и комбинированные.
Тема 3. Методы детерминированного факторного
анализа
3.1. Метод цепных подстановок
Метод цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений результативного показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
Предполагается, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом
y0=a0×b0×c0;
ya=a1×b0×c0;
yb=a1×b1×c0;
yc=a1×b1×c1.
где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих
влияние на обобщающий показатель у;
a1, b1, c1 - фактические значения факторов;
ya, yb, - промежуточные изменения результирующего
показателя, связанного с изменением факторов а, b
соответственно.
Общее изменение у = у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов
Рассмотрим пример. Исходные данные для факторного анализа сведены в таблицу 1. На основе этих данных проведем описанным выше способом анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки.
Таблица 1
Основные показатели деятельности предприятия
Показатели | Условные обозначения | базисные значения (0) | фактические значения (1) | Изменение | |
абсо-лют-ное (±) | относи-тельное (%) | ||||
Объем товарной продукции, тыс. руб. | ТП | +480 | 116,40 | ||
Количество работников, чел. | Ч | +5 | 125,00 | ||
Выработка на одного работающего, тыс. руб | СВ | -10 | 93,15 |
Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели
Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле
Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель
Находим общее влияние на результирующий показатель изменения факторов
Таким образом, на увеличение объема товарной продукции на 730 тыс. руб. положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников. Отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.
Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов. Существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:
- при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;
- если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, то в первую очередь определяется влияние факторов первого порядка, затем второго и т.д.
Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).
Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).
3.2. Метод абсолютных разниц
Метод абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется как произведение абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и отчетную величину факторов, расположенных слева от него в модели.
3.3. Метод относительных разниц
Метод относительных разниц также является одной из модификацией способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
Для мультипликативных моделей типа у = а × в × с методика анализа следующая:
1. Находят относительное отклонение каждого факторного показателя
2. Определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора
3. Определяем общее изменение результативного фактора
Пример. Воспользовавшись данными табл. 1, провести анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят
Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора
Общее изменение товарной продукции
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие задачи управления решаются посредством экономического анализа?
2. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа?
3. Опишите алгоритм применения наиболее простых способов факторного анализа: способа цепных подстановок, способа разниц.
Тема 4. Анализ производства и реализации
продукции
В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Если в условиях плановой экономики на первое место выходили производственные показатели, то в условиях рынка возможный объем продаж является основой для разработки производственной программы. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству п