Вводный модуль
Кейс 4 Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в интернет-пространстве (на примере собственного аккаунта в социальной сети)
Всего занятий/часов: 8/16
Занятия:
Номер занятия | Основное содержание |
Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных. Действия при взломе аккаунтов. Безопасные пароли. Подготовка к групповой работе по разработке рекомендаций по рациональному и безопасному использованию личных и персональных данных в социальных сетях. | |
Разработка рекомендаций по созданию безопасных паролей и их хранению. Понятие персональных данных. Законодательство о защите персональных данных. | |
Социальные сети: пользовательские соглашения, права и обязанности. | |
Политика социальных сетей в области конфиденциальности пользовательских данных. Структура аккаунта пользователя социальной сети. | |
Настройки приватности в социальных сетях. Самопрезентация пользователя в социальных сетях. | |
Риски нерационального и небезопасного использования личных и персональных данных в социальных сетях. Проблемы использования в сообщениях геотегов, столкновения с неразумным и агрессивным поведением в сети. Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум». | |
Проблемы рискованного поведения, нежелательных и сомнительных знакомств, манипулирования и вовлечения в опасное поведение в социальных сетях. Исследование аккаунтов в социальных сетях с использованием контент-анализа, анализ личных профилей в социальных сетях. |
Массивы данных для кейса 4 в проекте Кванториум – вводный:
№ | Объект |
Пример: взлом аккаунта | |
Пример: геолокации | |
кибербуллинг | |
Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика |
My.kribrum.ru
Кванториум - вводный (дети, кейс 4) | |
логин | пароль |
Kv720_EsipenkoV_d4 | QgXrqUYwVh |
Занятие 7
План занятия:
Номер блока | Продолжи-тельность, мин | Описание учебной работы |
Демонстрация последствий рискованного поведения | ||
Сомнительные знакомства. Противодействие манипулированию. | ||
Групповая работа – Работа над рекомендациями | ||
10 | перемена | |
Исследование собственных аккаунтов с использованием контент-анализа | ||
Самоанализ данных аккаунта | ||
Групповая работа – Работа над рекомендациями | ||
Итоговая рефлексия | ||
40+40 |
Блок 1
Демонстрация последствий рискованного поведения.
Преподаватель демонстрирует сообщения по тегу Пример: гибель подростка при повторении трюка из видеоролика. Поясняет: регулярно в соц.сетях, сми появляются сообщения о гибели подростков, пытающихся выполнить рискованные трюки.
Обсуждаем:
Размещение роликов с рискованным поведением может вызвать желание подражать, повторить рискованный трюк, что часто приводит к гибели исполнителей трюков.
Какие рекомендации мы можем дать пользователям сети в связи с такими случаями?
(примерный ответ:
1. Не размещать в сети ролики с демонстрацией рискованного поведения,
2. не обмениваться ими, способствуя их распространению,
3. ни в коем случае не подражать трюкам, видео которых размещено в сети – чаще всего, это – монтаж и при попытке их повторения неизбежна гибель).
Блок 2
Рискованные знакомства. Манипулирование сознанием.
Обсуждение:
1. Каких правил вы придерживаетесь при общении с незнакомцами?
2. В сети некая персона просит принять ее в список ваших друзей. Ваши действия? В каком случае вы примете эту персону в друзья?
(Правильный ответ: в друзья в социальных сетях можно принимать только тех, с кем вы знакомы в реальном мире – ваши одноклассники, друзья, знакомые, родственники.)
Рекомендации: В сети за аккаунтом подростка – вашего сверстника может скрываться злоумышленник! Он может воспользоваться вашим доверием, попросить у вас прислать фото, а потом начнет шантажировать ими.
Хроники Управления «К» МВД России:
“в Управление «К» МВД России поступила информация о том, что девятилетняя жительница г. Пензы стала жертвой шантажа в социальной сети. Было установлено, что в ходе общения в сети Интернет она познакомилась с неизвестным лицом, использующим псевдоним «Надежда». Злоумышленник уговорил девочку отправить ему свои фотографии, на которых она была запечатлена в обнаженном виде. Получив снимки, он путем шантажа заставлял ее присылать ему все новые изображения порнографического характера. Личность злоумышленника была установлена. «Надеждой» оказался 32-летний гражданин…”
Источник: А.Вураско За картинкой в сети дети не видят злоумышленника // Дети в информационном обществе, №26, 2017 г. стр. 22-23. URL: https://detionline.su/journal/numbers/26/
Манипулирование сознанием
Ознакомительное чтение статьи “11 способов манипуляции людьми и как не стать её жертвой”
https://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206831-manipulation
Обсуждение:
1. Какие из перечисленных приемов манипулирования могут быть использованы в сети? Каким образом?
2. Какие приемы манипуляторы используют для усиления своего воздействия? Как им противостоять?
3. В каких случаях следует “включать сигнал тревоги”?
4. Каков лучший способ самозащиты от манипуляций? Какие вопросы нужно задать самому себе?
Блок 3
Групповая работа над рекомендациями
Блок 4
Исследование собственных аккаунтов с помощью контент-анализа.
Рекомендуемые единицы контент-анализа:
· Категории контент-анализа: представлены ниже.
· Индикаторы категорий: в соответствии с описанием категорий, представленным ниже.
· Единицы контента: содержание личного профиля, наполнение аккаунта и сообщения пользователя (посты, репосты, комментарии).
· Единицы счета: упоминания индикаторов категории с учетом временной отнесенности (прошлое, настоящее, будущее, без указания на время), характера упоминания (прямое или косвенное упоминание); для сообщений пользователя – также с учетом места публикации (свой аккаунт, аккаунт другого человека, аккаунт группы).
Рекомендуемые категории контент-анализа собственных аккаунтов (перечень категорий может быть переработан преподавателем по согласованию с федеральным тьютором; могут быть добавлены подкатегории по содержанию контента):
№ | Категория | Описание категории |
1. | Ф. И. О. | Прямое или косвенное указание на фамилию, имя, отчество (например, обращение по имени, мем «Типичная Аня» и т.п.) |
2. | Возраст | Прямое или косвенное указание на возраст (например, приглашение на свое пятнадцатилетие, участие в группе «Рожденные в 2002» и т.п.) |
3. | Внешность | Прямое или косвенное указание на внешность (например, фотография, объявление о продаже купленной для себя, но не подошедшей по фасону обуви 36 размера и т.п.) |
4. | Место жительства | Прямое или косвенное указание на адрес (например, название магазина рядом с домом, фотография с видом из окна и т.п.) |
5. | Семья | Прямое или косвенное указание на родственников (например, гиперссылка на страницу брата, семейная фотография и т.п.) |
6. | Друзья и отношения | Прямое или косвенное указание на приятельские, дружеские или романтические отношения (например, рассказ о походе в кино с подругой Светой, фотография на дне рождения с друзьями и т.п.) |
7. | Учеба | Прямое или косвенное указание на место учебы (например, участие в группе «Школа № 1 города Иваново, 9-Б», обращение за домашним заданием к человеку, на странице которого указана школа, и т.п.) |
8. | Материальное положение | Прямое или косвенное указание на финансовую обеспеченность (например, фотография подаренного на день рождения iPhone, сообщение о том, что папа опять улетел во Францию по работе, и т.п.) |
9. | Повседневные перемещения | Прямое или косвенное указание на свои маршруты и посещаемые места (например, расписание занятий в танцевальной школе, приглашение на встречу в кафе и т.п.) |
10. | Поездки и путешествия | Прямое или косвенное указание на поездки, предполагающие длительное отсутствие дома (например, рассказ о планах на каникулы, фотография на фоне моря с хэштагами «#Кемер» и «#Загораю» и т.п.) |
11. | Интересы и увлечения | Прямое или косвенное указание на интересы, увлечения, предпочитаемые формы досуга (например, рекомендация сходить на выставку, репост рекламы сериала и т.п.) |
12. | Признаки уязвимости для манипуляций | Прямое или косвенное указание на уязвимость для манипуляций (например, сообщения об одиночестве, депрессивные картинки, репосты подозрительных просьб о помощи и т.п.) |
13. | Другое | Контент, не вошедший в перечисленные категории |
Блок 5
Самоанализ данных аккаунта
Блок 6
Групповая работа – Работа над рекомендациями
Блок 7
Итоги:
1. В чем опасность размещения и распространения в сети видеороликов рискованного поведения?
2. Какие правила мы должны соблюдать неукоснительно в отношении знакомств в сети?
3. Как можно противостоять попыткам манипулирования?