Манипулирование сознанием




Вводный модуль

Кейс 4 Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в интернет-пространстве (на примере собственного аккаунта в социальной сети)

Всего занятий/часов: 8/16

Занятия:

Номер занятия Основное содержание
  Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных. Действия при взломе аккаунтов. Безопасные пароли. Подготовка к групповой работе по разработке рекомендаций по рациональному и безопасному использованию личных и персональных данных в социальных сетях.
  Разработка рекомендаций по созданию безопасных паролей и их хранению. Понятие персональных данных. Законодательство о защите персональных данных.
  Социальные сети: пользовательские соглашения, права и обязанности.
  Политика социальных сетей в области конфиденциальности пользовательских данных. Структура аккаунта пользователя социальной сети.
  Настройки приватности в социальных сетях. Самопрезентация пользователя в социальных сетях.
  Риски нерационального и небезопасного использования личных и персональных данных в социальных сетях. Проблемы использования в сообщениях геотегов, столкновения с неразумным и агрессивным поведением в сети. Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум».
  Проблемы рискованного поведения, нежелательных и сомнительных знакомств, манипулирования и вовлечения в опасное поведение в социальных сетях. Исследование аккаунтов в социальных сетях с использованием контент-анализа, анализ личных профилей в социальных сетях.

 

Массивы данных для кейса 4 в проекте Кванториум – вводный:

 

Объект
  Пример: взлом аккаунта
  Пример: геолокации
  кибербуллинг
  Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика

My.kribrum.ru

Кванториум - вводный (дети, кейс 4)
логин пароль
Kv720_EsipenkoV_d4 QgXrqUYwVh

Занятие 7

План занятия:

Номер блока Продолжи-тельность, мин Описание учебной работы
    Демонстрация последствий рискованного поведения
    Сомнительные знакомства. Противодействие манипулированию.
    Групповая работа – Работа над рекомендациями
  10 перемена
    Исследование собственных аккаунтов с использованием контент-анализа
    Самоанализ данных аккаунта
    Групповая работа – Работа над рекомендациями
    Итоговая рефлексия
  40+40  

Блок 1

Демонстрация последствий рискованного поведения.

Преподаватель демонстрирует сообщения по тегу Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика. Поясняет: регулярно в соц.сетях, сми появляются сообщения о гибели подростков, пытающихся выполнить рискованные трюки.

Обсуждаем:

Размещение роликов с рискованным поведением может вызвать желание подражать, повторить рискованный трюк, что часто приводит к гибели исполнителей трюков.

Какие рекомендации мы можем дать пользователям сети в связи с такими случаями?

(примерный ответ:

1. Не размещать в сети ролики с демонстрацией рискованного поведения,

2. не обмениваться ими, способствуя их распространению,

3. ни в коем случае не подражать трюкам, видео которых размещено в сети – чаще всего, это – монтаж и при попытке их повторения неизбежна гибель).

Блок 2

Рискованные знакомства. Манипулирование сознанием.

Обсуждение:

1. Каких правил вы придерживаетесь при общении с незнакомцами?

2. В сети некая персона просит принять ее в список ваших друзей. Ваши действия? В каком случае вы примете эту персону в друзья?

(Правильный ответ: в друзья в социальных сетях можно принимать только тех, с кем вы знакомы в реальном мире – ваши одноклассники, друзья, знакомые, родственники.)

Рекомендации: В сети за аккаунтом подростка – вашего сверстника может скрываться злоумышленник! Он может воспользоваться вашим доверием, попросить у вас прислать фото, а потом начнет шантажировать ими.

Хроники Управления «К» МВД России:

“в Управление «К» МВД России поступила информация о том, что девятилетняя жительница г. Пензы стала жертвой шантажа в социальной сети. Было установлено, что в ходе общения в сети Интернет она познакомилась с неизвестным лицом, использующим псевдоним «Надежда». Злоумышленник уговорил девочку отправить ему свои фотографии, на которых она была запечатлена в обнаженном виде. Получив снимки, он путем шантажа заставлял ее присылать ему все новые изображения порнографического характера. Личность злоумышленника была установлена. «Надеждой» оказался 32-летний гражданин…”

Источник: А.Вураско За картинкой в сети дети не видят злоумышленника // Дети в информационном обществе, №26, 2017 г. стр. 22-23. URL: https://detionline.su/journal/numbers/26/

Манипулирование сознанием

Ознакомительное чтение статьи “11 способов манипуляции людьми и как не стать её жертвой”

https://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206831-manipulation

Обсуждение:

1. Какие из перечисленных приемов манипулирования могут быть использованы в сети? Каким образом?

2. Какие приемы манипуляторы используют для усиления своего воздействия? Как им противостоять?

3. В каких случаях следует “включать сигнал тревоги”?

4. Каков лучший способ самозащиты от манипуляций? Какие вопросы нужно задать самому себе?

Блок 3

Групповая работа над рекомендациями

Блок 4

Исследование собственных аккаунтов с помощью контент-анализа.

Рекомендуемые единицы контент-анализа:

· Категории контент-анализа: представлены ниже.

· Индикаторы категорий: в соответствии с описанием категорий, представленным ниже.

· Единицы контента: содержание личного профиля, наполнение аккаунта и сообщения пользователя (посты, репосты, комментарии).

· Единицы счета: упоминания индикаторов категории с учетом временной отнесенности (прошлое, настоящее, будущее, без указания на время), характера упоминания (прямое или косвенное упоминание); для сообщений пользователя – также с учетом места публикации (свой аккаунт, аккаунт другого человека, аккаунт группы).

 

Рекомендуемые категории контент-анализа собственных аккаунтов (перечень категорий может быть переработан преподавателем по согласованию с федеральным тьютором; могут быть добавлены подкатегории по содержанию контента):

Категория Описание категории
1. Ф. И. О. Прямое или косвенное указание на фамилию, имя, отчество (например, обращение по имени, мем «Типичная Аня» и т.п.)
2. Возраст Прямое или косвенное указание на возраст (например, приглашение на свое пятнадцатилетие, участие в группе «Рожденные в 2002» и т.п.)
3. Внешность Прямое или косвенное указание на внешность (например, фотография, объявление о продаже купленной для себя, но не подошедшей по фасону обуви 36 размера и т.п.)
4. Место жительства Прямое или косвенное указание на адрес (например, название магазина рядом с домом, фотография с видом из окна и т.п.)
5. Семья Прямое или косвенное указание на родственников (например, гиперссылка на страницу брата, семейная фотография и т.п.)
6. Друзья и отношения Прямое или косвенное указание на приятельские, дружеские или романтические отношения (например, рассказ о походе в кино с подругой Светой, фотография на дне рождения с друзьями и т.п.)
7. Учеба Прямое или косвенное указание на место учебы (например, участие в группе «Школа № 1 города Иваново, 9-Б», обращение за домашним заданием к человеку, на странице которого указана школа, и т.п.)
8. Материальное положение Прямое или косвенное указание на финансовую обеспеченность (например, фотография подаренного на день рождения iPhone, сообщение о том, что папа опять улетел во Францию по работе, и т.п.)
9. Повседневные перемещения Прямое или косвенное указание на свои маршруты и посещаемые места (например, расписание занятий в танцевальной школе, приглашение на встречу в кафе и т.п.)
10. Поездки и путешествия Прямое или косвенное указание на поездки, предполагающие длительное отсутствие дома (например, рассказ о планах на каникулы, фотография на фоне моря с хэштагами «#Кемер» и «#Загораю» и т.п.)
11. Интересы и увлечения Прямое или косвенное указание на интересы, увлечения, предпочитаемые формы досуга (например, рекомендация сходить на выставку, репост рекламы сериала и т.п.)
12. Признаки уязвимости для манипуляций Прямое или косвенное указание на уязвимость для манипуляций (например, сообщения об одиночестве, депрессивные картинки, репосты подозрительных просьб о помощи и т.п.)
13. Другое Контент, не вошедший в перечисленные категории

 

Блок 5

Самоанализ данных аккаунта

Блок 6

Групповая работа – Работа над рекомендациями

Блок 7

Итоги:

1. В чем опасность размещения и распространения в сети видеороликов рискованного поведения?

2. Какие правила мы должны соблюдать неукоснительно в отношении знакомств в сети?

3. Как можно противостоять попыткам манипулирования?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: