Графический пользовательский интерфейс (GUI)




пользовательский графический интерфейс компьютер

Интерфейс называют графическим потому, что он использует графический режим работы дисплея, то есть. изображение всех его элементов воспроизводится с точностью до пикселя.

Графический интерфейс относится к WIMP-интерфейсам. Свое название WIMP-интерфейс получил от английских слов Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель.

Основные черты WIMP - интерфейса заключаются в следующем:

· работа с программами, файлами и документами происходит в окнах (window) - очерченных рамкой частях экрана;

· программы, файлы, документы, устройства и другие объекты представляются в виде значков (icon);

· все действия с объектами осуществляются с помощью меню (menu);

· для указания объектов используются манипуляторы, обычно мышь.

Таким образом, основными понятиями графического интерфейса являются: окно, значок-пиктограмма и меню. Все действия пользователя при этом сводятся к работе с окнами и внутри них. Различают

· окно программы (окно приложения),

· окно документа,

· диалоговое окно,

· окно справки.

Окно программы

Одновременное выполнение нескольких программ, использующих дисплей, предполагает выделение каждой из них части экрана. Эту часть называют окно программы. Окно программы делится на пять логически независимых частей: строку заголовка (title bar), полосу меню (menu bar), панель инструментов (toolbar), рабочую область (working area), строку состояния (status bar).

Cтрока заголовка содержит название программы и, возможно, имя открытого ею файла.

Полоса меню предлагает перечень команд по управлению работой программы.

Панель инструментов предоставляет пользователю возможность быстрого выбора наиболее употребляемых команд и представляется в виде различных графических образов: кнопок, текстовых полей, списков и их комбинациями (см. ниже), которые снабжаются надписями или значками, поясняющими их назначение.

Рабочую область окна программа использует для вывода информации на экран дисплея так, как если бы ей был предоставлен экран дисплея полностью. При этом, если выводимая программой информация не может быть отображена в этой области полностью, то она снабжается графическим образом, называемым полосой прокрутки (scroll bar): горизонтальной и/или вертикальной. Полосы прокрутки могут присутствовать в окнах любого типа.

Строка состояния предназначена для отображения контекстно-зависимых подсказок, то есть сообщений пользователю, зависящих от текущего состояния программы. Там могут появляться индикаторы (progress indicator) - графические образы, демонстрирующие ход некоторого длительного процесса.

Окно документа

Многие программы позволяют одновременно работать с несколькими файлами. Для этого она создает (открывает) окно для каждого открытого файла - окно документа. Окна документов по структуре аналогичны окну программы и могут содержать те же элементы, что позволяет организовать работу с ними независимо друг от друга.

Диалоговое окно

Если для выполнения команды программе требуется дополнительная информация, то на экране появляется окно, называемое диалоговым (dialog box). Диалоговое окно может содержать: командные кнопки (command button), флаги или опции (check box), переключатели или селекторные кнопки (radio button), текстовыя поля (text box), списки (list), ползуны (slider), счетчики (spinner или spin box), вкладки или закладки (dialog tab или просто tab).

Командная кнопка ассоциируется с некоторым действием. Например, кнопка «OK», как правило, вызывает закрытие диалогового окна и продолжение работы.

Флаг или опция - позиция для указания включения/выключения режима работы программы, например, "галочкой" или "крестиком".

Переключатель или селективная кнопка - элемент, имеющий только два состояния. Применяются группами и определяют совокупность взаимосвязанных или альтернативных значений, среди которых нужно сделать выбор или согласиться с предложенным.

Текстовое поле позволяет пользователю набрать на клавиатуре некоторую последовательность символов. Зачастую такая последовательность символов уже предлагается в поле. Пользователь может согласиться с ней, заменить или отредактировать ее. Чаще встречаются однострочные текстовые поля, но могут быть и многострочные.

Список представляет собой последовательность элементов, один из которых выделен. Пользователю предлагается либо выбрать один или несколько элементов списка, либо подтвердить предлагаемый выбор. Различают прокручиваемые (scrolling list) и ниспадающие списки (drop-down list). Прокручиваемый список отображается перечислением нескольких (как правило не всех) элементов списка и снабжается полосой прокрутки для просмотра всех его элементов. Ниспадающий список отображается одним элементом и снабжается кнопкой с изображением стрелки. Отображаемый элемент считается выбранным. Для просмотра всего списка его следует раскрыть с помощью предлагаемой кнопки. Если при этом список отображается не полностью, то он снабжается полосой прокрутки. Если выбранный элемент ниспадающего списка можно редактировать, то такой графический образ называют комбинированным боксом (combination box) и рассматривают как усовершенствованный вариант текстового поля. Комбинированный бокс сохраняет набранные пользователем последовательности символов, дополняя ими список.

Ползун позволяет своим перемещением изменить числовое значение связанной с ним величины.

Счетчик позволяет набрать на клавиатуре значение связанной с ним величины или изменить его прокруткой.

Вкладка или закладка набор покрывающих друг друга страниц снабженных закладками. Пользователь может может выбрать одну из страниц, указав на ее закладку. В результате выбранная им страница разместится поверх остальных.

Окно справки

Каждая программа снабжается справочной системой (help system), с описанием всех возможностей программы и порядка работы с ней. Справочная система в настоящее время образуется из электронных справочников. Когда пользователь обращается к справочной системе (help system) программы, то открывается окно справки, в котором и представляется электронный справочник. Окно справки внешне похоже и на окно программы и на диалоговое окно. Его так же, как и окно программы, можно сделать активным или пассивным независимо от других открытых окон, в том числе и окна программы, открывшей электронный справочник. Это позволяет держать справочник в процессе работы открытым.

Электронный справочник представляет собой набор статей (topic). Каждая статья содержит конкретную информацию по работе с программой. В ней могут присутствовать ссылки на другие статьи, связанные с этим вопросом. Такие ссылки называются перекрестными. Статья может содержать управляющие элементы для демонстрации действий, которые в ней описываются, и скрытые определения используемых в статье терминов. Для выбора статьи справочника справочная система формирует оглавление или содержание (content), которое имеет иерархическую (многоуровневую) структуру. В оглавление выносятся заголовки каждой статьи ее разделов, глав, параграфов и т.д. Обширные справочники снабжаются автоматическими средствами поиска нужных статей, такими как предметный указатель для понятий и терминов, поиск по содержимому статей справочников. И в одном, и в другом случае поиск организуется по указанному ключевому слову (словам), первый из них провыдится быстрее, но не всегда результативно.

Меню

Меню представляют собой набор объединенных по функциональному признаку пунктов, каждый, из которых указывает, какие действия должна выполнить программа, то есть задает команду. Выбор пункта меню приводит к выполнению соответствующей ему команды. Но иногда пунктами меню могут быть переключатели, флаги и управляющие переменные.

Пункт меню может обеспечивать доступ к другому меню, называемому подменю. Меню, содержащее такие пункты, называется многоуровневым или иерархическим.

В зависимости от способа представления на экране, различают горизонтальное и вертикальное меню. В настоящее время используются вертикальные меню. Вертикальное меню может быть ниспадающим (pull-down или drop-down) и всплывающим (pop-up).

Ниспадающее меню раскрывается сверху вниз при выборе его пользователем.

Всплывающее меню раскрывается вверх или вниз вправо или влево относительно некоторой точки экрана.

Многоуровневое меню в настоящее время представляется в виде каскадного меню (cascading). Каждое его подменю открывается при выборе представляющего его пункта.

Графический интерфейс Windows поддерживает четыре типа меню:

· главное меню системы (каскадное, всплывающее);

· меню приложения (каскадное, всплывающее);

· управляющее меню окна (всплывающее);

· контекстное меню (каскадное, всплывающее).

 

Общепринятые соглашения для меню

 

· если за названием пункта меню следует многоточие, то выполнение команды происходит в режиме диалога с пользователем, и выбор его открывает соответствующее диалоговое окно;

· если за названием пункта следует стрелка вправо, то выбор пункта приводит к раскрытию подменю;

· если название пункта заключено в скобки или замутнено, то соответствующее ему действие невозможно;

· если в названии пункта меню указана клавиша или комбинация клавиш (их называют акселератными), то эта команда может быть выполнена без раскрытия меню нажатием этой клавиши (этих клавиш);

· если название пункта меню имеет выделенную букву (символ), то выбрать пункт можно нажатием соответствующей клавиши (ее называют горячей) при открытом меню или при нажатой клавише Alt;

· если перед названием пункта имеется значок флага или переключателя, то пункт меню является флагом или переключателем;

· если после названия в меню указана некоторая величина, то он соответствует управляющей переменной, значение которой можно изменить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: