Рынок портальных решений




Рынок порталов появился в 1998 году. Изначально на этом рынке конкурировали разработчики, специализировавшиеся только на порталах. Спустя 18 месяцев на этом рынке появились и другие игроки – крупные и средние софтверные компании ISV (Independent Software Vendor). На пике расцвета этого рынка можно насчитать более 100 разработчиков порталов. Сейчас их уже не более 60.

Сегментация рынка

До настоящего времени на этом рынке не было сегментации. Были попытки предложить деление на хорошие коробочные продукты и продукты, обеспечивающие платформу для интеграции. Но это всего лишь полюса функциональности такого продукта, как портал. Скорее это дифференциация, чем сегментация.

Когда компания внедряет у себя портал, то ценность для нее представляет не сам портал, а технологии, которые портал объединяет в единое целое:

Поисковые возможности;
Классификаторы;
Управление контентом и документами;
Аналитические возможности (Business Intelligence);
Интеграция приложений;
Сервер приложений.

Набор этих технологий и создает "экосистему" портала.

Аналитики Gartner предлагают сегментировать рынок порталов следующим образом.

Сегмент APS (application platform suits) – в базовом наборе включает в себя сервер приложений (Application Server), интеграционные сервисы и собственно портал (наиболее яркие игроки этого сегмента рынка – BEA Systems и Fujitsu).
Сегмент SES (Smart Enterprise Suit) – в базовом наборе включает поисковый движок, управление контентом (документооборотом), инструменты Business Intelligence и возможности интеграции (игроки – Epicentric, Plumtree, Hummingbird, Computer Associates, Vignette, Broadvision).
Комбинированный подход (APS/SES) используют такие гиганты как IBM, SAP, Sun Microsystems, Oracle и Novell (SilverStream).
Можно выделить также и сегмент традиционных разработок, когда портал – это приложение, работающее на обычных серверах приложений или APS других разработчиков (игроки – Compuware и Citrix).

Объем и динамика рынка

Изначально рынок порталов рос стремительно – в 2000 он вырос на 123 % (по сравнению с 1999 годом) и достиг 700 млн. долл. В настоящее время прогнозируется умеренный годовой рост в 20 %. Мировой рынок порталов к 2006 году должен достичь 2 млрд. долл.

В настоящее время первая пятерка лидеров на рынке порталов и портальных технологий в общей сложности удерживает не более 25 % рынка. Позиции трех лидеров приблизительно равны с точностью до 0,5 % - Plumtree, IBM, SAP. За ними следуют Sun (SunOne) и BroadVision, которые имеют по 5%, отставая от лидеров менее чем на несколько процентов.

Вообще, на этом рынке очень трудно определить позиции игроков. Ведь кроме компании Plumtree, которая продает отдельный портальный продукт, остальные игроки реализуют наборы программных продуктов, из которых "собирается" портал. Поэтому оценки объемов продаж для IBM и SAP даются в весьма широком диапазоне – от 50 до 54 млн. долл. с точностью до плюс/минус 4 млн. Погрешность слишком велика.

Согласно исследованию Gartner, опубликованному в ноябре 2002 года, в 2003 году все менее будут востребованы порталы как коробочные продукты и все более – портальные технологии.

Уже сейчас главные игроки на рынке порталов – крупные разработчики приложений, такие как IBM и SAP. Из разработчиков, специализирующихся только на разработке порталов, продолжают сохранять свои лидирующие позиции только две компании – Plumtree и Epicentric.

Рынок сейчас стремительно консолидируется. Если в 1999 на этом рынке было более 100 игроков, в 2002 – около 50, то уже в 2003, как ожидается, 10 производителей будут удерживать рыночную долю в 85 %, при этом крупные разработчики, специализирующиеся на портальных технологиях, а не на готовых продуктах, будут удерживать 75% этого рынка.

Характерные движения на этом рынке – поглощения, банкротства, специализация. Скорее всего, рынок порталов как отдельно стоящих коробочных продуктов к 2005 г. просто исчезнет. С 2004 году вероятнее всего будут покупаться не порталы, а наборы технологий, включающие в себя порталы.

На российском рынке в настоящее время резко повысился спрос на интранет-системы.

К примеру, если в прошлом году Департаментом электронного бизнеса TopS BI выполнены только 4 подобных проекта, то в первые два месяца этого года уже начаты работы для 8 клиентов.

Некоторые клиенты предпочитают начать с небольшой готовой системы, чтобы привить в компании культуру использования интранет-порталов и по результатам эксплуатации определить реальные потребности персонала, после чего уже осознанно инвестировать в большие дорогостоящие системы.

Исходя из такой потребности, компанией TopS BI был создан готовый продукт, который адекватно отвечает потребностям компаний численностью до 1500 человек, устанавливается за 1 день и внедряется в среднем за 3-5 недель. Спрос на данное решение превысил ожидания компании, и было решено развивать его функциональные возможности продукта, но при этом оставляя достаточно низкую стоимость. Этот продукт эксплуатируется и в компании TopS BI, имеющей распределенную структуру и различные направления бизнеса.

Но это лишь один из вариантов развития интранет-портала. Компании, которые уже пробовали строить интранет-решение своими силами или с привлечением независимых поставщиков, рано или поздно начинают серьезно задумываться о решениях от известных вендоров. Компания TopS BI в качестве такой платформы предлагает решения компании Oracle и имеет статус "центр компетенции по Oracle Applications Server.

Вопросы выбора и внедрения интранет-порталов

Как правило, есть три стандартных сценария при выборе решения для корпоративного портала:

покупка готовых решений (платформ или систем высокой готовности);
разработка с нуля (заказные разработки);
комбинированный подход (разработка специфических модулей, но на базе уже готовых решений или платформ).

Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но, как правило, при выборе решения происходит оценка всех подходов по следующему набору критериев:

стоимость решения (включая лицензии, оборудование и работы);
скорость внедрения и поставки готовой системы;
уникальность бизнес процессов компании или наличие специфических требований;
корпоративные стандарты и предпочтения по технологиям;
наличие квалифицированных специалистов внутри компании и их специализация;
новаторский или консервативный стиль работы компании;
подход к внедрению системы – система настраивается под бизнес процессы компании, или компании настраивает бизнес процессы под функциональность системы.

В любом случае необходим детальный анализ ситуации у каждого конкретного клиента и индивидуальный подход при выборе решения.

Методология внедрения интранет-порталов, в целом, аналогична внедрению любой информационной системы с большим количеством пользователей. Безусловно, внедрение таких систем требует профессионального подхода со стороны разработчиков, квалифицированного менеджера проекта и проектной команды, промышленного подхода к разработке и внедрению системы (проектирование, разработка, тестирование, обучение, ввод в эксплуатацию). Но самое важное, о чем не следует забывать, - это то, что при внедрении корпоративного интранет-портала на первый план выходят не технические трудности, а административные проблемы, вопросы информационной безопасности, передачи знаний от разработчика к конечным пользователям.

Особенности внедрения корпоративного портала во многом зависят от целей и задач, которые ставит перед данной системой заказчик, от его корпоративной культуры и текущего уровня автоматизации в компании. Две конкурирующих на рынке компании могут предъявлять различные требования к системе, и внедрение корпоративного портала в этих компаниях будет проводиться абсолютно разным способом.

Как правило, все компании сталкиваются с одинаковым набором проблем при внедрении корпоративных порталов. К их числу можно отнести следующие:

необходимость изменения бизнес-процессов компании вследствие уже проведенной автоматизации, необходимость перераспределения ответственности;
отсутствие формализации процессов и их документирования, что не позволяет произвести четкую постановку задачи;
привычка работать на "личном контакте";
низкая культура использования компьютеров в компаниях;
сопротивление со стороны персонала компаний при внедрении системы;
недостаточная твердость руководства при внедрении системы в компании;
низкий уровень понимания потенциальных выгод от использования корпоративных информационных систем руководством и сотрудниками компании;
сложность с формализацией распределения прав доступа к информации;
попытка переноса имеющегося в компании информационного беспорядка в автоматизированный беспорядок посредством портала;
отсутствие опыта эксплуатации подобных систем, и как следствие низкий уровень понимания возможных вариантов использования портала.

Нельзя сказать, что все эти проблемы являются неразрешимыми. Просто для более эффективного их решения необходимо привлекать опытных специалистов и консультантов, которые имеют опыт внедрения подобных системы и предложат компании пути и способы решения этих проблем, уже апробированные у других клиентов, с учетом знания специфики российского бизнеса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: