При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения ГБЦ с блоком цилиндров, необходимо снять головку блока и заменить прокладку. Течь может возникнуть также из-за коробления головки блока вследствие перегрева.
Для снятия ГБЦ с двигателя автомобиля необходимо выполнить следующее:
· отсоединить провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи
· отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости
· отсоединить провод от датчика давления масла
· установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
· слить охлаждающую жидкость
· снять термостат
· отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора
· снять воздушный фильтр
· снять переднюю крышку ремня привода распределительного вала
· снять крышку головки блока
· зафиксировать от проворачивания шестерню распределительного вала, вставив отвертку в его отверстие и уперев в шпильку; ослабить затяжку болта крепления шестерни вала
· снять ремень привода с шестерни распределительного вала, натяжного ролика, зубчатого шкива водяного насоса, отвести ремень в сторону
· вывернуть болт крепления шестерни распределительного вала и снять его вместе с шайбой
· с помощью двух отверток снять шестерню с распределительного вала, не повредив при этом сальник вала
· ослабить затяжку хомута и отсоединить шланг подачи топлива к топливному насосу
· отсоединить от карбюратора шланги и провода, тягу привода воздушной заслонки и трос привода дроссельной заслонки
· отсоединить центральный высоковольтный провод от крышки распределителя зажигания
· отжать отверткой пружинный зажим и отсоединить колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания
· отсоединить трубку от вакуумного корректора распределителя зажигания
· отсоединить шланг вакуумного усилителя от впускной трубы двигателя
· ослабить затяжку хомута и отсоединить подводящий шланг радиатора от патрубка рубашки водяного охлаждения
· ослабить затяжку хомута и отсоединить подводящий шланг отопителя
· ослабить затяжку хомута и отсоединить отводящий шланг отопителя
· ослабить затяжку десяти болтов крепления головки блока в указанном на фотографии порядке, затем окончательно вывернуть болты крепления головки блока цилиндров и вынуть болты вместе с шайбами
· слегка приподнять головку блока цилиндров, сдвинуть головку блока так, чтобы конец распределительного вала вышел из отверстия в задней крышке ремня привода, и снять головку блока цилиндров
Для установки ГБЦ на место, необходимо выполнить следующее:
· т.к. болты крепления ГБЦ вытягиваются при многократном использовании, следует заменить новыми болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установкой головки блока смазать болты тонким слоем моторного масла
· очистить привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (плоскости должны быть сухими и чистыми) и удалить масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки блока
· установить на блок цилиндров новую прокладку головки блока (прокладка должна быть сухой и чистой) по установочным втулкам. При этом отверстие для прохода масла в прокладке головки блока (с медной окантовкой) должно находиться между 3-м и 4-м цилиндрами
· установить головку блока на блок цилиндров, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затянуть болты крепления головки блока цилиндров в указанной на фотографии последовательности в четыре этапа:
I - моментом 20 Нм (2 кгс-м);
II - моментом 69,4-85,7 Нм (7,1-8,7 кгс-м);
III - довернуть болты на 90°;
IV - окончательно довернуть болты на 90°
· установить на головку блока цилиндров детали и подсоединить к головке блока шланги и провода в обратном порядке, при этом запрещается поворачивать коленчатый и распределительный валы до установки ремня привода распределительного вала. Шестерню распределительного вала установить выступающей частью ступицы к двигателю. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры клапанов. Отрегулировать натяжение ремня привода распределительного вала
Фотографии:
![]() | ![]() |
Порядок отворачивания болтов | Длина болта крепления ГБЦ |
![]() | ![]() |
Отверстие в прокладке для прохода масла | Порядок затяжки болтов |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Прокладка головки блока — однократного использования, поэтому при каждом снятии головки блока прокладку необходимо заменять
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ:
Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку блока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе практики я ознакомился с основными технологическими процессами демонтажно-монтажных работ, с оборудованием, приспособлениями и инструментом, применяемым при данных работах. Я получил практические навыки выполнения основных демонтажно-монтажных работ при проведении обслуживания и ремонта автомобилей.