РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Конституционное право
(наименование дисциплины)
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция».
Профиль подготовки (программа): Бакалавриат.
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр.
Форма обучения: очная.
Г.
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Автор(ы) Д.ю.н., Проф. Баранов П.П., к.ю.н., доц. Звездова Н.В., к.и.н., доц. Емельяненко А.П., к.ю.н., ст.преп. Малиненко Э.В..
(ФИО, должность, ученое звание)
Подпись
Рецензент(ы)_________________________________________________________
(ФИО, должность, ученое звание)
Подпись
Юридический
(название факультета)
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета ___________________ __________ __________
(название факультета) (подпись) (ФИО)
Примерная программа дисциплины Конституционное право
Рекомендуется для направления подготовки 030900.62 Юриспруденция «Бакалавриат»
Цели и задачи курса
Конституционное право как отрасль правового регулирования, наука и учебная дисциплина сформировалось вначале преимущественно как государственное право, то есть, как наука, отрасль о свойствах (признаках) государственной власти, о статусе государства. Соответственно, учебная и научно-исследовательская литература по соответствующей тематике в XVIII -XIX столетиях именовалась «Государственное право». Вместе с тем, по данным известного русского ученого Б.А. Кистяковского, основатель юридической школы государственного права немецкий юрист Гербер являлся и первым исследователем юридической природы прав человека и гражданина. Однако права и свободы во времена Гербера, П. Лабанда и других авторов, чье творчество относилось к XIX в. исследовались не как субъективные права, а как объективное право, как формулировки о пределах компетенции государственной власти. В XX столетии происходит все большая социологизация государственного права, которая отражает возрастающее понимание ценности идеалов гражданского общества, основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Поэтому все большее распространение получает наименование этой отрасли в качестве конституционного. В России наименование отрасли, науки и учебной дисциплины как конституционного права утвердилось с конца XX, в постсоветский, постсоциалистический период ее истории.
Целью учебной дисциплины является формирование демократически мыслящей активной личности, имеющей навыки межотраслевого подхода к оценке правоприменительной практики. Усвоение курса «Конституционное право» предполагает развитие у студентов способности не только следовать закону, но и осуществлять оценки законов и иных нормативных актов на предмет их соответствия Конституции, умение интерпретировать (толковать) Конституцию, закон, иной нормативный акт; утверждение навыков по методологии осуществления законодательной и иной правотворческой деятельности.
Задачи учебной дисциплины обусловлены ее целями. Задачей курса является формирование у студентов представлений о сущности верховной государственной власти и содержании ее конституционно-правового статуса, о понятиях: народ, общество, человек, гражданин как субъектах конституционно-правовых отношений, об основополагающих принципах конституционного строя Российской Федерации, конституционных и иных правах и свободах, провозглашаемых в РФ. Задачи учебной дисциплины заключаются, помимо сказанного в накоплении у студентов теоретических знаний о конституции, ее истории и перспективе, ее соотношении с политикой и экономикой, а также формально-юридических знаний концепции и содержания важнейших законодательных актов, регулирующих конституционные отношения, в динамике их развития.
Важнейшей, одной из приоритетных задач курса является усвоение студентами понятийного аппарата конституционного права как отрасли права и науки.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать компетенциями, изложенными в таблице № 1.
Таблица № 1
Компетенции, формируемые у студентов в
процессе освоения учебной дисциплины
«Конституционное право »
№ и вид компетенции | Наименование компетенции |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК №1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания. |
ОК №2 | Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности. |
ОК №3 | Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. |
ОК №4 | Способен свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения. |
ОК №5 | Компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. |
Магистр, овладевший профессиональными компетенциями (ПК) | |
В правотворческой деятельности | |
ПК №1 | Способен разрабатывать нормативные правовые акты. |
В правоприменительной деятельности | |
ПК №2 | Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
В правоохранительной деятельности | |
ПК №3 | Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства. |
ПК №4 | Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления. |
ПК №5 | Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению. |
В экспертно-консультационной деятельности | |
ПК №6 | Способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. |
ПК №7 | Способен квалифицированно толковать правовые акты. |
ПК №8 | Способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности. |
В организационно-управленческой деятельности | |
ПК №9 | Способен принимать оптимальные управленческие решения. |
ПК №10 | Способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. |
В научно-исследовательской деятельности | |
ПК №11 | Способен квалифицированно проводить научные исследования в области права. |
В педагогической деятельности | |
ПК №12 | Способен преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне. |
ПК №13 | Способен управлять самостоятельной работой обучающихся. |
ПК №14 | Способен организовывать и проводить педагогические исследования. |
ПК №15 | Способен эффективно осуществлять правовое воспитание. |