Классификация эмоциональных состояний




Вопрос 5

Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.

Прежде всего отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер этого отражения всегда зависит от существующих социально-экономических условий. Другими словами, сознание человека изменяется в историческом плане. О таком изменении не приходится говорить применительно к психике животных.

Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным и на протяжении жизни каждого человека, т. е. сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. На первый взгляд кажется, что подобные изменения происходят и в психике животных, где тоже имеет место изменение отражения на протяжении жизни животного. Но это лишь чисто внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.

Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.

Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа.

Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.

Вопрос 6

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

Классификация ощущений:

По расположению рецепторов: экстероцептивные - ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

Интероцептивные - органические ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов, расположенных во внутренних органах и тканях тела, о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Проприоцептивные - кинестетические ощущения, отражающие движения и относительное положение частей тела в пространстве благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках.

По ведущему анализатору: сенсорные ощущения

По воздействию рецепторов с раздражителями:

Контактные

Дистантные

 


Вопрос 7

Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Свойства восприятия
Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса.
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Эффекты стереотипизации:
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффекты последовательности:
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Вопрос 8

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Функции внимания

- обнаружение сигнала
- бдительность
- поиск
- избирательное внимание
- распределенное внимание

Виды внимания

Непроизвольное внимание (пассивное) – отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Кратковременное, быстро переходящее в произвольное

Произвольное внимание - Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Послепроизвольное внимание - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Свойства внимания:

Концентрация
Объем
Устойчивость
Переключаемость
Распределение

Вопрос 9

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Классификация видов памяти
по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Виды

Содержание

образная память
словесно-логическая памят
сенсорная память
эмоциональная память
Время
кратковременная память
долговременная память
оперативная
промежуточная
Организация запоминания
эпизодическая память
семантическая память
процедурная память

Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации.

Вопрос 10

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе.
Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.
Структура мышления(психОперации)
анализ – сравнение- обобщение – систематизация(классификация)
Структура мышления(психПроцесс)
Суждение – умозаключение – определение понятий(индукция, дедукция)
Виды мышления
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Абстрактное мышление
Словесно-логическое
— вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

 

Вопрос 11

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением
Классификация процессов воображения
По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:
активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
Инсайт (озарение).
Проверка решения.

Механизмы воображения
агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Вопрос 12
Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Можно было бы допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них за это эмоциональное подкрепление. Так считают сторонники теорий научения (бихевиористский подход к развитию речи). Механизмы научения частично объясняют появление у человека определенных речевых оборотов и местного акцента.
1. Теория звукоподражания идет от древнегреческих философов-стоиков. Смысл ее состоит в том, что человек обрел свой язык, подражая звукам природы. В любом языке, например, есть звукоподражательные слова, да и начала детской речи (которая как бы повторяет этапы филогенеза) содержат аналогичные словообразования.
2. Трудовая теория происхождения языка (теория "трудовых выкриков") возникла в XIX веке и наиболее полно оформилась в трудах Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.
3. Жестовая теория происхождения языка была сформулирована в 19 веке В. Вундтом, а позднее развита Н.Я. Марром. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет множество психолингвистических аргументов в свою пользу. В частности ее подтверждает анализ речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает языком как фоно-лексико-грамматической структурой, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В онтогенезе "сначала был осмысленный жест и эмоциональная фонация", а потом уже "осмысленный звук".
Речь выполняет ряд функций:

1. выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
2. выступает носителем информации, памяти и сознания;
3. является средством мышления;
4. выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;
5. является средством управления поведением других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков.

Вопрос 13

Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

Отражательная функция заключается в том, что человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.

Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее.

Информационноая функция. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей.

Стимулирующая функция. Чувства определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Регулятивная функция. Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов ее выполнения.

Подкрепляющая функция. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов.

Приспособительная функция. Эмоции представляют собой одну из форм видового опыта. Опираясь на них, индивид выполняет необходимые действия, способствующие его выживанию и продолжению рода.

Коммуникативная функция. Выражение лица и телодвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Защитная функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия.

Классификация эмоциональных состояний

Аффект — это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью; оцепенение — тоже форма двигательной реакции).
Страстью
называют сильное и продолжительное чувство.
Настроение —
равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы.

Вопрос 14

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Струтрура личности:
Биологический аспект:
представлен психикой личности
процессы
состояния
Свойства
образования
Социальный аспект
проявляется в мировоззрении
знания
взгляды
убеждения

Изменения личности человека могут происходить в следующих жизненных ситуациях:
- Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного круга, надолго оказывается среди людей, культура которых значительно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться.
- Изменение социального статуса человека, например женитьба или выход замуж.
- Занятие нового, более высокого или, напротив, более низкого, положения в обществе, например назначение на руководящую должность или выход на пенсию.
- Серьезная психологическая травма, связанная, например, с безвременной утратой очень близких для данного человека людей.
- Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное изменение образа жизни человека.
- Переход из одного возраста в другой, более старший, сопровождающийся глубоким возрастным психологическим кризисом.

Вопрос 15

Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.
По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.
Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).
Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе. К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов.

 

Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и

космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих, которые он назвал "архетипами". В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа. Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидами.

 

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы ЭГО и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, динамика архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью.

 

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:

1) сознание - ЭГО - Я;

2) иидивидуальное бессознательное - "ОНО";

3) "коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов или "архетипов". Коллективное бессознательное - в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) - идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное - наиболее глубинный уровень психики.

 

Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как совокупность коллективных идей, образов человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". По мнению Юнга, таким новейшим примером является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках. В снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами, и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей мог и не знать, не быть с ними знаком. Но архетип как таковой отличается от переработанных форм - от сказок, от мифов. Он представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. Образно "архетип можно сравнить с "руслом реки", он, как "русло", дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.

 

Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, - это "тень",("тень носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах"). Психологическая коррекция эффективна лишь если происходит коррекция "тени" и "персоны". Индивидуальное бессознательное человека можно познать через "комплексы" - совокупность психического содержания, заряженных одной змоцией, одним аффектом. Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность).

 

Корректировать надо комплексы в целом, а устранять отдельные симптомы бесполезно, убрав один симптом, получаем новые симптомы, поскольку первопричина - комплекс - продолжает существовать и иметь свою разрушительную силу. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный "комплекс", переосознать его и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, то есть цель - устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе "комплекса".

 

Юнг ввел понятие связующего принципа - синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве. По его определению, синхронность вступает в силу, когда "определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию". Синхронично связанные события явно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейно причинной связи.

Адлер

Теория личности А. Адлера - (от греч. theoria - исследование) - модель теории личности в индивидуальной психологии -. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности -, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

Маслоу

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребность в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоутверждении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.)

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

 

1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);

 

2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которое человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

 

3) потребность в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

 

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения).

 

Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признака депрессии.

Роджерс

«Я-концепция» (самость) определялась Роджерсом следующим образом: «это организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми, различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя необязательно осознаваемый». «Я-концепция» - это часть феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком. «Я-концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»). «Я-концепция» формируется изначально (в младенчестве) на основе организмического оценочного процесса и является аморфной, неосознанной. Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя. Важнейшим условием развития «Я-концепции» является удовлетворение потребности в позитивном внимании (в детстве – это потребность в любви и заботе к ребенку).

 

Не отрицая полностью значения прошлого опыта для поведения людей, К. Роджерс, как феноменолог, однако подчеркивал, что оно определяется восприятием и интерпретацией событий и самого себя в данный момент, а также их прогнозы своего будущего. Изменение восприятия и интерпретации, если они неадекватны, ведут к возвращению в нормальное русло, к адекватному мировидению и поведению.

 

К. Роджерс, как и А. Маслоу исходил из холистического принципа, считая, что человек функционирует как единая целостная личность, несводимая к ее частям. Постоянно функционирующий человек, по Роджерсу, обладает пятью основными личностными качествами:

 

1) Открытость к переживанию (соответствие «Я-концепции» и организмического процесса). Полностью открытые люди способны слушать себя, ощущать все свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные и когнитивные переживания в себе не испытывая других (так, у полноценного функционирующего человека, слушающего скучную лекцию, возникает желание сделать замечаниелектору, но понимая, что это сорвет занятие, он этого не сделает, подавит это желание, и здесь нет угрозы для его «Я» и организмического процесса).

 

2) Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое время в соответствии с потребностями.

 

3) Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах (законы, запреты и др.), а на основе своего организма, св



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: