Дамчен Дордже Легпа, Ваджрасадху




 

DAM CAN RDO RJE LEGS PA

 

Дамчен Дордже Легпа, Ваджрасадху

 

Вот история рождения этого великого защитника Дхармы, Дамчена Дордже Легпы, который также известен как воплощение Великого Херуки. Во времена Будды Осунга (Sangs rgyas 'od srung, санскр. Кашьяпа) он был рождён в аристократической семье. Когда он повзрослел, то взял обеты геньена у Будды Осунга и встал на путь бодхисаттвы. Но однажды он украл козла у соседа, отправился на кладбище, убил там животное и съел его мясо. Он облачился в шкуру козла, убивал всех мужчин, которые ему встречались, и насиловал женщин. Жил он подобным образом, пока однажды не съел отравленное мясо оленя, от чего и умер.

После он переродился сыном демона Замин Карма (gZa' smin dkar ma). Когда он вырос, то стал существом непревзойдённой силы, уничтожавшим бесчисленное множество живых существ. Палден Тамдин (санскр. Хаягрива) был рассержен этими его деяниями и, метнув в него одним из своих орудий, попал ему в голову, отчего сознание его перенеслось в чистую землю (dag zhing).

Затем, когда Гуру Падмасамбхава медитировал в уединении на горе Яригонг (g. Ya' ri gong) в Индии, однажды в полдень к нему явился белый человек на белом льве, в руках у которого была девятиконечная ваджра (rdo rje rtse dgu), а на голове – войлочная шляпа. Он спешился и спросил Гуру Ринпоче: «Узнаёшь ли ты меня?». Гуру Ринпоче притворился, что не узнаёт, и спросил, кто он. Белый мужчина рассказал ему подробно всю свою историю. Гуру Ринпоче был доволен. После этого он связал его обетами, возложив тексты клятвы на его голову. Дордже Легпа, в свою очередь, обещал никогда не уклоняться от исполнения этих обетов. Он поднёс Гуру Ринпоче своё сердце и дал клятву защищать Дхарму. Позже, когда Гуру Ринпоче пришёл в Тибет, Дордже Легпа встретил его. Гуру Ринпоче снова возложил на него тантрические обеты. Подробности этой истории описаны в «Лхадре Катханг» («Lha 'dre bka' thang» – «Сказания о богах и демонах»).

В одном тексте под названием «Тантра Дорлег Дава» («rDor legs zla ba'i rgyud»), в тринадцатой главе приводится следующая история. Однажды, давным-давно, у одной из Пяти Дочерей Мира (Srid pa'i bu mo lnga), которую звали Чеже Мукхале (Che zhe mu kha le), и демона Янгдже Ламе (bDud po yang rje bla med) родился сын Дордже Легпа. Когда он вырос, его родители обратились за советом к гадалке по поводу чёрной родинки, которая была на уровне сердца новорождённого. Прорицательница сказала, что это весьма хороший знак, и посоветовала родителям как можно скорее отвести ребёнка к Ваджрапани и получить у него посвящение. Мать отвела сына к Сангдагу (санскр. Ваджрапани) и объяснила ему ситуацию. Сангдаг дал ему посвящение и нарёк Дордже Легпой.

В десятой главе другого текста «Тантры Дорлег» («rDdor legs mgar nag gi rgyud») можно найти такой рассказ. Однажды на священной горе, в месте под названием Сумро Ньяг (Sum ro myags), жил демон-каннибал по имени Джиле Донгчен (Byi la'i gdong can – Имеющий Лицо Кота) и демоница Пеу Донгчен (sPre'u gdong can – Имеющая Лицо Обезьяны). У них родился сын с ликом волка, чей вид был весьма устрашающим. Когда он вырос, проявился его несносный характер и поведение; он жил, совершая разного рода неблагие деяния. В местности под названием Дрогне Дронгкьер ('Brog gnas grong khyer) жил отшельник Дрангсонг Сасена (Drang srong sra se na). Демон с волчьим ликом задрал целое стадо коз, принадлежавших этому отшельнику, чем вывел его из себя. Отшельник отправился к Будде и обратился с молитвой, в которой просил подчинить демона с волчьим ликом. Будда дал наставления Сангвей Дагпо (Сангдаг, Ваджрапани). Сангдаг явился в гневном обличье, и говорится, что демон с волчьим ликом стал молиться ему и сделал подношение своего сердца.

Тем не менее в тантре «sTag spyang rol pa'i rgyud» приводится версия, несколько отличающаяся от упомянутой выше, и в ней утверждается, что существо с волчьим ликом подчинил Лелунг Жепей Дордже (Sle lung bzhad pa'i rdo rje). Она упомянута здесь для облегчения дальнейшего исследования.

Однажды на священной горе в местности Сумро Ньяг (Sum ro myags) у демона-каннибала по имени Обезьяноликий (spRe'u'i gdong can) и демоницы по имени Кровавый Лик (Khrag gi gdong can) был сын по имени Монпа Нагпо, который был сильным и доблестным существом. Когда он вырос, то ум его склонился в сторону совершения насилия и жестоких деяний. Он погиб, сражаясь с демоном по имени Пылающий Зев (bDud kha la me 'bar). После смерти он переродился в месте под названием Ньен (gNyan). Он достиг мастерства в искусстве кузнечного дела. Его звали Дордже Дечог. Говорят, что Ваджрапани взял его сердце и подчинил своей власти.

В тантре «Геньен Драсанг Нагпо гью» («dGge bsnyen dgra gsang nag po'i rgyud») рассказывается другая история. В соответствии с ней, однажды в далёком прошлом, когда Ваджрапани и его окружение пребывали в месте Чанглочен (lCang lo can), Лхачен Цангпа поднялся, сделал троекратное обхождение Ваджрапани и обратился с молитвой о том, что необходимо подчинить вредоносного духа Серкья Нагпо (Ser skya nag po – Дордже Легпа, или Дорлег). Ваджрапани выполнил его просьбу. А затем возложил на Дорлега полномочия защищать Дхарму.

Позже Лочен Вайрочана (Lo chen bee ro tsa' na) полностью перевёл все наставления по этому защитнику Дхармы и, как сказано в жизнеописании защитников «bsTan srung dam can rgya mtsho'i rnam thar dam can dga'byed», написанном Пелва Конгченом Рабджампой, передал их, пока рассказывал историю Гургона (Gur mgon). Источники наставлений, связанные с этим защитником Дхармы: «Dam can rdo rje legs pa'i gsang sgrub dgra bo'i srog gi spu gri», «Dam can mgar ba nag po'i rgyud», «Dam can skyes bu chen po'i sgrub skor», «Dam can mgar ba nag po'i phrin las rjes gnang dang bcas pa dam ldan re skong», «bKa' srung dam can rdo rje legs pa'i srog gi 'khor lo'i sgrub thabs skor las phyi sgrub», «gTer srung rdo rje legs pa'i rjes gnang bstan srung snying bcud», «Thugs rje chen po'i bka' srung rdo rje sman btsun lcam dral gyi sgrub thabs» и прочие. Эти традиции можно найти в двадцатом томе Ринчен Тердзо («Rin chen gter mdzod»).

Существует множество практик медитации и устных наставлений, связанных с этим защитником. Этот выдающийся охранитель Дхармы связан клятвами защищать традицию тантры в целом и великую традицию Сангва Дюпа (gSang ba 'dus pa, санскр. Гухьясамаджа) в частности. Как сказано в садхане «Dam can rdo rje legs pa'i gsang sgrub srog gi spu gri» – тексте-терма Ригдзина Ратна Лингпы, – очень действенной, мгновенно осуществляющей четыре вида активности практикой является сокрытая в терма медитация на Дордже Легпе, твёрдо придерживающемся клятвы мирянина с обетами, защитнике Авалокитешвары Сангва Дюпе. Так написано в двадцатом томе Ринчен Тердзо («Rin chen gter mdzod»). Как сказано, этот великий защитник Дхармы дарует осуществление желаний точно и без промедлений. Он остаётся верным клятве, данной им Гуру Ринпоче. В частности, он выполняет роль высшего связанного обетами защитника Сангва Дюпа.

 

Циу Мар

 

TSI'U DMAR

 

Циу Мар

 

История этого защитника описана в тантре «sPu gri dmar po'i rgyud» («Тантра красного лезвия»), которую открыл тертон Пема Вангьял в Самье Чимпху. Вот вкратце её изложение. Во времена Будды Осунга (санскр. Кашьяпа) в местности Чангра Мугпо (lCang ra smug po) у царя Лидже Сангва (Li rje gsang ba) и царицы Утпали Дагмо (Utpal'i bdag mo) родился сын по имени Чорпо (mChor po). Когда сын подрос, он почувствовал разочарование в сансаре и принял обеты гелонга (полные монашеские обеты). С тех пор он пребывал в медитации, уединившись в лесу. Однажды принцесса по имени Деваджин (bDe ba 'byin), дочь правителя данной местности, пришла искупаться в пруду возле леса. Во время купания её укусила огромная змея. Гелонг увидел это и спас принцессу, приложив вытяжку из трав на место укуса. Но окружение принцессы и её слуги, увидев гелонга рядом с принцессой, донесли царю, что монах и принцесса имели интимную близость. Не проведя должного расследования, царь послал палачей, чтобы убить гелонга. Когда принцесса узнала об этом, она сказала царю о том, что в действительности гелонг спас ей жизнь. Но царь не послушал её. Тогда принцесса заявила: «Несмотря на то, что мы с гелонгом остались невинными, ты внял наветам слуг и свиты. Пусть в будущем я буду рождена сестрой гелонга и убью тебя и всё твоё окружение». Сказав это, она бросилась с обрыва, покончив жизнь самоубийством. Гелонг, узнав о намерении царя, оседлал лошадь и скакал прочь, пока не нашёл укрытия в другой стране под властью другого правителя.

Некоторое время спустя гелонг Чорпо, не выдержав тяжести переживаний, связанных с прежними событиями, ожесточился сердцем. Он стал убивать мужчин, отрезая им головы, и насиловать женщин. Когда правитель узнал об этом, он организовал отряд для его поимки и казнил его. Умирая, Чорпо произнёс: «Переродившись – я убью царя и всё его окружение».

Сразу после смерти он родился сыном царя горных духов Давы Тхокара и Ноджин Донгмарвы, неподалёку от устрашающего кладбища в западной стороне. Девушка, которая в прошлом была принцессой Деваджин, родилась у этих родителей и получила имя принцесса Ченчигма (sPyan gcig ma). Силой своих молитв сестра и брат выросли вместе и уничтожили царя и его окружение. Далее они продолжили приносить беды местному населению, пока Пал Тачог Ролва (санскр. Хаягрива) не разгневался. Он взял их сердца и связал их обетами. Он также дал им наставления по «sNod sbyin spu gri dmar po'i rgyud». После этих событий дакини Дордже Деджема (mKha' 'gro ma rdo rje bde byed ma) записала всё это в виде наставлений и сокрыла в расщелине скалы Дуртро Мери Барва (Dur khrod me ri 'bar ba), поручив охранять это место Ява Кьядуну (Ya ba skya bdun).

Когда Гуру Падмасамбхава прибыл в это священное место, ему преградил путь Ява Кьядун. Гуру Ринпоче предстал пред ним в гневной форме. Так он подчинил защитника. Ява Кьядун совершил пред ним простирания и попросил прибежища. Гуру Ринпоче спросил его, кто он такой. Ему был дан ответ: «Я вредоносный дух Циу Мар, которого Пал Тамдин (dPal rta mgrin, санскр. Хаягрива) уполномочил быть защитником Дхармы». Гуру Ринпоче связал его обетами и дал имя Кункхьяб Дордже Драгпоцел (Kun khyab rdo rje drag po rtsal).

Позже Гуру Ринпоче извлёк полный текст терма, посвящённый Циу Мару. Впоследствии, когда Гуру Ринпоче прибыл в Тибет, он пригласил с собой этого защитника и принёс все тексты с наставлениями по его практике. Он сокрыл их как клад в груди Тамдина в Самье Тамдинлинге. Он также назначил его защитником Тамдин Дрегпа Зилнон (rTa mgrin dregs pa zil gnon).

Есть и другая версия происхождения этого защитника. Она описана в работе Пема Гарванга Лодро Тхае под названием «Снисхождение благословения молниеносной активности тантры тёмно-красного защитника якши Хаягривы» («rTa mgrin gsang ba 'dus pa'i bka' srung gnod sbyin dmar nag gi 'phrin las rjes gnang dang bcas pa glog zhags 'khyil ba»).

Этот великий защитник внешне является владыкой восьми классов могущественных богов и духов (lha srin sde brgyad rje po). Внутренне он – Намсе Дунгмарчен (rNam sras mdung dmar can). Он может чудесным образом проявляться как Ваджрапани, злобным духом планет, стервятником, планетой Марс и т. д. Он также принимает форму Дрегпы Рангьюпы (Dregs pa rang rgyud pa) для того, чтобы защитить учение ваджраяны (gsang chen rdo rje rtse mo'i bstan pa). Когда Гуру Ринпоче, практикуя освобождение методом единения, сам принял форму Шантаракшиты на северо-западе великого кладбища Шива Цел, в месте под названием Хечен Делва, этот дух был рождён вредоносным якшей Тагша Донгмаром (gNod sbyin gdong dmar – Красноликий Вредоносный Дух). После смерти дух переродился сыном Пхунгдже Шенпа Марнагом (Phung byed shan pa dmar nag) у якши Рагша Бардже (gNod sbyin rag sha' 'bar byed) и демоницы-каннибала Синмо Маршамы (Srin mo dmar sham ma). В тантрических и магических силах ему не было равных, он стал владыкой восьми классов богов и духов. В то время Ваджрапани взял его сердце и связал его обетами. Он доверил ему защиту учения Будды. Со своей стороны, этот якша поднёс Будде свою тантру.

Позже, когда Гуру Ринпоче пребывал в Янглешо (Yang le shod) в Непале, этот дух сам пришёл к Гуру Ринпоче, поднёс ему своё сердце и передал традицию своей практики, а также поклялся защищать Дхарму. Со своей стороны, Гуру Ринпоче назначил его особым защитником Дхармы и составил по нему множество длинных, кратких и средних садхан, которые сокрыл в виде терма. Эти истории несколько отличаются, но, несмотря на это, ясно, что позже он стал официально признанным защитником Дхармы и в наше время широко известен под именем Самье Чокьонг Ченпо (Великий Защитник Дхармы Самье).

 

Дордже Юдронма

 

RDO RJE GYU SGRON MA

Дордже Юдронма, или Гангкар Шаме (Gangs dkar sha med), является главным из двенадцати женских божеств Тенма Чуньи (brTan ma bcu gnyis). Её история такова. Давным-давно в одной стране на западе Индии, которая называлась Огьен (Уддияна), жил царь по имени Индра Бодхила (In dra bo dhi la), и у него было пять дочерей. Старшая из них, Лхачам Леминкара (Lha lcam le min ka' ra), вступила в близкие отношения со своим кровным братом. Когда отец решил наказать её за это, она взмолилась: «Пожалуйста, не наказывай меня, я лучше покончу жизнь самоубийством». Сказав так, она перерезала себе горло мечом. Кровь хлынула из открытой раны, но она совершила семь раз обхождение вокруг дворца. На всех видевших происходящее это произвело сильное впечатление. Её прозвали Пхагмо Угмачема Ченмо (Phag mo dbugs ma chad ma chen mo – то есть Великая, Чьё Дыхание Не Прерывается).

После смерти она переродилась в Тибете у Лхагьяла Тагшу (Lha rgyal stag zhu) и Гангмен Гьялмо (Gang sman rgyal mo). Позже, когда Гуру Ринпоче прибыл в Тибет и достиг подножия горы Кхарнаг, он одним движением пальца отбросил Дордже Юдронму, которая в то время обитала на Лхари Гангри Карпо (Lha ri gangs ri dkar po) на границе Непала и Тибета, в озеро Таши. Она тотчас скрылась в озере Пелцо – озере, хранящем её жизненную силу (Bla mtsho dpal mtsho). Гуру Ринпоче поместил свою ваджру (rdo rje) на озеро, чтобы подчинить её. Озеро вскипело и сожгло её плоть. Она стала пылающим белым скелетом, поднялась на поверхность озера, и в этот момент Гуру Ринпоче метнул в неё свою ваджру. Так она ослепла на правый глаз. После этого она пришла к Гуру Ринпоче и сказала, что будет выполнять любые его приказания. Она поднесла ему своё сердце, и он связал её обетами. Ей было даровано имя Шаме Дордже Юдронма, и она стала доверенной охранительницей терма.

Однако в некоторых других источниках рассказывается, что она была дочерью божества – охранителя местности по имени Дарбу Тонгтханг Дже ('Dar bu stong thang rje), который пребывает возле Мачен Помра (rMa chen spom ra). Позже множество изображений двенадцати божеств Тенма Чуньи можно было увидеть на стенах храмов и в алтарных помещениях для защитников, в монастырях всех школ тибетского буддизма. Подводя итоги, скажу, что позже эти божества стали известны во всем Тибете.

 

Сипа Чагпей Лхагу

 

SRID PA CHAGS PA'I LHA DGU

История Сипа Чагпей Лхагу (Девять Богов Тибета) описана в тексте-терма под названием «rGyal po bzhi mgyogs kyi rdzongs». Однажды, в далёком прошлом, с небес спустилось тигле (сфера) света. Из него появилось яйцо. Когда яйцо раскрылось, из него появилось ужасающего вида человекоподобное существо с телом тигра, коротким клювом и острыми клыками. Другое яйцо всплыло со дна океана. Оно раскрылось, и из него появилась нагини в форме стервятника, с клювом, загнутым вверх, и острыми когтями. Через некоторое время тигр и нагини-стервятник встретились в месте под названием Джанг Кхам Нагье (Byang khams sna brgyad), где лежало мёртвое тело сильного, молодого и здорового оленя, покончившего жизнь самоубийством. Тигр съел верхнюю часть туши, а нагини-стервятник – нижнюю. Пока они ели мясо, слюна изо рта тигра попала в рот нагини-стервятника. В силу возникшего сексуального влечения она забеременела.

Тигр и нагини-стервятник посовещались и стали искать место, чтобы отложить яйца. Но так как другие животные всё время пытались причинить им вред, они не могли найти место, чтоб свить гнездо. Они направились в местность Шёл Карпо Юбечен (Shel dkar po'i g.yu bad can) в Китае, и тут подошло время созревания плода. Нагини-стервятник отложила девять белых перламутровых яиц и девять металлических. Из девяти перламутровых яиц появились четыре старших брата, среди которых были Гьялчен Намлха Карпо (rGyal chen gnam lha dkarpo), Оде Гунгьял Гулха Сангва ('O de gung rgyal mgul lha bsang ba), Тиги Карпо (Tig gi dkar po), и четыре младших брата Тенгунг Ченчиг (sTeng gung spyan gcig), Япунг Кьечиг (g. Ya' spung skyes gcig), Ценгонг Марпо (bTsan 'gong dmar po) и Ябшу Марпо (Yab shud dmar po). Они стали известны как Согдаг Гьялпо Чегу (Srog bdag rgyal po mched dgu – Девять Братьев – Царственных Хранителей Жизненной Силы).

Металлические яйца также все постепенно раскрылись, и из них появились старшие братья Намгонг Нгонпо (gNam 'gong sngon po), Сагонг Нагпо (Sa 'gong nag po), Пхунгонг Марпо ('Phung 'gong dmar po) и пять младших братьев Тог Ньягнон (lTog gnya' gnon), Гьялгонг Очен (rGyal 'gong 'od can), Пхунгонг Шучен ('Phung 'gong shu can), Нгенгонг Серво (Ngan 'gong ser bo), Джургонг Ньяду (Byur 'gong gnya' bdud). Это были Девять Братьев Гонгво ('Gong bo). И хотя не существует каких-либо историй их деяний, здесь приводится описание их рождения так, как оно приведено в весьма древнем тексте.

История, подтверждающая надёжность данного источника, содержится и в текстах традиции бон. Согласно им, однажды из скопления белых облаков в небе проявился один Лхачиг Тханги Гьялва (Lha gcig thang gi rgyal ba). Проявив чудо, он преобразился в небесных существ, которые стали известны как девять Кулха Намгьи Тхенгу (sKu lha gnam gyi 'then dgu), и двух земных существ по имени Саи Тхенньи (Sa yi 'then gnyis). Их единение привело к появлению мальчика Дагчаг Алол (bDag cag 'al 'ol) и девочки Сева (bSre ba). Их союз, в свою очередь, привёл к появлению четырёх земных божеств Лечен Дже (Las chen rje), Гонсе Лхадже (mGon sras lha rje), Лха Дрангчен (Lha brang chen), Дронгдже Оде Гунгьял ('Brong rje 'o de gung rgyal).

Однажды четверо братьев сидели на ковре, расстеленном на траве, и играли в кости. Каждый выигрывал в игре в порядке старшинства. Они посчитали, что это хорошее знамение, указывающее на то, что они будут управлять этим миром. В конце концов Яб Лхадел (Yab lha brdal) отправился на небо. Чалха Бамчен (Phya lha bam chen) спустился в великую океаническую страну Ча. Гьялха Дронгнам отправился в Китай, Оде Гунгьял – в Тибет. Таким образом четыре брата взяли под своё управление девять «континентов».

После этого у Яб Лхадела родилось семь сыновей и одна дочь. Семерых сыновей звали: Цоронг Чопо (gTso rong bcos po), Трикар Тагзиг (Khri dkar stag gzigs), Тхенце Зодранг (Then tshe zo 'brang), Намцен Сацен (gNam btsan sa btsan), Намлег Салег (gNam legs sa legs), Намсин Сазин (gNam zin sa zin), Трибар Дунциг (Khri bar bdun tshigs), а дочь – Тханга Лхамо.

Затем у Цоронг Чопо родилось три сына – среди которых был Кулха Мурма (sKu lha mur ma), – которые стали божествами войны в Китае.

У Тхенце Зодранга было два сына, старшего звали Кулха Драгьял (sKu lha dgra rgyal), а младшего Лечинг Хегу (Le phying he dgu). Они стали божествами войны в Другу.

У Намцена Сацена было три сына: Пхола Паво, Пал Чутинг Чуг (dPal bcu gting bcug) и Паво Кхаргу (dPa' bo mkhar dgu).

У Намлег Салега был сын Пхола Паво, демон-каннибал из числа божеств-предсказателей, и тринадцать детей – младших второстепенных божеств.

У Намсин Сазина было два сына – Тховей Лацен (mTho ba'i la btsan) и Мавей Друцен (dMa' ba'i gru btsan).

У Чалха Бамчена было пять сыновей – Лхачунг Доде (Lha chung do de), Лхечунг Янгкар (Lhe chung gyang dkar), Чачам Намо (Phya lcam rna mo), Чачам Нерог (Phya lcam ne rog) и Чачам Тингкьонг (Phya lcam gting skyong).

У Гьялха Дронгнама было девять сыновей – Кхао Гьялва (Kha 'od rgyal ba), Ньио Гьялва (Nyi 'od rgyal ba), Дао Гьялва (Zla 'od rgyal ba), Драглха Трунгтрунг (Brag lha 'khrungs khrung), Гаргар Гардже (Gar gar gar rje), Лепор Чугпо (Le por phyug po), Кходо Ченпо (Kho do chen po), Горде Лхаджанг Юнг (mGor de lha byang g.yung) и Кхушенг Гьялва (Khu bzhengs rgyal ba).

После этого Оде Гунгьял отправился в Цангто (gTsang stod) и встретил там Тханга Цангмо (Thang nga gtsang mo), и от их союза появился сын Цанглха Пхудар (gTsang lha phu dar). Когда он отправился в Кьиронг (sKyid rong), в союзе с Тханга Кьимо (Thang nga skyid mo) у него родился сын Кьилха Джам (sKyid lha byam). Когда он прибыл в Доти Ринаг (mDo ti ri nag), в союзе с Домо (mDo mo) у них родился сын Долха Риво (mDo lha ri bo). Когда он направился в Ярлунг Согкхар (Yar klung sog mkhar), в союзе с Ярмо Тханга (Yar mo thang nga) появился сын Ярлха Шампо (Yar lha sham po). В Ньянанге (gNya' nang) вместе с Ньямо (gNya' mo) у них родился сын Ньялха Чарпо (gNya' lha spyar po). В Конгпо у него был сын Чисам Лхатхангво (mCis sam lha thang bo), мать которого звали Чимо (mChis mo). В Даг Юл Шингнаг (Dvags yul shing nags) у него был сын Даглха Гампо (Dvags lha sgam po), мать которого звали Тханга Нагмо. В Конг Юл Дренар (Kong yul bre snar) он встретил Тханга Конгмо, и от их союза появился Гунгцун Демо (Gung btsun de mo). Вместе с Юм Юджа Шогчигмой (Yum g.yu bya gshog gcig ma) у них было девять сыновей.

В любом случае Девять Богов Тибета (Bod kyi srid pa chags pa'i lha dgu) – это девять братьев, которые были сыновьями Оде Гунгьяла. Далее перечислены местности, где они пребывают. Даглха Джекар (Dvags lha rje dkar) находится в Кхарганг Цангто (mKhar sgang gtsang stod); Кулха Гего (sKu lha ge rgod) живёт в Нгари Корсум (mNga' ris bskor gsum); Хабо Гангсанг (Ha bo gang bzang) живёт в Верхнем и Нижнем Ньянг Юле (mNyang yul stod smad); Шанглха Геру (Shangs lha ge ru) пребывает в Верхнем и Нижнем Яри (g. Ya' ri stod smad); Ярлха Шампо (Yar lha sham po) живёт в Ярлунге (Yar klung); Таго Щелчаг (rTa rgod shel lcags) находится в Чокхор Гьял (Chos 'khor rgyal); Даглха Гампо (Dvags lha sgam po) живёт в Гампо (sGam po); Конглха Карпо (Kong lha dkar po) находится в Конгме (Kong smad); Ньянглха Цендруг (Nyang lha btsan drug) находится в Ньянгво Туринге (Nyang bo kru ring); Кулха Кхару (sKu lha mkha' ru) живёт в Лходраге (Lho brag); Кулха Нгажи (sKu lha snga bzhi) живёт в Руцаме (Ru mtshams); Ньенчен Танглха (gNyan chen thang lha) живёт в Даме ('Dam); и Мачен Помра (rMa chen spom ra) – в Кхаме (Khams). Всё вышеизложенное соответствует текстам традиции бон.

 

Мачен Помра

 

RMA CHEN SPOM RA

 

Мачен Помра

 

История Мачена Помра (Джово Чингкарва, Jo bo phying dkar ba) излагается следующим образом. Однажды в Индии в царстве Бхагала жил царь по имени Бхагала (Bha ga la). Он был необыкновенно богатым и могущественным правителем. У него был сын по имени Депа Тенпо (Dad pa brtan po, что дословно означает «непреклонная вера»), воплощение бодхисаттвы. Со временем его мать Норджинма (Nor 'byin ma) умерла от болезни. Его отец взял себе в жёны женщину по имени Пхагтрама (Phag khra ma), и она стала мачехой его сыну. Пхагтрама знала, что если Депа Тенпо унаследует царство, она и её собственный сын будут лишены власти. Она стала завидовать ему и решила сделать вид, что серьёзно больна. Так как она долго не поправлялась, царь спросил её: «Твоя болезнь не проходит, несмотря на все попытки докторов исцелить тебя и религиозные ритуалы. Ты знаешь, что может тебе помочь?». Пхагтрама отвечала: «Возможно, есть одно средство, но я не знаю, согласишься ли ты добыть его». Царь отвечал: «Я не пожалею даже своей жизни для того, чтоб исцелить тебя». Тогда Пхагтрама сказала: «Если это правда – то для того, чтоб моя болезнь ушла, мне нужно достать цветок Кушана из города демонов-каннибалов Ланкапура (Lang ka pur). Отправь за ним своего сына Депу Тенпо».

Царь понимал, что отправить сына в этот город – всё равно что бросить его на съедение демонам-каннибалам. Но тем не менее его привязанность к жене взяла верх, и он приказал своему сыну достать этот цветок из города демонов-каннибалов. Когда принц Депа Тенпо приблизился к земле демонов-каннибалов, у первых же врат его остановил стражник-каннибал и спросил его, откуда он пришёл и куда направляется. В ответ Депа Тенпо рассказал ему всю историю, почему его направили в страну демонов-каннибалов. Стражник сказал ему: «Очевидно, твоя мачеха испытывает сильную зависть и поэтому отправила тебя сюда. Цветок Кушана – это не лекарственное растение, а имя дочери царя демонов-каннибалов Ланка Дринчу (Lang ka mgrin bcu). Лекарство – чудо из чудес, а цветок – прекрасный объект любования. Кушана – имя принцессы, и её тебе не достать. Поэтому лучше будет, если ты вернёшься домой». На это Депа Тенпо отвечал: «Я не могу ослушаться приказания своего отца. Даже если демоны-каннибалы съедят меня, нет причины, по которой я не могу расстаться с этим мешком из плоти и крови». Услышав эти слова, демон-каннибал, который был на страже у ворот, проникся симпатией к молодому и смелому юноше, он стал предан ему и совершил пред ним простирания. Он дал принцу подробные инструкции о том, как попасть в город демонов-каннибалов Ланкапур и что говорить демонам, с которыми он мог бы встретиться на пути. Он вознёс молитву о том, чтобы в будущем он смог нести Дхарму живым существам вместе с принцем. Он также дал принцу слона для езды верхом. Этот демон-каннибал – тот, кого сегодня почитают как Джово Чингкарва (Мачен Помра). А принц Депа Тенпо – земное проявление Авалокитешвары.

Такова история этого великого защитника Дхармы, который был подчинён Авалокитешварой и молился вместе с этим бодхисаттвой. Он и поныне остаётся верным обетам защитником Дхармы. В частности, он является одним из древнейших богов в собрании Девяти Богов Тибета.

Этот великий защитник Дхармы впервые реализовал просветлённый ум в присутствии Будды (Thub pa'i dbang po), поклялся защищать учение Будды, и ему были дарованы на то полномочия. Позже, для того чтобы защищать живых существ от верной гибели, он родился стражем врат в стране царя демонов-каннибалов Дринчу. В силу добродетельных деяний прошлых жизней он смог встретиться с земным воплощением Авалокитешвары, принцем Депа Тенпо, и дал клятву защищать Дхарму в мире, подвластном Авалокитешваре. Позже, когда Гуру Ринпоче прибыл в Тибет, он снова связал клятвами этого защитника. История об этом имеется в «Сказаниях о богах и демонах» («Lha 'dre bka' thang»). После того как Палден Джово Атиша прибыл в Тибет, этот защитник Дхармы стал предан Геше Дромтонпе (dGe bshes 'brom ston pa, 1005–1064). Было предсказано, что великое благо принесёт этот защитник, охраняя учение школы кадам. Когда Дромтонпа основал монастырь Радренг, главную резиденцию мастеров кадам, Джово Чингкарва был назначен основным защитником Радренга, и ему было поручено охранять эту традицию.

Позже, когда Гьялва Гендун Друб основал монастырь Таши Лхунпо в Цанге, этого защитника пригласили охранять традицию Риво гелугпа. А спустя ещё некоторое время, когда Гьялва Гендун Гьяцо основал монастырь Чокор Гьял, Джово Чингкарву сделали главным защитником этого монастыря. Гьялва Гендун Гьяцо построил для него храм на скале Марнаг Драгри (dMar nag brag ri).

Позже его пригласили в монастырь традиции ньингма Намдроллинг (rNams grol gling), где Джедрунг Жепей Дордже (rJe drung bzhad pa'i rdo rje) построил для него новый храм (в 1697 году). Здесь его проявление почиталось как крайне гневное.

Этот защитник высоко почитался как в старой, так и в новой школах кадам.

Широко известно, что этот защитник весьма скор и силён в своём проявлении, уверенно и незамедлительно даруя исполнение желаемого. Например, однажды, когда один военачальник (lding dpon) проезжал мимо храма этого защитника, не спешившись, его силой сбросило с лошади, и он погиб. В другой раз во время призывания этого защитника в монастыре ньингма в Намдроллинге налетел сильный штормовой ветер, охвативший верхнюю и нижнюю части зала для молитв. От этого зал едва не рухнул. Существует множество историй, подобных этим.

 

Ярлха Шампо

 

YAR LHA SHAM PO

 

Ярлха Шампо

 

Когда Гуру Падмасамбхава прибыл в Ярлунг, Кулха Шампо (sKu lha sham po) чудесным образом обратился в огромного, величиной с гору, яка и метнул молнию в Гуру Ринпоче. Гуру Ринпоче сделал угрожающий жест пальцем. От этого Кулха превратился в восьмилетнего ребёнка. Ребёнок поднёс своё сердце Гуру Ринпоче и связал себя клятвой. В «Лхадре Катханг» это описано так («Lha 'dre bka' thang», «Сказания о богах и демонах»): «Затем, когда (Гуру Ринпоче) прибыл в Ярлунг, Шампо чудесным образом обратился в белого яка величиной с гору и выпустил снежную бурю горячим паром из ноздрей и рта. Лопон, сложив руки в мудру (ритуальный жест), подобную крюку, схватил яка за ноздри, связал его своим лассо и заковал в железные кандалы. Затем ритуальным колокольчиком в своей руке он подчинил яка, пленив его тело, речь и ум. Як поднёс своё сердце Лопону, который связал его клятвами и уполномочил охранять сокровища».

В соответствии с «Баже» («rBa bzhed»), когда Гуру Ринпоче прибыл, дабы подчинить его, Шампо пролил на него поток воды. Гуру Ринпоче взмахнул важдрой и обратил поток воды вспять. Затем ударом ваджры Гуру Ринпоче заставил воду вскипеть. Кипящая вода опустилась на гору Шампо, и снега растаяли. Когда Шампо пожаловался на то, что Гуру Ринпоче причинил ему слишком большой ущерб, Лопон отвечал, что он лишь вернул ему тот вред, который Шампо сам направил на него. Затем Гуру Ринпоче сказал: «Теперь, если ты не согласишься взять обеты, я продолжу вселять в тебя страх». Шампо взмолился, чтобы его отпустили, поклялся впредь не чинить злодеяний и взял на себя обеты защитника.

В этом источнике даётся краткое описание того, как Гуру Ринпоче связал обетами Шампо. В разделе, касающемся биографии Ра Лоцавы в «Духовной истории Джигдже» («'Jigs byed chos 'byung»), написанной Пхабонкой Палджором Лхундрубом, говорится, что когда Ра Лоцава был на пути в Ярлунг, Ярлха Шампо вызвал непрерывный снегопад, который длился семь дней. В результате молодой монах, последователь традиции Джигдже, погиб под снежным завалом. Ра Лоцава был сильно растроен этим. Он решил выполнить огненное подношение, или джинсег (sbyin bsregs), чтобы сжечь его. Но силой своей медитативной концентрации тот вернулся к жизни и превратился в шестнадцатилетнего юношу. Представ перед Ра Лоцавой, он сказал ему: «Джецун-ла, из-за гибели маленького монаха ты уничтожил тысячи моих подчинённых, лишь я смог уцелеть и остаться невредимым. С этих пор я не буду вредить живым существам, и в особенности монахам». Произнеся такую клятву, он пообещал искупить гибель монаха подношением ста монахов и ста золотых монет. Затем он исчез. Позже Ра Лоцаве действительно поднесли сто золотых монет, а его учениками стали ещё сто монахов. По этому поводу Ра Лоцава заметил: «Духи более верны своим обетам, чем люди». Ярлха Шампо является защитником всего Тибета и местности Ярлунг в особенности.

 

Луи Гьялпо Неле Тхокар

 

KLU YI RGYAL PO NE LE THOD DKAR

У этого защитника индийские корни. Он был подчинён Пал Херукой (dPal he ru ka), который даровал ему полномочия охранителя Дхармы. Позже Гонпо Лудруб (mGon po klu sgrub – Покровитель Нагарджуна) составил его тантру и распространил наставления касательно её практики.

История появления этого защитника в Тибете описывается в «Лхадре Катханге». Прежде чем Гуру Ринпоче прибыл в Тибет, этот владыка нагов находился в пещере под названием Ньинлам Дромпа (Nyin lam grom pa). Он был недоволен тем, что Гуру Ринпоче прибыл в Тибет, им овладела зависть и тоска. Увидев печаль царя, его казначей Сепханг Нагпо (Se 'phang nag po) и другие сказали правителю нагов: «Пожалуйста, не печалься о том, что ты не можешь одолеть Гуру Ринпоче. Победы и поражения ожидают каждого. Сохраняй самообладание и продолжай создавать ему препятствия». Царь нагов приготовился к нападению на Гуру Ринпоче. Но одолеть его он не смог. Из-за неприязни, которую испытывал к Гуру Ринпоче, он поразил царя Трисонга Децена проказой. Также царь нагов вызывал обрушивание стен. Наги прятали все брусья, предназначенные для строительства монастыря Самье. Они создавали всевозможные препятствия. В конце концов Гуру Ринпоче силой подчинил их и связал клятвой.

Позже, когда монастырь Самье был построен и царская казна опустела, царь нагов пришёл Трисонгу Децену на помощь. Он снабдил его необходимыми средствами и поднёс ему золото для того, чтобы можно было завершить строительство монастыря. В конце концов основанные на клятве взаимоотношения царя нагов и Трисонга Децена стали настолько близкими, что они составили письменную клятву о том, что в дальнейшем их дружба станет братской. Царь нагов принял форму восьмилетнего ребёнка и совершил обильные подношения золота царю Децену. Тогда, говорят, царь воскликнул: «В том, что я смог завершить строительство этого монастыря, – великая заслуга моего друга!».

О подчинении этого царя нагов написано также в «rBa bzhabs zhabs btag ma» Ба Селнанга. Гуру Падмасамбхава сказал: «Хорошо, что наг был связан обетами. Но было бы лучше сделать это ещё раз. С тех пор и далее умилостивляйте божество и постройте для него храм в соответствии с его пожеланиями». Сказав это, Гуру Ринпоче подчинил нага в пещере Зурпхуг Кьянгбу Цал (Zur phug kyang bu tshal). Проявившись в своём полном великолепии, царь нагов произнёс: «На земле нет никого превыше царя Трисонга Децена, в подземном же царстве – я могущественный царь. Мы должны стать друзьями. Для постройки царского храма я дарую сорок мулов, гружённых золотом. Отправь за ними своих министров в Серкхунг Лангпона (gSer khung glang po sna)». С этими словами царь нагов взял на себя обеты.

Также рассказывается, что царь Трисонг Децен отплатил благодарностью царю нагов, построив для него двухэтажный кирпичный дворец под названием Тхуцел Лудруглинг (mThu rtsal klu 'brug gling) в Самье. Он окружил дворец водой и разбил сады и цветники. Настенные фрески отображали историю того, как царь Трисонг Децен и царь нагов вступили в дружественные отношения. В изображениях также присутствовали такие животные, как рыбы, лягушки и тому подобные. История о том, как царь нагов стал защитником, содержится в «Царвских сказаниях» («rGyal po'i bka' thang»), написанных Оргьеном Лингпой (O rgyan gling pa). В них говорится, что позже Дворец Нага (Klu khang) был построен в храме Традруг (Khra 'brug lha khang); он возвышался над поверхностью озера, в котором хранилась жизненная сила царя нагов Неле Тхокара. Позже этот наг стал неким подобием защитника, к которому официально обращались за советами, и существует небольшой храм этого царя нагов в Пехарчоге (Pe har lcog) в Лхасе. Правители Тибета придерживалсь мнения, что со времён царя Трисонга Децена этот защитник оставался искренне верным своим священным клятвам, а также был защитником непревзойдённых качеств. Поэтому правительство воздвигло для него в Лхасе новый дворец под названием Дворец Нага в Лхасе (Lha sa'i klu khang) и пригласило в него этого царя нагов. В нём постоянно читается вслух текст умилостивления нага. Существует также устная передача, в соответствии с которой Шестой Далай-лама построил для царя нагов новый дворец (klu'i pho brang). Этот царь нагов является поистине выдающимся защитником, связанным обетами с правительством Тибета.

 

Жанглон Дордже Драдул

 

ZHANG BLON RDO RJE DGRA 'DUL

Однажды, когда боги и полубоги вступили в битву, победу одержали полубоги. Когда это произошло, Дордже Норбу, сын богов, поднёс цветы Будде Мармедзе (Sangs rgyas mar me dzad) и молился о победе над полубогами. Будда Мармедзе возложил на голову юноши ладони и благословил его, даровав ему имя Дордже Дудул и наставив его быть защитником Дхармы.

Некоторое время спустя, после того как Победоносный достиг просветления, Дордже Дудул переродился сыном вредоносного духа Мигпоче (gNod sbyin mig po che) и нагини Дзеденмы (Klu mo mdzes ldan ma) в городе Гавей Цел (dGa' ba'i tshal). Он взял в жёны демоницу Дюмо Кунла Тугджему (bDud mo kun la gtug byed ma), жил на горе Нья Шингдзин (gNya' shing 'dzin) и совершал злодеяния в разных местностях. Это продолжалось слишком долго, и Будда явил себя как Сангвей Дагпо Кхангбу Цегпа (gSang ba'i bdag po khang bu brtsegs pa). Пламенем, вырывающимся из тела Будды, вредоносный дух был сожжён и пал к стопам Победоносного, выражая своё подчинение, а также поднёс ему своё сердце. Будда возложил на него обеты и наделил его полномочиями, даровав имя Дордже Джигдже Дупунг Джомпа (rDo rje 'jigs byed bdud dpung 'joms pa) и назначив его защитником учения тантры.

Некоторое время спустя после ухода Будды Жанглон Дордже Драдул и его окружение пришли и обратились с молитвами к Кунгаво (Kun dga' bo, санскр. Ананда). В результате этого Кунгаво дал подробные наставления по практике Жанглона Дордже. Позже Ньен Лоцава (gNyan lo tsa ba) перевёл всю практику этой традиции и дал по ней наставления.

Когда Гуру Ринпоче жил в Тибете, он даровал наставления по практике традиции Жанглона. Он сокрыл практики этого защитника в виде сокровищ(а) в Самье Лхорей Лхаканге (Sam yas lho ra'i lka khang), Кхамсум Лобур Лхаканге (Khams gsum blo 'bur lha khang) и Самье Чортен Нагпо (Sam yas bchod rten nag po). Есть также история о том, как Гуру Ринпоче связал клятвами Жанглона и назначил его защитником Дхармы.

После этого тертон Драва Нгонше (gTer gton gra' ba mngon shes) обнаружил тексты по практике Жанглона, сокрытые в Самье, а также давал учения и распространял эту практику медитации и наставления через Чогьяла Тердага Лингпа Гьюрме Дордже (1646–1714). И по сей день они широко практикуются, и защитника этого почитают во всём Тибете.

 


[1]Здесь и далее по тексту при транслитерировании тибетских терминов используется латиница и общепринятая в мировой тибетологии система транслитерации Тарелла Вайли (Wylie, Turell. A standard system of Ti



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: