Статус депутата: конституционно-правовые основы. №3




Депутатом Совета Федерации является избранный народом пред­ставитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуще­ствлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полно­мочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и фе­деральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные феде­ральным законодательством.

Согласно Закону о статусе депутатов палат Федерального со­брания эти депутаты - руководствуются в своей деятельности Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального собрания.

Срок полномочий депутатов палат начинается со дня их избрания в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмот­ренных законом случаев досрочного прекращения полномочий де­путата.

Согласно Закону Российской Федерации о статусе депутатов (ст. 11) депутаты обеих палат обладают правом законодательной ини­циативы. Депутаты обеих палат пользуются правом решающего голо­са по всем вопросам, рассматриваемым палатой. Депутат принимает личное участие в заседании палаты, депутатом которой он является.

Депутат вправе обращаться с запросом к Правительству Российс­кой Федерации, Генеральному прокурору, Председателю Центрально­го банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностны­ми лицами.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Депутат обладает неприкосно­венностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лише­нии депутата неприкосновенности решается по представлению Гене­рального прокурора Российской Федерации.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального со­брания Российской Федерации являются принимаемые им норматив­ные правовые акты. Основные акты Федерального собрания — это законы Российской Федерации.

4.Политические права и свободы [1] №4

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что но­сителем суверенитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важней­шая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каж­дого гражданина.

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участвовать в управлении делами государ­ства. Осуществление этого права граждан выражается в различ­ных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами является участие граждан в референ­думе, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государствен­ной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избран­ным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, представляется право на объедине­ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интере­сов. понятие общественного объединения, оно характеризуется как добровольное, самоуправляе­мое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Обще­ственные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Цель создания их — политическая деятельность. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без граж­данства.

Выражением социальной и политической активности граждан, воз­действия их на процессы управления государством является право собираться мирно; без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования.

Ст. 29 ч. 4 Конституции закрепляет право граждан искать и полу­чать информацию, а также ее производить, передавать и распростра­нять законным способом.

Особое значение в этом процессе принадлежит средствам массо­вой информации (т.е. газетам, журналам, телевидению, радио и т.п.).

Конституция гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Рос­сийской Федерации.

Право собственности на информацию охраняется Федеральным Законом.

Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе. Это положение закреплено Законом «Об основах государственной службы».

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных ор­ганов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи, присяжного заседателя и др.

Конституция гарантирует каждому право обращения лично или пись­менно в любой орган государства за защитой своих прав.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: