Вводный модуль
Кейс 4 Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в интернет-пространстве (на примере собственного аккаунта в социальной сети)
Всего занятий/часов: 8/16
Занятия:
Номер занятия | Основное содержание |
Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных. Действия при взломе аккаунтов. Безопасные пароли. Подготовка к групповой работе по разработке рекомендаций по рациональному и безопасному использованию личных и персональных данных в социальных сетях. | |
Разработка рекомендаций по созданию безопасных паролей и их хранению. Понятие персональных данных. Законодательство о защите персональных данных. | |
Социальные сети: пользовательские соглашения, права и обязанности. | |
Политика социальных сетей в области конфиденциальности пользовательских данных. Структура аккаунта пользователя социальной сети. | |
Настройки приватности в социальных сетях. Самопрезентация пользователя в социальных сетях. | |
Риски нерационального и небезопасного использования личных и персональных данных в социальных сетях. Проблемы использования в сообщениях геотегов, столкновения с неразумным и агрессивным поведением в сети. Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум». | |
Проблемы рискованного поведения, нежелательных и сомнительных знакомств, манипулирования и вовлечения в опасное поведение в социальных сетях. Исследование аккаунтов в социальных сетях с использованием контент-анализа, анализ личных профилей в социальных сетях. |
Массивы данных для кейса 4 в проекте Кванториум – вводный:
№ | Объект |
Пример: взлом аккаунта | |
Пример: геолокации | |
кибербуллинг | |
Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика |
My.kribrum.ru
Кванториум - вводный (дети, кейс 4) | |
логин | пароль |
Kv720_EsipenkoV_d4 | QgXrqUYwVh |
Занятие 4
План занятия:
Номер блока | Продолжи-тельность, мин | Описание учебной работы |
Политика соцсетей в области конфиденциальности пользовательских данных – 1, изучение, подготовка презентации | ||
Обсуждение хода работы над презентацией | ||
Политика соцсетей в области конфиденциальности пользовательских данных – 2, изучение, подготовка презентации | ||
10 | перемена | |
Выступления групп | ||
Изучаем структуру аккаунта соц.сетей | ||
Обсуждение: Риски при заполнении аккаунта | ||
Итоговая рефлексия по занятию | ||
40+40 |
Блок 1, блок 3
Вопросы:
1. Что такое конфиденциальность?
2. Что подразумевается под политикой конфиденциальности пользовательских данных в соц.сетях?
По группам изучаем политику конфиденциальности - «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Twitter», «Одноклассники», готовим презентации
Например, vk.com -https://vk.com/privacy
В презентации необходимо отразить ответы на следующие вопросы;
1. Какую информацию о пользователе обрабатывает администрация сайта?
2. Кому доступны данные пользователя?
3. Каковы условия передачи персональных данных пользователей?
4. Какая информация о зарегистрированном Пользователе всегда доступна любому зарегистрированному Пользователю соц.сети?
5. Какие уровни конфиденциальности информации предоставляет соц.сеть?
6. Можно ли удалить аккаунт?
7. Может ли пользователь удалить всю информацию, размещенную им ранее в соц.сети?
8. Какие меры по защите информации о Пользователях предпринимает администрация соц.сети?
9. Какие ограничения в действии политики конфиденциальности соц.сети?
Блок 2
Перерыв, обсуждение хода работы над презентацией
Можно обсудить вопрос: какие пункты правил оказались не такими, как думал/ был уверен учащийся
Блок 4
Выступления групп, обсуждение.
Возможно, после первого выступления другие группы дополняют представленное ранее другими группами.
Можно провести сравнение правил соц.сетей (воспользоваться материалами статьи Соцсети и общедоступные данные пользователей - https://vc.ru/legal/64191-socseti-i-obshchedostupnye-dannye-polzovateley).
Блок 5
Изучаем структуру аккаунта соц.сетей
«ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Twitter», «Одноклассники»
Заходим в аккаунт (рекомендуется заранее создать аккаунт квантума в социальных сетях), смотрим личный профиль, определяем, какие личные и персональные данные включены в профиль. Смотрим структуру аккаунта, определяем, в каких формах пользователь может представлять информацию о себе.
Блок 6
Преподаватель демонстрирует структуру аккаунта в vk.com
Обсуждение: как заполняем аккаунт
Вопросы к обсуждению с учащимися: какие риски могут возникнуть в связи с размещением в профиле (доступном к просмотру другими пользователями) следующих персональных данных подростка:
· возраст,
· номер школы,
· место проживания,
· электронный адрес,
· телефон,
· фотография, на которой отчетливо видно лицо (черты лица) пользователя
Почему?
Блок 7
Итоговая рефлексия:
1. Какие основные правила политики конфиденциальности соц.сетей необходимо помнить при размещении информации в соц.сети?
2. Какую информацию не следует указывать в аккаунте?
https://drive.google.com/drive/folders/1I1-n3Y7uycZ9UnfbNLmJbLdFw1_Buhez?usp=sharing