Понятие, правовая сущность и нормативное регулирование терроризма




 

Понятие и правовая сущность терроризма

 

Необходимой предпосылкой создания и функционирования мер противодействия терроризму на национальном и международном уровнях является определение признаков, характеризующих этот специфический вид преступности, отличающийся повышенной степенью общественной опасности, наполнение понятия четким содержанием. На первый взгляд, здесь все достаточно просто. Однако еще древнегреческие ученые предостерегали, что как раз те понятия, которые представляются большинству самыми простыми и даже не стоящими разъяснений, являются на самом деле самыми сложными и неоднозначными. По данным, приводимым в юридической литературе, имеется от 100 до 200 определений терроризма, как доктринальных, так и официальных, в том числе международно - правовых.

В связи с отсутствием единого подхода как внутри отдельного государства, так и разных государств к понятию "терроризм"; из-за большого влияния политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов, а также из-за сложности, динамичности и многоплановости явления терроризма (помимо правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д.) современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения международного терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, пока успехом не увенчались.

В ходе обсуждения проблемы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН в 1976 г. предпринимались попытки дать определение понятия “терроризм“. По мнению Р. Арона, акт насилия рассматривается как террористический в том случае, когда его психологический эффект обратно пропорционален его истинным физическим результатам. Э. Арегана определял терроризм как акты, сами по себе являющиеся традиционными формами общеуголовных преступлений, но совершаемые преднамеренно, с целью вызвать панику и беспорядок в организованном обществе, разрушить общественный порядок, парализовать противодействие террору со стороны общественных сил и интенсифицировать беды и страдания общества.лово «террор» - из латинского языка (terror - cтрах, ужас). Аналогичное значение имеют слова: terror (англ.), terreur (фр.) - ужас, страх. Сложность и многоплановость проявлений терроризма как элемента социальной действительности обуславливает множественность теоретических подходов к его определению. Но при очевидном многообразии все они могут быть систематизированы в три основных блока.

Представители первого направления, В. Маллисон и С. Маллисон дают такое определение: «Террор есть систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилием и угрозы насилия для достижения публичных или политических целей», в том числе действия по подрыву международных отношений, насильственному изменению существующих общественно-политических режимов. Выделение только двух основополагающих признаков, а именно: применение насилия и политическая направленность, - на мой взгляд, придает определению необоснованно расширенное толкование, подводя под терроризм практически любую противоправную деятельность насильственного характера, имеющую своей конечной целью принуждение к совершению определенных действий или воздержанию от таковых.

Представляется более предпочтительной точка зрения ряда ученых и практиков, определяющих как терроризм только такие насильственные действия, «цель которых - внушить страх и заставить действовать… в нужном террористам направлении», будь то устранение нежелательных государственных или политических деятелей или дестабилизация общественного порядка.

На необходимость оказания устрашающего воздействия на объект посягательства как на обязательный признак терроризма указывалось и в выступлении генерального докладчика на V конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, где отмечалось, что пытки и терроризм представляют собой две стороны одного и того же зла, которое заключается в применении насилия с целью заставить людей под страхом страдания или смерти подчиняться воли государственного аппарата, отдельных лиц или групп лиц.

И, наконец, в рамках третьего направления терроризм рассматривается в узком смысле как борьба против существующего государственного устройства, т.е. единичные акты устрашения и насильственного уничтожения политических противников, оказания влияния на осуществляемую ими деятельность.

Обобщая приведенные формулировки, терроризм можно определить следующим образом: противоправное деяние, совершаемое общеопасными средствами и направленное против основ безопасности и правопорядка, политической системы, государственного устройства, территориальной целостности, личных прав и свобод гражданского населения, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения в интересах террористов. При этом не вызывает сомнений, что терроризм прежде всего - форма преступного поведения: в рамках уголовного закона любой терроризм - уголовный, т.к. представляет собой нарушение уголовного закона. Полагаем, всеобъемлющая борьба с террористическими проявлениями возможна только в комплексном использовании политических, экономических, правовых механизмов предупреждения и пресечения, с безусловным приоритетом уголовно-правовых мер карательного воздействия.

 

Соотношение определений понятия «терроризм» в нормативных правовых актах РФ

 

Из всех определений терроризма юридически значимыми являются содержащиеся в Федеральном законе РФ от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступил в силу 10 марта 2006 года, далее - Закон «О противодействии терроризму») и в ст. 205 УК РФ.

Закон «О противодействии терроризму» принят в целях совершенствования законодательной базы, направленной на борьбу с терроризмом и пресечение актов терроризма, с учетом сложившейся российской и международной практики в данной области. Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

Закон «О противодействии терроризму» полностью заменяет собой Федеральный закон от 25.07.1998 N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (далее - Закон «О борьбе с терроризмом»), который в полном объеме утратит силу с 1 января 2007 года.

До вступления в силу Закона «О противодействии терроризму», в ст. 3 Закона «О борьбе с терроризмом» терроризм определялся как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

В этой же статье аналогично определялась террористическая акция.

Согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ терроризм - это «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях», а ч. 3 этой статьи в качестве одного из особо квалифицирующих признаков предусмотрено совершение тех же деяний, в том числе при наличии квалифицирующих признаков, когда они «…сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения».

Таким образом, сопоставление определений терроризма, содержащихся в Законе «О борьбе с терроризмом» и в ст. 205 УК РФ, показывало, что они существенно различались. Первое из них было общеправовым, определяющим терроризм в широком смысле, а второе является уголовно - правовым, формулирующим терроризм в узком смысле.

Их отличия состояли в следующем:

Во-первых, ч. 1 ст. 205 УК РФ устанавливает ответственность за совершение общеопасных действий (взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий), а также за угрозу совершения этих действий. Закон «О борьбе с терроризмом», в свою очередь, под терроризмом рекомендовал понимать четыре возможные формы его совершения: а) насилие в отношении физических лиц или организаций, б) угрозу применения насилия в отношении физических лиц или организаций, в) уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающее опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, г) угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающую опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Во-вторых, специальная цель, содержащаяся в ч. 1 ст. 205 УК, определяется как цель нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. В ст. 3 Закона «О борьбе с терроризмом» цель террористических действий имела более широкий спектр - «нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов».

Как видно из данного сравнения, различия были существенны. Если УК РФ фактически в основу понятия терроризма ставит способ, с помощью которого достигаются преступные цели террористов, то Закон «О борьбе с терроризмом» указывал на более широкий круг действий, подпадающих под терроризм: насилие, угроза насилия, уничтожение (повреждение) имущества, угроза уничтожения (повреждения) имущества, оставляя без внимания способ совершения этих действий. Опять же при определении цели терроризма Закон «О борьбе с терроризмом» предусматривал и корыстный мотив преступных посягательств.

Совершенно очевидно, что Закон вступил в противоречие с действующим УК РФ.

В результате в рамках правовой действительности России существовала уникальная ситуация: действовали два взаимоисключающих друг друга нормативных акта, что, безусловно, не способствовало предупреждению и пресечению террористической активности и вызывало трудности у правоприменителя.

Эта двойственность нормативного регулирования могла быть устранена двумя способами: или приведением Закона «О борьбе с терроризмом» в соответствие с УК РФ через связывание понятия «терроризм» рамками диспозиции ст. 205 УК РФ, или внесением соответствующих изменений и дополнений в УК РФ.

Законодатель объединил оба эти пути. Во вновь принятом Законе «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Таким образом, понятие терроризма в настоящей редакции расширено по сравнению с понятием, утвержденным Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», в первую очередь за счет включения в него идеологической составляющей террористической деятельности, а во вторую очередь за счет отказа от перечисления форм, которые может принимать терроризм.

Значительной новеллой Закона «О противодействии терроризму» является разграничение понятий «терроризм» и «террористический акт». В последнем происходит конкретизация способов и форм совершения террористических действий, и оно связано рамками диспозиции ст. 205 УК РФ: «совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Думается, такое разделение понятий «терроризм» и «террористический акт» обусловлено осознанием себя Россией полноправным членом мирового сообщества, а значит, ее приверженностью общемировым стандартам, в том числе и в сфере борьбы с терроризмом. Как известно, мировое сообщество рассматривает в качестве проявлений терроризма и непосредственное совершение общеопасных деяний насильственного характера в целях нарушения состояния защищенности общества (аналог состава, предусмотренного ст. 205 УК РФ), и незаконный захват воздушного судна и водного транспорта, и захват и удержание заложников, и посягательство на жизнь общественных и государственных деятелей.

Подобным образом решается вопрос правовой регламентации борьбы с терроризмом в уголовном законодательстве большинства развитых стран. Общая закономерность такова, что в кодифицированных правовых актах отсутствует конкретная единая норма права, устанавливающая уголовную ответственность за совершение «терроризма», т.к. он рассматривается как родовое понятие целого ряда составов преступлений, связанных с устрашением насилием, применяемым для побуждения управомоченных лиц действовать в выгодном террористам направлении.

Усовершенствование отечественного уголовно-правового инструментария пошло по пути кардинального пересмотра самого подхода к определению терроризма, придания ему значения комплексного явления, выражающегося в совокупности противоправных деяний, посягающих на основы безопасности и правопорядка.

Об этом свидетельствует и ст. 24 Закона «О противодействии терроризму», которая предусматривает ответственность организаций за причастность к терроризму, согласно п. 1 которой «в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ». Исходя из толкования данной статьи можно сделать вывод, что законодатель понимает под терроризмом и захват заложников, и угон судна, и организацию и участие в незаконном вооруженном формировании, а также посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества и организации, нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой.

Можно надеяться, что данный подход позволит вывести борьбу с террористическими проявлениями на совершенно иной уровень, предоставив в качестве средств антитеррористического воздействия, помимо ст. 205 УК, также ст. ст. 205.1, 206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2, 360 УК РФ.

Использование понятия «террористический акт» вместо понятия «терроризм» позволяет устранить ситуацию придания частному явлению признаков общего понятия и дает возможность использования всех предусмотренных УК РФ юридических механизмов пресечения терроризма как многосоставного преступного посягательства.

В настоящее время необходимо как можно быстрее внести соответствующие изменения в другие действующие нормативные акты (в первую очередь, в Уголовный кодекс РФ (прежде всего, необходимо переименовать ст.205 УК РФ и сформулировать ее название как «Террористический акт»)), что важно с точки зрения законодательной техники и формирования в последующем единообразной судебной практики.


2. уголовно-правовая Характеристика терроризма

 

2.1 Объективные признаки терроризма

 

Ст. 205 УК РФ понимает под терроризмом «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих угрозу гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Множественность способов общеопасного насилия и неограниченность сфер приложения террористической активности позволяют говорить о терроризме как о сложном многообъектном преступлении.

В качестве родового объекта терроризма выступают общественная безопасность и общественный порядок. Видовым же объектом рассматриваемого преступления является общественная безопасность. Понятие «безопасность» впервые было раскрыто в Законе РФ от 15 марта 1992 г. «О безопасности». Согласно ст. 1 данного Закона, «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества.

Как правовое явление, общественная безопасность может иметь различное по объему содержание и рассматриваться в нескольких уровнях. Общественная безопасность как составная часть родового объекта посягательств, предусмотренных разделом IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», характеризуется состоянием защищенности безопасных условий функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и компьютерной информации (общественная безопасность в широком смысле слова). Общественная безопасность в более узком смысле слова, как видовой объект посягательств, предусмотренных гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», выражается в состоянии защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.

С точки зрения непосредственного объекта терроризм - многообъектное преступление. Он посягает на три вида объектов: общественную безопасность, нормальное функционирование органов власти, а также жизнь и здоровье граждан.

Своим устрашающим воздействием терроризм обращен либо к широкому и, как правило, неопределенному кругу граждан, порой населению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационно - управленческие решения. Особенностью терроризма является то, что террористами часто уничтожаются люди, не имеющие к их конфликтам и проблемам никакого отношения. Ими могут быть, например, пассажиры самолёта или зрители на стадионе.

Так в чем же выражается объективная сторона терроризма как преступления, совершаемого в реальной действительности?

Объективную сторону любого преступления, независимо от того, как его признаки сформулированы в составе, образуют деяние (действие или бездействие), последствия, причинная связь между деянием и последствием, время, место, способ, обстановка совершения преступления.

Объективно терроризм выражается в двух видах деяний, существенно различающихся по степени общественной опасности:

) «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти» и

) «угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Таким образом, согласно законодательной конструкции, объективная сторона может быть выполнена и угрозой совершения действий, создающих опасность причинения установленных последствий. Следовательно, цель воздействия на объект терроризирования может быть достигнута не только физическим принуждением или поражением материальной сферы, но и психологическими методами.

Вместе с тем, следуя принципу индивидуализации наказания, а также требованиям уголовного закона об учете характера и степени общественной опасности совершенного лицом деяния в целях назначения справедливого наказания, думается, угрозу совершения террористических действий целесообразнее предусмотреть в отдельной статье УК либо в статье о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Между совершением террористических действий и угрозой их совершения нельзя ставить знак равенства, так как угроза совершения террористических действий значительно ниже по общественной опасности и установление одинаковой ответственности (от восьми до двенадцати лет) вряд ли отвечает принципу справедливости (подобной точки зрения придерживаются, в частности В.В. Мальцев и С. Гринько).

К «иным действиям» можно в частности отнести такие общеопасные действия, как обвалы, затопления, камнепады, аварии на объектах жизнеобеспечения населенных пунктов водой, топливом, электроэнергией и др.

В результате совершения насильственных действий наступают, соответственно, последствия в виде реального причинения вреда жертвам, имущественного ущерба. Но этим последствия насильственных действий, входящих в структуру акта терроризма, не исчерпываются, поскольку данные действия совершаются не ради них самих и таят в себе угрозу их повторения, а значит, опасность наступления новых подобных последствий. Последствие здесь имеет как бы две стороны - реальное наступление вреда и реальная опасность наступления такого же вреда в будущем. Именно эта двойственность последствий общеопасных действий порождает последствие акта терроризма - возникновение обстановки страха среди населения или социальных групп, не имеющих прямого отношения ни к совершенному действию, ни к адресатам воздействия террористов. Любой терроризм, когда он носит более или менее массовый характер, делает жизнь значительной части людей весьма тревожной, незащищённой, полной опасностей, снижает их трудовую и иную активность, приводит к ограничению социальных контактов, вынуждает к нарушениям закона.

Указанное последствие, как правило, наступает реально, но не исключены случаи, когда расчеты террористов на устрашение населения могут не оправдываться, и тогда последствие будет иметь место в виде реальной опасности его наступления. Последствия акта терроризма могут состоять как в реальной опасности наступления того вреда, который стремятся причинить террористы, так и в реальном наступлении вреда в случае удовлетворения их требований.

Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающим образом не определяются. Законодатель указывает на такие наиболее типичные способы, как взрыв и поджог, а далее дает обобщенную характеристику - совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Таким образом, законодатель, с одной стороны, подчеркивает основное характерное свойство этих действий - их общеопасный характер, а с другой - их реальную способность повлечь указанные в законе последствия.

Взрыв - это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов. Поджог - намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь, имеет в своей основе пожар, т.е. неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Иные действия - это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, катастроф, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов, нарушение технологических либо производственных процессов, блокирование транспортных коммуникаций и т.п. Но анализ судебной практики показывает, что подавляющее большинство актов терроризма совершается путем взрывов.

Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 УК действий следует понимать психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях. Именно реальность намерения, объективизировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания в форме обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.

Преступление считается оконченным при условии, если совершены вышеуказанные действия (кроме угрозы) и они создали реальную опасность: гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба; наступления иных общественно опасных последствий. Закон «О противодействии терроризму» в связи с обострением в последнее время экологической ситуации в мире выделяет также и опасность наступления экологической катастрофы. Фактическое причинение физического вреда, имущественного ущерба и т.п. выходит за пределы основного состава терроризма и либо образует признаки квалифицированных видов терроризма, либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК РФ, предусматривающих ответственность за эти деяния.

Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства других, нередко случайных обстоятельств (скопление людей, техники, транспортных средств и т.п.).

Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку. Значительность имущественного ущерба как последствие террористической акции определяется с учетом стоимости и значимости материальных ценностей.

Иные опасные последствия - это сопоставимые и разнопорядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия. При этом Закон «О противодействии терроризму» подчеркивает, что указанные иные опасные последствия обязательно должны носить характер особо тяжких (ст. 3). Они могут выражаться в причинении гражданам вреда здоровью, серьезное нарушение деятельности предприятий и учреждений, органов власти и управления, транспорта, возникновении паники и, как следствие, в дестабилизации обстановки в населенном пункте и т.д.

Угроза независимо от способов ее осуществления (устно, письменно, с использованием технических и иных средств) признается оконченным преступлением с момента ее доведения до широкого или узкого круга лиц, если она вызвала реальные опасения в ее осуществлении. При этом не имеет значения для квалификации, желал или не желал субъект фактически привести угрозу в исполнение.

В качестве санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205, Уголовный кодекс РФ предусматривает лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет. Ранее этот срок был несколько меньше и составлял от пяти до десяти лет. Однако в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.2004 № 74-ФЗ «О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса РФ» срок лишения свободы был увеличен, что было обусловлено всплеском активности террористов в последнее время. Повышенная общественная опасность преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205 УК РФ, привела к необходимости законодательно перевести его из категории тяжких в категорию особо тяжких преступлений.

 

Субъективные признаки терроризма

 

Субъектом терроризма является вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попасть под влияние взрослых и совершать преступные действия.

Однако в современной практике террорист-одиночка встречается крайне редко. Как правило, такие акции под силу лишь объединенным усилиям группы лиц. В ч. 2 ст. 205 УК в качестве квалифицированного вида терроризма предусмотрено его совершение группой лиц по предварительному сговору. Поэтому по ч.1 ст. 205 УК квалифицируются либо действия террориста-одиночки, либо террористические действия группы лиц без предварительного сговора, когда все участники выступают в качестве исполнителей (ч.1 ст. 35 УК).

Терроризм может совершаться только с прямым умыслом, поскольку террорист осознаёт общественную опасность своих поступков, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. Прямой умысел террориста направлен на совершение взрыва или иного действия, создающего реальную опасность возникновения указанных последствий ради достижения определённых целей, указанных в законе.

Однако в литературе выдвигается предположение о возможности совершения и с косвенным умыслом «терроризма, с преимущественно корыстной мотивацией и с целью устранения препятствий (конкуренции) в крупномасштабной предпринимательской деятельности». Попытки, в частности, Миньковского Г.М. и Ревина В.П. трактовать как проявление терроризма, совершенного с косвенным умыслом, всякое преступное посягательство в сфере экономики, если, во-первых, наступили или имелась возможность наступления последствий, сопоставимых с последствиями актов «политического» терроризма, во-вторых, виновным осознавалась возможность их наступления, и он безразлично к ним относился, безосновательны. Хотя бы потому, что в качестве составообразующего признака ст. 205 УК выделено специальное целеполагание, а это, безусловно, относит терроризм к деяниям, совершаемым исключительно с прямым умыслом.

Нарушение общественной безопасности как желаемый для виновных результат их действий, выражается в разрушении в конкретном населенном пункте, районе, регионе и обществе в целом сложившегося микроклимата, с которым граждане связывают свое спокойное существование, в изменении баланса психологического равновесия и устойчивости в пользу насильственных методов разрешения социальных конфликтов, дестабилизации положения. Устрашение населения сопряжено с созданием новой социально-психологической атмосферы общественного беспокойства, когда основной психологической доминантой становится страх, неуверенность граждан в безопасности своей жизни и здоровья, защищенности их прав и свобод, неверие в эффективную работу правоохранительных органов. Оказание воздействия на принятие решений органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных террористам, ради которых они применяют столь изощренные способы, создании такой ситуации, когда органы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

Несмотря на то, что законодатель указывает на три вышеуказанные цели как равнозначные, на самом деле следует отметить, что нарушение общественной безопасности и устрашение населения в действительности являются второстепенными целями, которые направлены на достижение главной, определяющей цели действий террористов - оказание воздействия на принятие решений органами власти. Закон «О противодействии терроризму» добавляет: не только органами государственной власти и органами местного самоуправления РФ, но и международными организациями.

Речь идёт о цели как конечном итоге усилий субъектов, но мотивация таких поступков у разных людей и на разных этапах террористической активности может быть разной. В отличие от цели, мотивы, которыми должны руководствоваться виновные лица, не являются конститутивными признаками терроризма и поэтому на квалификацию содеянного не влияют. Однако их установление имеет важное значение, т.к., во-первых, их уголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания, а во-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологические корни терроризма, что очень важно как для понимания сущности преступления, так и для выработки мер превентивного характера. По своей мотивационной характеристике терроризм может подразделяться на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

Мотивы терроризма, как и других преступлений можно рассматривать на разных уровнях - сознания и бессознательного (на уровне смысла, ускользающего от понимания и объяснения действующим субъектом). Так, несмотря на то, что умысел ориентирован на конкретную цель (например, заставить власть принять желаемое решение), мотивация поведения какого-нибудь террориста может на бессознательном уровне состоять в потребности собственного участия в острой, эмоционально насыщенной ситуации. Неосознаваемость мотивов ни в коей мере не ставит под сомнение ни вину, ни наличие прямого умысла.

терроризм уголовный правовой

2.3 Квалифицирующие признаки

 

Отягчающими обстоятельствами терроризма (ч. 2 ст. 205) является совершение его:

). группой лиц по предварительному сговору;

2). с применением огнестрельного оружия.

В последнее время подлинным бедствием для россиян стало совершение террористических акций с использованием боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, при применении которых существует опасность гибели многих людей и причинения значительного имущественного ущерба. Помимо этого, такие действия вызывают большой общественный резонанс и одновременно служат средством сокрытия следов преступления. Поэтому неудачно выделение в ч. 2 ст. 205 УК такого квалифицирующего признака, как совершение терроризма с применением огнестрельного оружия, поскольку это никоим образом не увеличивает тяжесть наступивших последствий и может привести к парадоксальным ситуациям, когда, допустим, совершение взрыва на площади с террористической целью будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 205, а единичный выстрел из винтовки с той же целью на той же площади потребует вменения п. "в" ч. 2 ст. 205.

Остается загадкой, почему в этот пункт не включено также использование боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, тем более что п. «к» ч. 1 ст. 63 УК относит такое использование к числу обстоятельств, отягчающих наказание.

Раньше ч. 2 ст. 205 предусматривала еще одно отягчающее обстоятельство - неоднократность совершения деяния, но соответствующий пункт «б» ч. 2 ст. 205 УК РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Теперь неоднократность включена законодателем в понятие совокупности преступлений, понимаемой как совершение двух или более преступлений, в том числе т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: