ФЗ об иностранных гражданах




 

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

 

приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

 

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

 

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

 

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

 

До 30 суток пребывающих на территории РФ даже не надо регистрации по месту нахождения (Белоруссия, Казахстан)

 

 

Законно находящиеся:

1) Временно пребывающие:

           
   
   
 

 


Белоруссия Виза

Казахстан 30 дней

+ регистрация по

месту нахождения

 

2) Временно проживающие (разрешение временно проживающие);

3) Постоянно проживающие (вид на жительство; практически приравнивается в своих правах к гражданам РФ);

4) Транзиты (не требующие визы; только личные права человека);

 


История развития Конституционного права России.

В царской России основного закона государства, являющегося Конституцией, не было.

Александр II пытался принять Конституцию. По проекту Конституции Александра II власть подлежала ограничению.

В начале XX века в России был принят ряд документов (1905, 1907), которые имею конституционное значение, однако первая консолидированная конституция была принята в 1918 году.

 

Конституция 1918 года.

1) Причины и порядок принятия.

2) Государственно-территориальное устройство, форма правления.

3) Устройство органов государственной власти.

4) Правовой статус личности.

 


В 1922 году образован СССР. В состав СССР вошла РСФСР. В связи с образованием нового государства и с необходимостью внесения изменений в конституцию России 1918 года, в связи с тем, что государство стало не самостоятельным и независимым, а входящим в состав СССР, появилась необходимость принятия конституции СССР и на её основе конституции РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)

 

Конституция СССР принята 31 января 1924 г. II съездом Советов. Состоит из декларации и договора об образовании СССР. Договор об образовании СССР состоит из 11 глав. Высшим органом государства являлся всесоюзный съезд Советов, работающий сессионно, во время каникул высшим органом государственной власти признавался ЦИК (Центральный исполнительный комитет). В перерывах работы ЦИК общее руководство осуществлял Президиум ЦИК. ЦИК избирал распорядительный и исполнительный орган – СНК (Совет народных комиссаров), состоящий из председателя, его заместителей и десяти народных комиссаров (наркомов).

 

По Конституции 1978 года схематично изобразить порядок выборов органов власти.

 

Верховный Совет

(975 депутатов)

 

 

Совет министров

(Правительство)

Исполнительно-распорядительный орган

 

 

Президиум

(Председатель + 17 заместителей,

Секретарь, 20 членов)

 

Верховный суд

 


Становление современного конституционного права.

 

С конца 80-х годов в СССР начался процесс реформ, которые известны как «Перестройка». Эти реформы связаны с именем генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва. В 1988 начался процесс внесения изменений в Конституцию и вряд конституционных актов. В сфере экономики была разрешена ограниченная частнопредпринимательская деятельность. Ослаблялась централизация и регулирование экономики, стали создаваться производственные кооперативы, которые сами могли определять цены на товары и услуги. Впервые в истории СССР были проведены референдумы, а также началось разгосударствление и приватизация предприятий. Была внесена поправка о возможности создания других партий, которые на тот момент не могли составить конкуренцию КПСС, но внутри КПСС появились различные «платформы».

В 1990 году был принят закон «О порядке выхода союзных республик из состава СССР». В сфере идеологии разрешалось создание свободной прессы, допущен идеологический плюрализм, из УК были исключены статьи, влекущие ответственность за антисоветские высказывания. В соответствии с поправками Конституции 1977 года в 1989 году был созван съезд народных депутатов. В состав съезда депутатов входили представители, избранные по куриальной системе (депутаты от КПСС, представители профсоюзов, кооперативных организаций и других организаций, но в меньшем представительстве), Был образован постоянно действующий законодательный орган – Верховный Совет, избираемый съездом народных депутатов. Был создан пост президента СССР, которого избирал съезд народных депутатов. Первым президентом СССР стал Горбачёв. Был создан орган частичного конституционного контроля – Комитет Конституционного надзора СССР.

К 1990-му году Конституция 1978 года стала носить лоскутный характер. В её текст было внесено около 500 поправок и были статьи, которые менялись неоднократно. Т.о. Конституция 1978 года имела два этапа существования: 1978-1989 и 1989-19(93)?

В 1990 году первый президент России создаёт конституционный комитет, которому поручает создать проект Конституции. Эта необходимость была вызвана парадом суверенитетов и тем, что после распада СССР необходимо было закрепить суверенитет РФ. В марте 1991 года был проведён референдум, на котором 71,34% проголосовавших высказались за сохранение СССР. После этого было объявлено, что референдум носил лишь консультативный характер. Первыми о выходе из СССР заявили Латвия, Литва и Эстония, которые даже не приняли участие в референдуме. 24 августа 1991 года президент России своим указом признал независимость этих государств. Президент СССР 6 сентября 1991 года подписал постановление о выходе из СССР этих республик. В начале декабря 1991 года лидеры Белоруссии, России и Украины выступили с заявлением о выходе состава СССР и образовании СНГ. Затем на совещании в столице Казахстана о выходе из СССР заявили все остальные государства. 21 декабря 1991 года в Кремле был спущен флаг СССР и с этого момента РФ считается суверенным государством и правопреемницей СССР.

 

Принятие Конституции 1993 года

Созванный президентом Конституционный комитет разработал проект Конституции, в котором у президента власть была ограничена полномочиями законодательного органа. Президента это не устроило и этот проект благополучно забыт.

В 1992 году был принят закон «о свободе торговли», «о праве граждан на получение в частную собственность земли» и иные акты, свидетельствующие о рыночной экономике. Указом президента 1992 года были рассекречены партийные директивы КПСС в целях иллюстрации нарушений прав человека. Также проходила реформа российского федерализма, в части деления субъектов (Чечено-ингушская республика), а также с признанием за республиками суверенитета. Однако в 1992 году был заключён федеративный договор, который был попыткой восстановить равенство субъектов.

Все эти реформы проводились Б. Н. Ельциным и его окружением, чему противостояли Верховный Совет и съезд народных депутатов.

В апреле 1993 года был проведён референдум о доверии президенту или парламенту. Ничего не дал.

В мае 1993 года был обнародован проект, одобренный Верховным Советом. Началась подготовка к пятому съезду народных депутатов, которому предстояло принять Конституцию. В этой связи 12 мая 1993 года президент издал указ о мерах по завершению подготовки проекта новой Конституции. Для этой цели в качестве совещательного органа в Москве было создано Конституционное совещание. Оно состояло из представителей федеральных органов, органов субъектов, политических партий, общественных объединений, предпринимателей и религиозных конфессий. Президент внёс на это совещание свой проект Конституции и дал распоряжение на базе этого проекта и проекта Верховного совета создать единый вариант, устраивавший всех. На Конституционном совещании проект был создан и представлен президентом.

21 сентября 1993 года президент подписал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе в РФ. Этот указ приостанавливал действие ряда статей Конституции 1978 года и прекращал деятельность Съезда народных депутатов и Верховного совета. Эти органы обратились в Конституционный суд с целью признания действий президента незаконными, после чего президент распустил Конституционный суд. В это время были введены в действие положения о создании новых органов государственной власти в переходный период: Государственной Думы и Совета Федерации. Также была создана центральная избирательная комиссия и приняты положения о выборах в Государственную Думу и Совет Федерации. На эти действия президента Президиум Верховного совета принял решение о прекращении полномочий президента РФ и передачи полномочий вице-президенту Руцкому. Верховный совет также оценил акты президента как государственный переворот и отстранил президента на основании для этого случая введённую в уголовный кодекс статью, наказывающую «за антиконституционное поведение» (наказание вплоть до смертной казни). Верховный совет также отстранил силовых министров, а президент в ответ отстранил от должности вице-президента. Т.о. конституционность была нарушена с двух сторон, и кризис стал порождать общественные беспорядки. Сторонники президента блокировали здание съезда народных депутатов и заседаний Верховного совета. В ответ на это сторонники Верховного совета пытались захватить мэрию, один из военных штабов позже – телецентр. В результате этого президент ввёл танки в Москву. Они стали обстреливать здание парламента, Белый дом был захвачен и представители антипрезидентских идей были арестованы. В Москве было введено Чрезвычайное положение, приостановлен выпуск некоторых газет, в ходе беспорядков 3-4 октября убито 123 и ранено 384 человека. После этих событий вся власть оказалась в руках президента, который издал указ о назначении на 12 декабря выборов Государственной думы и референдума по проекту Конституции. При этом на референдум президент выносит проект, созданный Конституционным совещанием, но после внесения туда президентом изменений.

12 декабря 1993 года был проведён референдум, на который явились 54,8% зарегистрированных избирателей. Из них за проект Конституции проголосовало 58,4%. Референдум считается состоявшимся, если на него явились 50% + 1 человек. Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины пришедших избирателей. Т.о. образом Конституция считается принятой и вступившей в законную силу 25 декабря 1993 года с момента её опубликования в «Российской газете».


Конституция РФ. Конституции и уставы субъектов.

В научной литературе термин «Конституция» возник на определённом этапе развития государственности. Изначально «Constitutio» означал «декреты императора».

Первая писаная Конституция как основной закон государства была принята в 1787 году в США (действует до сих пор с поправками). В 1791 году во Франции и Польше.

Конституция РФ – учредительный акт, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания.

В субъектах РФ имеются свои основные законы. В республиках в составе РФ – Конституции, в остальных субъектах – уставы. При этом они могут иметь особое название (в Калмыкии – «Степное уложение». В силу ч 2. ст. 4 (Принцип верховенства федерального права) основные законы субъектов должны соответствовать Конституции РФ и в соответствии с ч. 6 ст. 125 те положения основных законов субъектов, которые признаны Конституционным судом РФ несоответствующими Конституции рФРФ

РФ, утрачивают силу.

 

  Конституции республик Уставы
Название Конституция Устав
Принятие Законодательным органом субъекта или референдум Законодательным органом субъекта
Орган Конституционного контроля Конституционный суд субъекта Уставной суд

 

Форма и структура Конституции.

В зависимости от способа изложения:

1) Писаные;

2) Неписаные (Великобритания и Новая Зеландия)

 

По форме:

1) Консолидированные – представляет собой единый документ;

2) Неконсолидированные – представляет собой несколько актов (Швеция, Франция в 1946 году);

3) Смешанные – представляют собой совокупность актов разного уровня.

 

По порядку принятия:

1) Октроированные – дарованные монархом своему верному народу;

2) Принятые специально созданным органом – Учредительным собранием;

3) Принятые парламентом;

4) Принятые на референдуме;

5) Принятые в особых условиях (исключительных случаях) – переворот, свержение власти;

 

В зависимости от времени действия:

1) Временные (срочные) – приняты на определённый срок, либо с указанием срока окончания действия;

2) Постоянные (бессрочные).

 

По порядку внесения изменений:

1) Гибкие – Конституции, в которые изменения вносятся принятием закона.

2) Жёсткие – Конституции, в которые невозможно внести изменения, либо они для внесения изменений предусмотрен особый порядок.

3) Смешанные – Конституции, в которые существует ряд неизменных статей, ряд статей изменяются в усложнённом порядке, оставшиеся – изменяются в обычным порядке.

 

По закрепляемой форме правления:

1) Республиканские;

2) Монархические;

 

По закрепляемому режиму:

1) Демократические;

2) Антидемократические;

 

По закрепляемому государственно-территориальному устройству:

1) Федеративные;

2) Унитарные;

 

Научная классификация:

1) Фактическая Конституция – основы того строя, который реально существует в государстве;

2) Юридическая Конституция – высший в государстве правовой акт.

В конституционном праве речь идёт о юридической Конституции. Однако если в государстве общественные отношения не соответствуют юридическому акту, который их регулируют, то, Конституция государства признаётся фиктивной. Если же юридическая и фактическая Конституции соответствуют, то Конституция государства считается реальной.

 

Сущность Конституции.

 

Конституционное право различных этапов развития и различных стран закрепляет разные подходы к сущности Конституции.

I. Общественного договора – Конституция представляет собой запись подразумеваемого договора, в котором люди устанавливают для себя устройство своего общества.

II. Теологическая – сущность Конституции определяется монархом, который получает власть от бога и при написании им Конституции его рукой водит бог.

III. Естественная – Конституция представляет собой запись неотчуждаемых прав человека.

IV. Государственная – проявление государственной воли и её закрепление в основном законе.

V. Нормативистская – суть Конституции в том, что она является проявлением основной нормы правопорядка и все основные правила устройства государства и общества закреплены в нормах Конституции.

VI. Марксистско-Ленинская концепция – Конституция рассматривается как закрепление воли господствующего класса.

 

В КПР различают юридическую и социальную сущность Конституции.

Юридическая сущность Конституции РФ проявляется в особых качествах этого документа, таких как учредительность, верховенство, и т.д.

Социальная сущность Конституции – выражение воли народа и закрепление социального компромисса между интересами большинства и учётом интересом меньшинства.

Содержание Конституции.

 

Юридическое – правовая материя, закреплённая в Конституции и юридическое содержание норм и правовых институтов.

Социальное – установление того, какие социальные слои населения экономически и политически доминируют в данном обществе.

Конституция РФ отражает переходное состояние общества в процессе эволюции государственной власти, имеет неустойчивое социальное содержание.

Сущность конституции неизменна, а фактическое содержание (социальное) – меняется.

 

Функции Конституции.

 

Функции – основные направления воздействия конституционных норм на общественные отношения.

1) Юридическая – заключается в том, что Конституция является важнейшим источником права и её нормы лежат в основе всего действующего законодательства;

2) Учредительная – связана с изменениями в общественном и государственном строе в связи с принятием Конституции;

3) Политическая – Конституция закрепляет результаты противоборства, компромисса различных групп населения, является основным политическим документом;

4) Идеологическая – Конституция закрепляет обязательную идеологию или отсутствие таковой;

5) Организационная – упорядочение основных общественных отношений и их взаимосвязи;

6) Охранительная – характеризует Конституцию с точки зрения направленности её норм на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод личности и основных институтов государственной власти.

 

Вопросы на семинар:

1) Конституционное развитие до 1918 года.

2) Конституция 1918 года.

3) Конституция СССР 1924 года и РСФСР 1925 года.

4) Конституция СССР 1936 года и РСФСР 1937 года.

5) Конституция СССР 1977 года и РСФСР 1978 года.

6) Подготовка и принятие Конституции 1993 года.

7) Понятие и сущность Конституции.

8) Классификации Конституций.

9) Конституции и уставы субъектов.

10) Содержание и функции Конституции.

 

д/з: по своему субъекту найти в основном законе положения, которые признаны Конституционным судом неконституционными и утратили силу.


 

ФЗ «О содержании семьи первого президента»

!Избирательная системы Д’онта!

 

ФКЗ о государственном гербе.

ФКЗ о государственном флаге.

ФКЗ о государственном гимне.

ФЗ об обороне.

ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ.

ФЗ об общественных объединениях.

ФЗ о политических партиях.

ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях.

ФЗ о государственной границе.

 

Прочитать!


Все наизусть

Конституционное развитие не надо

 

Юридическое значение конституции

Это свойства, характеризующие конституцию, как основной закон государства:

1) Верховенство – высшая юридическая сила. Означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать конституции, в противном случае они недействительны.

2) Учредительность, т.е. в конституции реализована учредительная власть народа, который на референдуме 12 декабря 1993 года в юридических формах определил способ своего бытия

3) Прямое действие означает, что конституция должна непосредственно применяться высшими органами государства, должностными лицами и судами, также её должны применять и исполнять граждане, апатриды, иностранные граждане, общественные объединения, юридические лица и все, находящиеся на территории РФ физические лица и их объединения.

 

Условия непосредственного применения конституции судами при осуществлении правосудия определены при осуществления правосудия, определены постановлением Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года. Применение судами конституции непосредственно:

a. Если положение конституции не требует дополнительной регламентации

b. Если суд приходит к выводу, что закон, принятый до вступления в силу конституции противоречит ей

c. Если суд приходит к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу конституции, противоречит ей

4) Легальность означает, что конституция должна быть принята специально предусмотренным порядком, т.е. конституция РФ легальна, так как принята на референдуме и такой способ принятия конституции был предусмотрен законодательством

5) Легитимность – это согласие народа и его признание текста действующего конституции

6) Особый объект регулирования. Конституция РФ регулирует общественные отношения основ конституционного строя, основ правового статуса личности, особенности федеративного устройства РФ, основ организации и деятельности высших ОГВ и основ м с/у

7) Особый порядок внесения изменений. Действующая конституция имеет 9 главу, которая регулирует внесение поправок в конституцию и общий пересмотр конституции РФ. В главы с 3 – 8 допускается внесение поправок путем принятие ФКЗ, одобренного законодательными органами субъектов. Конституция не предусматривает способов внесения изменений в положения глав 1,2,9, но устанавливает порядок общего пересмотра конституции в случае необходимости внесения изменений в положения глав 1,2,9.

8) Наличие органа охраны конституции (Конституционного контроля) – Конституционного суда РФ.

 

Структура конституции РФ

 

Конституция начинается с преамбулы (наизусть) – это часть конституции, которая закрепляет причины принятия конституции, содержит исходные нормы. Основной текст конституции состоит из 2-х разделов:

1) Состоит из 9 глав

2) Содержит заключительные и переходные положения

Второй раздел не содержит глав и статей и состоит из 9 пунктов:

1) Устанавливает дату принятия и вступление в силу конституции и прекращает действие конституции 1977 года;

2) Устанавливает верховенство конституции, так как законы и иные правовые акты, действовавшие на территории РФ до 25 декабря 1993 года, могут применяться на территории РФ только в части, не противоречащей конституции;

3) Устанавливает, что президент с момента вступления в силу конституции исполняет полномочия, закрепленные в новой конституции, и сроком его полномочий остается тот срок, на который он был избран;

4) Устанавливает высший орган исполнительной власти – Правительство РФ, права и обязанности которого приобретает Совет Министров;

5) Устанавливает, что судьи всех судов сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, но осуществляют полномочия, установленные новой конституцией;

6) Устанавливает допустимость использования имеющегося законодательства в части рассмотрения дел с участием суда присяжных до принятия нового законодательства;

7) Устанавливает 2-х летний срок полномочий ГД и СФ первого созыва;

8) Устанавливает, что первое заседание СФ открывает президент, и оно состоится на 30 день с момента избрания;

9) Устанавливает неприкосновенность парламентария и членов правительства, а также устанавливает, что депутат ГД первого созыва может являться членом правительства

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

 

Конституция предусматривает 3 способа её изменения:

1) Внесение поправок

2) Общий пересмотр конституции

3) Внесение изменений в ч.1 ст.65

 

Внесение поправок

 

В соответствии со ст. 134

· Президент Российской Федерации

· Совет Федерации,

· Государственная Дума,

· Правительство Российской Федерации,

· законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации,

· группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Ст.136

 

Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

2/3 гд ¾ сф

 

 

Такой акт носит название закон о поправке

По делу о толковании ст.136 Конституции имеется постановление конституционного суда 12 – П от 31 октября 1995 года, которая является результатом обращения государственной думы в виде запроса, т.е. ГД ходатайствовала о толковании конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к конституции. Конституционный суд постановил, что процедура принятия поправок существенно отличается от процедуры принятия ФКЗ:

1) круг субъектов, наделенных правом внесения предложения о поправках, не совпадает с субъектами законодательной инициативы для ФКЗ

2) ч.1 ст. 108 прямо указывает, что ФКЗ принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным конституцией

  • референдум
  • правительство
  • о военном положении
  • о чрезвычайном положении
  • о гербе
  • о гимне
  • о флаге
  • о судах общей юриздикции
  • об арбитражных судах
  • о включении нового субъекта
  • об уполномоченном о правах человека

 

Таким образом, положения ст. 136,по мнению Конституционного суда, могут быть реализованы только в форме специального акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от ФКЗ.

 

Порядок принятия поправок урегулирован ФЗ № 33 от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Ч.1 ст. 2 ФЗ устанавливает, что поправки к главам с 3 по 8 принимаются в форме закона РФ «о поправке конституции РФ». Под поправкой понимается любое изменение текста глав с 3 по 8. Субъекты, перечисленные в 134 ст. вносят в ГД предложения о поправке, которое должно содержать новый текст. Такое предложение направляется в комитет ГД по Конституционному законодательству. Далее проект закона о поправке рассматривается ГД в 3-х чтениях и в течение 5-ти дней с момента принятия направляется в СФ. СФ обязан рассмотреть закон о поправке и если он отклоняет, то создается согласительная комиссия из представителей СФ и ГД.

После одобрения закона о поправке СФ, председатель СФ в течение 5-ти дней опубликовывает для всеобщего сведения текст закона о поправке и не позднее 5-ти дней направляет в законодательные органы субъектов для рассмотрения. Законодательный орган субъекта обязан рассмотреть закон о поправке в течение одного года со дня его принятия. По результатам рассмотрения законодательный орган субъекта издает постановление, которое в течение 14 дней со дня принятия направляется в СФ. Председатель СФ устанавливает результаты рассмотрения закона о поправке законодательными органами субъектов. С момента предоставления 2/3 постановлений о принятии СФ вправе принять постановление об одобрении, после чего председатель СФ направляет закон о поправке президенту РФ для подписания и опубликования. Президент обязан подписать и осуществить официальное опубликование в течение 14 дней со дня получения закона о поправке. Также президент в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет официальное опубликование конституции РФ с внесенными в неё поправками и указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

 

Общий пересмотр конституции

 

Положение глав 1,2,9 неизменны, т.е. они не могут быть пересмотрены ФС.

Ст. 134 Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.   Ст. 135 ГД + СФ (3/5) → Конституционное Собрание (разрабатывает проект или подтверждает неизменность) => референдум или 2/3 конституционного собрания 450+166 ↓ Подтверждает неизменность   Конституционное собрание (ФКЗ не принято)

 

Особый порядок изменения части 1 ст. 65 Конституции, содержащей перечень субъектов.

Читать ФКЗ о порядке принятия в состав РФ

Принятие в состав РФ и образование нового субъекта ФКЗ

Образование в составе РФ нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ, не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.

Принятие в РФ нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения иностранного государства или его части.

 

Принятие нового субъекта.

1) Добровольная основа, т.е. по инициативе иностранного государства

2) Иностранное государство полностью или его часть

Предложение, полученное от иностранного государства, поступает к президенту РФ, который уведомляет СФ, ГД и Правительство. С ними могут быть проведены консультации. О присоединении РФ иностранного государства или его части заключается международный договор, в котором должны быть урегулированы следующие вопросы:

1) Наименование и статус нового субъекта (республика)

2) Порядок приобретения гражданства

3) Действия законодательства РФ на территории нового субъекта

4) Может содержать срок переходного периода, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в интегрирован в финансовую, правовую системы РФ, а так в систему гос.органов власти РФ.

После подписания главами государств Президент РФ обращается в конституционный суд РФ с запросом о проверке международного договора конституции. Если конституционный суд признает международный договор соответствующим конституции, то он вносится в ГД для ратификации. Одновременно с международным договором в ГД вносится проект ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта.

 

Образование в составе РФ нового субъекта

 

Инициатива может принадлежать субъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект. Совместное предложение законодательных органов и глав этих субъектов направляется президенту РФ. Это предложение должно содержать предполагаемое наименование, статус и границы нового субъекта. Президент РФ уведомляет о полученном предложении СФ, ГД и Правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Если отсутствуют возражения, то вопрос об образовании нового субъекта вносится на референдумы этих субъектов, которые назначаются главой субъекта. Если хотя бы в одном субъекте будут отрицательные результаты референдума, то инициатива образования нового субъекта может быть возобновлена ранее, чем через год. Если результаты референдумов положительные, то они предоставляются президенту РФ, который вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта.

Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено только в результате объединения, граничащих между собой субъектов.

Д.З. найти ФКЗ объединения субъектов

 

 

Правовая охрана конституции – комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм. В широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий и совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм.

В узком смысле правовая охрана конституции – это применение конституционно-правовых средств, в целях обеспечения верховенства конституции.

 

К правовым формам охраны конституции относят:

1) Охрана конституции президентом РФ (является гарантом конституции, гарантом прав и свобод человека и гражданина и в соответствии с ч.2 ст. 85 имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия конституции РФ)

2) Конституционный надзор судами общей юрисдикции (имеют право и обязанность обратиться в конституционный суд по поводу признания необходимой для применения нормы неконституционной)

3) Деятельность таких государственных органов как прокуратура и уполномоченный по правам человека

4) Деятельность федерального конституционного суда как специализированного органа конституционного контроля. Ст. 125 конституции наизусть

Ст.2 и ст.4

Ст.7

Статус, структура и организация деятельности, общие правила

 

Требование к обращинию 37

42 и 43

54 и 55

Решения конституционно суда


В отсутствие председателя его полномочия исполняет один из заместителей, а в их отсутствие – судья, имеющий наибольший стаж работы в должности судьи КС. При равном стаже старейший по возрасту.

Основания отказов в принятии обращений в рассмотрении:

1) Вопрос неподведомственный КС

2) Обращение не соответствует требованиям

3) По этому вопросу уже вынесено постановление и оно имеет юридическую силу

 

Основания проведения закрытого заседания

1) Для сохранения охраняемой законом тайны

2) Для обеспечения безопасности граждан

3) Для защиты общественной нравственности

 

Прекращение производства по делу

1) В ходе заседания выявлены основания к отказу в принятии решения

2) В ходу заседания установлено, что вопрос, предлагаемый для рассмотрения не относится к числу конституционных

 

Акты конституционного суда:

1) Постановление:

a. По делам о соответствии НПА Конституции

b. По спорам о компетенции

c. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод на конституционность применяемого закона

d. По запросам судов о проверке на конституционность

e. О толковании конституции

2) Заключение – о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

3) Определения – акты, принимаемые в ходу осуществления конституционного судопроизводства

4) Решения по вопросам организации деятельности конституционного суда

Решения принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей.

Судья, не согласный с решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое излагается в письменном виде, приобщается к материалам дела и подлежит также опубликованию вместе с решением КС в Вестнике КС РФ.

Продление срока полномочий судьи КС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: