Вводный модуль
Кейс 4 Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в интернет-пространстве (на примере собственного аккаунта в социальной сети)
Всего занятий/часов: 8/16
Занятия:
Номер занятия | Основное содержание |
Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных. Действия при взломе аккаунтов. Безопасные пароли. Подготовка к групповой работе по разработке рекомендаций по рациональному и безопасному использованию личных и персональных данных в социальных сетях. | |
Разработка рекомендаций по созданию безопасных паролей и их хранению. Понятие персональных данных. Законодательство о защите персональных данных. | |
Социальные сети: пользовательские соглашения, права и обязанности. | |
Политика социальных сетей в области конфиденциальности пользовательских данных. Структура аккаунта пользователя социальной сети. | |
Настройки приватности в социальных сетях. Самопрезентация пользователя в социальных сетях. | |
Риски нерационального и небезопасного использования личных и персональных данных в социальных сетях. Проблемы использования в сообщениях геотегов, столкновения с неразумным и агрессивным поведением в сети. Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум». | |
Проблемы рискованного поведения, нежелательных и сомнительных знакомств, манипулирования и вовлечения в опасное поведение в социальных сетях. Исследование аккаунтов в социальных сетях с использованием контент-анализа, анализ личных профилей в социальных сетях. |
Массивы данных для кейса 4 в проекте Кванториум – вводный:
№ | Объект |
Пример: взлом аккаунта | |
Пример: геолокации | |
кибербуллинг | |
Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика |
My.kribrum.ru
Кванториум - вводный (дети, кейс 4) | |
логин | пароль |
Kv720_EsipenkoV_d4 | QgXrqUYwVh |
Занятие 5
План занятия:
Номер блока | Продолжи-тельность, мин | Описание учебной работы |
Обсуждение Можно ли нас идентифицировать по аккаунту соц.сети? | ||
Настройки приватности в соц.сетях | ||
Выступления групп | ||
10 | перемена | |
Обсуждение: Настройки приватности аккаунта подростка в сети | ||
Самопрезентация в сети. Элементы самопрезентации | ||
Работа над рекомендациями | ||
Итоговая рефлексия по занятию | ||
40+40 |
Блок 1
Обсуждение:
1. Можно ли нас идентифицировать по аккаунту в соц.сети?
2. При предоставлении какой информации о себе нас легко /трудно/ невозможно идентифицировать?
Преподаватель рассказывает об исследовании, в рамках которого ученые смогли установить:
“На первом этапе были получены списки школьников, содержащие информацию об их среднем балле, половой принадлежности, классе и корпусе школы, в котором они учатся, и списки студентов с информацией об успеваемости, курсе и образовательной программе.
Затем был произведен поиск профилей учащихся на «ВКонтакте».
Прямое сопоставление (точное совпадение имени и фамилии и указание учебного заведения в профиле) позволило обнаружить лишь около 18% учащихся.
Использование информации о дружеских связях, а также словаря, включающего разные формы одного имени, дало возможность увеличить этот показатель до 88% для школьников и до 93% для студентов.”
Источник:Смирнов И. Б., Сивак Е. В., Козьмина Я. Я.В поисках утраченных профилей: достоверность данных ВКонтакте и их значение для исследований образования //Вопросы образования. 2016. № 4. С. 106-122.
Делаем вывод – идентифицировать персону в сети можно не только по прямым данным, но и косвенным (информация о дружеских связях).
Блок 2
Изучаем настройки приватности (конфиденциальности) в соц.сетях
Изучаем возможности настроек приватности соц.сетей. Готовим презентации.
Например, материалы по приватности в vk.com:
как управлять приватностью - https://vk.com/@team-privacy
настройки приватности - https://vk.com/page-42275232_52199686
вопросы приватности - https://vk.com/support?act=faq&q=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Блок 3
Выступления групп с презентациями
Блок 4
Обсуждение: настройки приватности аккаунта подростка в сети
Вопрос:
1. Какие рекомендации вы можете дать подросткам по настройке данных профиля, содержания страницы в социальной сети?
2. С какими угрозами могут столкнуться подростки, разместив информацию о себе (текст, фото, видео) в сети?
Блок 5
Самопрезентация в сети.
Вопрос:
1. Что такое самопрезентация?
2. Когда и где (в каких ситуациях) востребованы навыки самопрезентации? (например,собеседование при приеме на работу)
3. Что такое самопрезентация в сети? Через какие инструменты (элементы) она осуществляется?
Преподаватель на примере аккаунта в сети демонстрирует элементы страницы в соц.сети, являющиеся инструментами самопрезентации:
· Аватар
· Никнейм
· Статус
· Другая информация о пользователе
· Принадлежность к сообществам
· Друзья
· Размещаемые материалы
Блок 6
Групповая работа над подготовкой рекомендациями
Обсуждение:
1. Какие важные темы необходимо рассмотреть в рекомендациях
2. Анализируем ранее разработанные презентации: какие тезисы, элементы можно использовать в итоговой презентации?
Работа в группах над рекомендациями (подготовка презентации).
Блок 7
Итоговая рефлексия:
1. Как можно идентифицировать персону в сети?
2. Какие рекомендации можно дать подросткам по настройке приватности при общении в соц.сетях?