Цель: закрепить знание вопросов родительного падежа, познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме родительного падежа; формировать умение определять в предложении существительные в данной форме.
Организационный момент
Минутка чистописания
_____________________________________
_____________________________________
• Отгадайте загадку.
Ездить нужно осторожно,
за рога держаться можно.
Жаль вот только гривы нет...
Что за конь? (Велосипед)
• Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Слово велосипед пришло к нам из французского языка, оно состоит из двух слов: быстрый и нога.
Почему буквы е, о, и выделены? Обведите узор и напишите его самостоятельно, дорисовывая велосипед. Устно со словом велосипед составьте предложение.
_________________________________
• Рассмотрите узор. Какие буквы и какой элемент входят в состав узора? Пропишите буквы с, т в воздухе ручкой. Обведите и пропишите узор в тетрадях.
Выполните упражнение для глаз: 1 — выполните круговые движения глазами в одну и в другую сторону; 2 — активно поморгайте глазами. Упражнения чередуйте.
• Отгадайте загадку.
Мы их перелистываем в книге, когда читаем. (Страницы)
_______________________________________________
• Рассмотрите узор. На что похожа обводка буквы а? Написание какой буквы в слове страница надо запомнить? Обведите и пропишите узор. Составьте и запишите предложение со словом страница.
Кол_со в_л_с_педа, стр_ница учебника.
• Прочитайте словосочетания. От главного слова к зависимому поставьте вопрос. Какие существительные употреблены в именительном падеже? Спишите, вставляя пропущенные буквы. В словах выделите окончание.
Сообщение темы и целей урока
|
Объяснение нового материала
¾ За что именительный падеж получил свое название? (Именует, называет имена предметов).
¾ Выскажите предположения о происхождении названия родительного падежа.
Выполнение упр. 99
Ребята читают текст упражнения и находят объяснение названия родительного падежа.
Выполнение упр. 100
Дети рассматривают рисунки к упражнению, определяют, каким сказочным героям принадлежат изображенные на них предметы, и записывают полученные словосочетания (корыто старухи, гармошка Крокодила Гены, туфелька Золушки). Один из учеников производит соответствующую запись на доске под четкую диктовку учителя. Определив падеж имен существительных, называющих сказочных героев, дети делают вывод о том, что имена существительные в родительном падеже называют владельца предмета.
Выполнение упр. 101
Используя пары рисунков, учащиеся составляют словосочетания, указывающие, частью какого целого являются перо, ветка, колесо. Делается вывод: имена существительные в родительном падеже употребляются тогда, когда нужно назвать целый предмет, о части которого говорится в словосочетании, предложении.
Выполнение упр. 102
Дети сравнивают предметы, изображенные на рисунках, записывают полученные предложения; определяют падеж имен существительных, которыми дополняли предложения; делают вывод о том, что имена существительные употребляются в родительном падеже тогда, когда нужно назвать предмет, с которым сравнивается другой предмет.
Обобщение изученного о родительном падеже
Выполнение упр. 103
|
Учащиеся читают текст упражнения, говорят, что они узнали о значениях имен существительных в форме родительного падежа, приводят свои примеры.
Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа
Выполнение упр. 104.
Дети изменяют форму имен существительных, данных в скобках, и определяют падеж и значение: владельца (сестра); предмета, с которым сравнивают (дом, ветер).
Выполнение упр. 105
Работа над стихотворением, в котором перечислены признаки родительного падежа: вопросы, предлоги, значение.
Вот падеж Родительный,
очень осмотрительный.
Он вмиг заметит, нет чего,
найдёт вещам владельца.
Сравнить, сильнее кто кого, -
нет лучшего умельца.
Он на вопрос кого? чего?
ответы предлагает.
Предлоги у, до, от, из, без,
а также около и с
ему в том помогают.
6. Обобщение знаний о падеже с опорой на план-вопросник или схему ответа.
7. Домашнее задание: упр. 106.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Дательный падеж имени существительного
Цель: познакомить с наиболее употребительными значениями дательного падежа; формировать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам.
Организационный момент
Минутка чистописания
________________________________________
• Рассмотрите узор. Назовите буквы и элементы, входящие в его состав. Пропишите узор в воздухе ручкой. Обведите и пропишите узор в тетради.
Выполните упражнение для глаз: напишите букву а максимально внизу, затем напишите букву а максимально вверху и на 1-2 секунды закройте глаза. Повторите упражнение 4-6 раз.
_____________________________________________
|
• Прочитайте слово. Что обозначает слово асфальт?
Словарно-орфографическая работа
Учитель знакомит детей с написанием и значением слова асфальт (в переводе с греческого — «смола, предохраняющая стены от падения») — смесь, используемая для покрытия дорог и тротуаров.
¾ Составьте гнездо родственных слов. (асфальт, асфальтировать — покрывать асфальтом, асфальтировка — покрытие улиц, площадей, дорог асфальтом, асфальтированный — покрытый асфальтом, — и записать их).
¾ Среди данных слов найдите имена существительные, определите их род и число. Устно просклонять имя существительное асфальт, остановиться на форме дательного падежа и объявить тему урока.
¾ Измените слово, чтобы оно стояло в родительном падеже. Пропишите слово. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. Составьте и запишите предложение со словом асфальт.
К р_бёнку, по д_роге, к т_л_визору, по п_годе.
•Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Устно к данным словам поставьте вопросы. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.