ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОК-ОПЕРА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ.




ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

 

 

Кафедра режиссуры эстрады и театрализованных представлений

 

Доклад

На тему: «Рок-опера. Проблемы жанра»

Выполнил: студентка 2 курса 17Б-18

Парадовская А.А.

Проверил: старший преподаватель

Плотникова Е.В.

 

 

Улан-Удэ

2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….  
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОК-ОПЕРА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ……………………………………………………………………..  
2. СОВРЕМЕННАЯ РОК- ОПЕРА.ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА…………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………..  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..  

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на сцене можно встретить представителей классической школы, различных молодежных субкультур и всевозможных музыкальных направлений.

Молодежная культура является катализатором многих современных социокультурных процессов, в том числе способствует и развитию такого жанра как рок-опера.

Рок-опера остается на сегодня одним из самых неизученных музыкально-драматических жанров, но, несмотря на это, он играет значительную роль в культурной жизни разных стран и в том числе России.

Выбор данной темы исследования вызван тем, что рок-опера в современной музыкальной культуре еще вызывает много вопросов, споров и мнений.

Тема: «Рок-опера. Проблемы жанра»

Цель данной работы: исследовать проблемы жанра рок-опера.

Задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект жанра рок-опера.

2. Изучить современную рок- оперу, особенности жанра.

3. Исследовать тенденции развития жанра рок-опера.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА РОК-ОПЕРА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ.

Рок-опера пользуется популярностью среди многомиллионной аудитории, объединяя в себе ресурсы академической и массовой музыки, сочетая в себе разноплановую лексику, пробуя новые способы синтеза искусств. В отечественном музыкознании существуют весьма немногочисленные работы, посвященные проблеме и специфике жанра рок-оперы, и специфике мюзикла, что оставляет это явление недостаточно изученным. В культуре XX века особое место занимает молодежная культура. Осознание сущности этого явления, внесшего в сферу культуры жесткую возрастную дифференциацию, изменившего многие традиционные представления о социальной и культурной преемственности, имеет огромное значение для определения направлений и перспектив современного культурного процесса.

Рок-опера — это опера в жанре рок-музыки, рок-опера берет свое начало от рок-музыки и развивается параллельно с ней. Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.[1]

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.

Есть предположение что, истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, пшеничный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).

Основные центры развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

Рок-опера развивается практически параллельно с рок-музыкой. Такой жанр, как "рок-опера" впервые упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английской рок-группы The Who.Этот коллектив написал в 1969 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра (Приложение 1). Но исторически изобретателями жанра можно считать британскую группу The Pretty Things, которая выпустила в свет свой альбом «S.F. Sorrow» в 1968-м, записанный в 1967-м, однако не сделавший, в отличие от выше упомянутого «Томми» группы The Who, такого оглушительного успеха.

Спустя несколько лет в 1970 году Эндрю Ллойдом Уэббером и Тимом Райсом была написана рок-опера«Иисус Христос — суперзвезда» (англ. JesusChristSuperstar) — рок-опера, написанная и поставленная на Бродвее спустя год после создания.[2]

В альбоме Jesus Christ Superstar, вышедшем в 1970 году, заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. В записи приняли участие другие известные исполнители: Мюррей Хэд, Майк Д’Або, блюзмен Виктор Брокс (Каиафа), а также Пол Рэйвен и Ивонн Эллиман, ставшие известными впоследствии. (Приложение 2)

Альбом JesusChristSuperstar в 1971 годувозглавил Billboard 200.

Премьера Jesus Christ Superstar на Бродвее состоялась в 1971 году.

В 1973 году режиссёр Норман Джуисон экранизировал оперу. Фильм, снятый в Израиле, в тех местах, где происходили исторические события на заре христианской эры, получил высокие оценки кинокритиков, хотя и подвергся нападкам со стороны различных религиозных организаций (Приложение 3).

В России рок-опера появилась примерно через десять лет, после официального появления жанра. В 1976 году состоялась премьера первой российской рок – оперы «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» на сцене московского театра Ленкома (Приложение 4). Поставленный Марком Захаровым по поэме чилийского писателя Пабло Неруды на пике солидарности с чилийским народом, спектакль был наполнен политическим смыслом.[3]

Опера была написана композитором Алексеем Рыбниковым после триумфального шествия по странам и континентам самой популярной рок – оперы «Иисус Христос –суперзвезда». Либреттист Павел Грушко удачно перевел стихи и адаптировал поэму для сцены. Ее оригинальное название – «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты», чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853».

Спектакль выдержал 17 сезонов в родном театре и был многократно показан в других городах страны на различных сценических площадках и стадионах.

«Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» несет в себе основные черты популярного во всем мире оперного жанра. Столкновение противоборствующих сил, конфликтность, многообразие сюжетных линий, а главное – великолепная музыка Алексея Рыбникова ставят спектакль в один ряд с лучшими операми, написанными в стиле «рок». Рыбников Алексей свое профессиональное творчество в жанре рок-оперы определяет как «современную оперу», а другой композитор Виктор Аргонов называет жанр рок-оперы своего авторства «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» произведением или оперой в стиле техно. Однако, общая черта большинства таких произведений - большой размер, присутствие в них и вокальных, и речевых эпизодов, и инструментальных, философская и историческая составляющая, а в российских рок-операх - еще и связь с основными российскими традициями (особенно у вышеозначенных Рыбникова и Аргонова).

В 80-90-х гг. не было создано заметных рок-опер. Невостребовательность этого жанра объясняется, с одной стороны, появлением и ростом популярности иных направлений рок- и поп-музыки. С другой – новым расцветом театрального мюзикла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: