Постановка вопросов и определение целей




Этап II. Применение:

Обзор изучаемого материала

Предварительный просмотр

Внутренний просмотр

Повторный обзор

Что представляет собой каждый шаг:

Этап I. Подготовка:

1. Пролистывание. До того, как начать учить материал, «необходимо не очень внимательно, но очень быстро пробежать глазами текст, получив общее представление о книге, ее структуре, уровне сложности, соотношении текста и количества графиков и иллюстраций к нему, расположении разделов с обобщениями, итогами и заключениями и т. п.»[6]

2. Время и объем. Определите, сколько времени вы готовы потратить на изучение материала и какой объем сможете за это время охватить. Назначайте себе реальные задачи – те, что не вызывают чувства ужаса и безнадежности. Это важно, поскольку стресс снижает мыслительные способности. Помните, что оптимальное время непрерывной работы – 20 минут (сюда входит время на чтение и на составление «карты памяти» по прочитанному фрагменту).

3. Карта знания и памяти. После определения размеров предстоящей учебы быстро и бегло набросайте все, что вы уже знаете о предмете изучения. Ни в коем случае не тратьте на это больше 2 минут! Запись следует делать в виде ключевых слов и связей между ними.Законы картографии памяти и пример карты приведены ниже:

«Законы картографии памяти:

1. Начинайте с цветного изображения в середине. Зрительный образ стимулирует творческое мышление и значительно повышает запоминание.

2. Наносите рисунки по всей карте. Сказанное в п. 1 имеет силу и здесь; кроме того, это стимулирует все процессы в коре головного мозга.

3. Пишите слова печатными буквами. Они быстрее воспринимаются. Время, которые вы потратите на написание, с лихвой компенсируется экономией при чтении.

4. Каждое слово нужно печатать возле линии, а каждую линию следует соединить с другими линиями. Это необходимо для построения структуры памяти.

5. Слова должны быть единичными, т.е. одно слово на одну линию. Это снимает ограничения при воспоминании и дополнении карты.

6. Используйте разные цвета при составлении карты: это помогает запоминанию, радует глаз и стимулирует активность мозга.

7. При совершении творческих действий такого рода надо дать интеллекту полную свободу. Любые раздумья о том, куда поместить ту или иную надпись и стоит ли вообще ее включать, лишь тормозят процесс.

Идея состоит в том, чтобы вспомнить все, что всплывает в вашей памяти в связи с центральной идеей. Поскольку мозг генерирует идеи быстрее, чем вы пишете, у вас практически не должно быть пауз. Если пауза все же возникла, то скорее всего вы можете заметить, как водите ручкой или карандашом по странице. Как только заметите это, вернитесь туда, где остановились, и продолжайте. Не думайте о порядке или организации, поскольку во многих случаях порядок сам решит за себя».[7]

При написании этой главы я использовала методику Бьюзена. И вот что получилось:

Рис. 2. «Карта памяти» к разделу «Память».

Регулярно составляя «карты памяти», вы получаете громадное преимущество в ситуациях, когда надо в короткое время обобщить свои знания по предмету (экзамен, доклад, опрос).

4. Постановка вопросов и определение целей. Сформулируйте вопросы, ответы на которые вы хотите узнать из книги. Их можно составлять также в форме карты памяти, а можно использовать уже имеющуюся. Выполните это за 5 минут – вы всегда можете добавить или скорректировать вопросы по ходу работы. Лучше сосредоточиться на нескольких вопросах, чем пытаться охватить все сразу. «Парадокс: тот, кто пытается получить всё, остается ни с чем», – замечает Т. Бьюзен.[8]

На этом этап подготовки заканчивается и наступает черед собственно изучения материала.

Этап II. Применение:

9. Обзор изучаемого материала. Не стоит начинать читать учебник с первой страницы. Это все равно как собирать «паззл» с левого нижнего угла. Вместо этого ознакомьтесь со следующими частями книги:

Нанесите центральный образ и основные ветви на вашу «карту памяти». Теперь у вас есть представление о структуре изучаемого предмета: вы знаете, из каких разделов он состоит и где искать ответы на ваши вопросы. Очень рекомендуется при просмотре книги указывать ручкой или карандашом на изучаемые элементы учебника.

10. Предварительный просмотр. Начинаем работать с самим текстом. Сначала прочитайте разделы выводов и подведения итогов. Поняв суть этих разделов, затем проверьте, действительно ли они подводят итог основному содержанию всего текста. Не нужно читать каждую строку, слово за словом. Выделяйте самое важное, а к остальному материалу обращайтесь (при необходимости) после нанесения на «карту памяти» того, что вы уже усвоили. Если что-то оказалось непонятным – пропускайте эти участки.

11. Внутренний просмотр. После того, как вы получили представление о разделе материала и составили карту памяти, изучите ее в поисках «белых пятен» – тех самых трудных участков. Возможно, они стали понятнее? Если нет, не страшно. Значит, для их восприятия еще недостаточно информации.

12. Повторный обзор. Завершив изучение всего намеченного материала,сопоставьте имеющиеся на вашей «карте памяти» заметки с вопросами, которые вы сформулировали вначале. Нужна дополнительная информация? Просмотрите соответствующие разделы учебника еще раз. Заполните те области, где есть пустоты и дополните «карту памяти». В большинстве случаев из всего объема материала, который считался в начале работы необходимым, оказывается востребованным не более 70%.

Чтобы полученная информация сохранилась не только в виде «карты памяти», но и в вашей памяти, повторяйте все, что вы выучили за период времени, по этому принципу:

когда сколько
Спустя 10 минут после окончания одного часа работы – 10 минут
Спустя сутки (все, что выучили за прошедшие сутки) – 2-4 минуты
Спустя неделю (все, что выучили за прошедшую неделю) – 2-4 минуты
Спустя месяц (все, что выучили за прошедший месяц) – 2-4 минуты
Теперь все выученное хранится в вашей долговременной памяти

 

«Первое повторение должно проходить в форме полного просмотра всего прочитанного, а также всех сделанных записей (если есть) и составленной «карты памяти». Второе и последующие повторения должны проходить следующим образом: не заглядывая в учебник и свои наброски, на чистом листе бумаги набросать «карту памяти», затем сличить ее с ранее составленной и внести дополнения в новую. Человек, не занимающийся повторением, постепенно теряет результат тех усилий, которые он затратил на выполнение задания по изучению и ставит себя в очень невыгодные условия».[9]

 

Контрольные вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: