Сообщение темы и целей урока




Наблюдение над значениями имен существительных в форме дательного падежа

Выполнение упр. 107

Рассмотрев рисунок, дети называют книгу, герои которой изображены в учебнике, — «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен.

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают пред­ложения-ответы, определяют падеж имен существи­тельных, которые использовали для ответов на вопросы; делают вывод о том, что эти имена существительные обо­значают адресата — того, кому адресовано дейст­вие или предмет, а также предмет, испытывающий определенное состояние (Карлсону «нездоровится»).

¾ Почему слова «нездоровится» и «ле­карство» употреблены в кавычках?

¾ Подчеркните главные члены в каждом предло­жении.

Выполнение упр. 108 - устно

Дети читают текст упражнения и отвечают на вопросы: в каких случаях употребляются имена существительные в фор­ме дательного падежа? На какие вопросы они отвечают? С какими предлогами употребляются?

5. Упражнение в употреблении имен существитель­ных в форме дательного падежа

Выполнение упр. 110

Учащиеся со­ставляют словосочетания, указывают значение имен су­ществительных в дательном падеже, выбирая подходящее из названных учителем — адресат (тот предмет, на который направлено действие) действия, цель движе­ния, место действия — эти значения имен существитель­ных записываются на доске. Запись словосочетаний производится выборочно: обязательно за­писать словосочетания с именами существительными в форме дательного падежа, которые обозначают место дей­ствия, а потом выбрать словосочетания, где существитель­ные обозначают либо адресат действия, либо цель дви­жения.

Выполнение упр. 109

Работа над стихотворением, в котором перечислены признаки дательного падежа (вопросы, предло­ги).

Обращается внимание на глаголы дарить, давать, объяснять, помогать. Имена существительные, сочетаясь с этими глаголами при ответе на вопрос кому?, приобрета­ют значение адресата действия и употребляются в форме да­тельного падежа. Детям предлагается составить такого рода словосочетания.

Упражнение в определении падежа имен существительных (упр. 111).

Подведение итогов урока

¾ Как определили падеж имен существительных?

Обобщение

Рассказ о дательном падеже по пред­ложенному плану или схеме ответа.

7. Домашнее задание: упр. 112.


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Винительный падеж имён существительных

Цель: показать особенности ви­нительного падежа имени существи­тельного; учить отличать существи­тельные винительного падежа от существительных, именительного па­дежа; формировать умение опреде­лять существительные винительного падежа в словосочетаниях и предложениях; развивать орфографическую зоркость, мышление, память, речь.

Организационный момент

Актуализация знаний

Работа на карточках (5—7 чело­век)

Опустел (в) деревне са..,

п..утинки вдаль л..тят.
И на южный край з..мли

п..т..нулись журавли.

Расп..хнулись двери школ.

Что за м..сяц к нам пр..шёл?

Задания:

1. Отгадайте загадку..

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Подчеркните главные члены предложения.

4. Укажите сверху падеж имён существительных.

С остальными учащимися прово­дится фронтальная работа. Учитель предлагает вспомнить:

Имя существительное — это...

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, обозначают…

Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают...

В предложении существитель­ные бывают…

Изменение существительных по падежам называется…

Падежи имен существитель­ных...

Склонение имен существитель­ных...

Проверка заданий на карточках: прочитайте стихотворение. О какой поре года в нем говорится? Назови­те грамматическую основу каждого предложения. В каком падеже стоят имена существительные, являющие­ся подлежащими?

Выставление отметок за фрон­тальную работу и работу на карточках

3. Целеполагание

Продолжим изучать падежи имени существительного. Сегодня у нас в гостях винительный падеж. По­стараемся как можно больше узнать об этом падеже. Систематизировать материал нам поможет таблица (висит на доске, заполняется по ходу урока).

1. Значение падежа      
2. Падежные вопросы      
3. Предлоги  
4. Роль в предложении      

— Какую графу можно запол­нить? (Роль в предложении.) Пра­вильно, существительное в вини­тельном падеже в предложении является второстепенным членом. Записываем в таблицу.

4. Словарная работа

— Какие приметы осени вы знаете? Какие осенние изменения про­исходят в природе? Можно ли жечь опавшие листья? Почему?

Дни становятся короче, ночи длиннее. Как обезопасить себя в темное время суток на дороге?

На доске запись:
с..нтябрь..ктябрь н..ябрь р..бина

— Каким одним понятием можно объединить эти слова? (Осенние ме­сяцы.) Какое слово лишнее?

Вызванный к доске ученик впи­сывает пропущенные буквы, говорит, что это словарное слова, их написание нужно запомнить.

Из записанных на доске слов на землю, осиновые, осенью, клено­вые, падают, рябиновые, листья ученики составляют предложение. В помощь предлагаются вопросы: когда? какие? что? что делают? куда? (на что?).

Составленное предложение (Осенью кленовые, осиновые, рябиновые листья падают на землю) записывается в тетради. Один ученик работает у доски.

Вопросы и задания: как пишутся предлоги с существительными? Под­черкните грамматическую основу. На­зовите орфограммы, части речи. Не­сколько слов отвечают на один вопрос. Как называются такие члены предложения? На землю — какой предлог? (На) С каким падежом употребляется? Засывается в таблицу.

5. Дидактическая игра «Удивительные листья»

Учитель читаетстроки:

Падают, падают листья —

в нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

по ветру вьются, летят.

— Покажите, как летят листочки, как они кружатся в воздухе, (Дети кружатся.) А теперь понаблюдаем за листочками. Листочки медленно падают вниз и опускаются на головки. Листочек упал куда что? (На голову) Листочки закрывают ваши лица. Дети спряталисы ку­да? за что? (За листочки.) Листочки легли на ладошки. Ладошки попали куда? подо что? (Под листочки.) Листочки я нашла на улице. На улице листопад. Посмотрите в окно. Видите? Дети смотрят куда? во что? (В окно.) Смотрят через что? (Через стекло.)

Какие предлоги винительного падежа мы смогли найти благодаря листочкам? (На, за, под, в, через.)

Повторим. Запишем в таблицу.

6. Оформление таблицы.

— Нам предстоит заполнить самые сложные графы таблицы.

Когда мы хотим узнать о предме­те, на который направлено дей­ствие, мы спрашиваем: читал что? Встретил кого? И получаем ответ... (Дети составляют словосочетания.)

Когда мы хотим узнать направле­ние движения или действия, мы спрашиваем: пойдем куда? Положили на что?, куда? И отвечаем… (Дети составляют словосочетания, определяют в них падеж существительных.)

На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном па­деже? (Кого? Что?) К именам существительным винительного падежа с предлогами следует ставить вопрос куда? (Идти куда? в школу, в магазин.)

Заполняем графы таблицы "Значе­ние падежа" и "Падежные вопросы".

1. Значение падежа   Предмет, на который направлено действие, направление движения, действия     ? направление движения, действия    
2. Падежные вопросы   Кого? Что?  
3. Предлоги На, за, под, в, через  
4. Роль в предложении   Второстепенный член предложения

7. Закрепление

Выполнение упр. 115

Я, Винительный падеж братьев обвиняю

И в свидетели весь класс нынче призываю.

Отобрали у меня падежи вопросы,

И, признаюсь, жить средь них мне совсем непросто.

Первый мой вопрос кого? взял падеж Родительный,

А второй вопрос мой что? отнял Именительный.

Оттого я стал на них очень уж похожим,

И теперь узнать меня всем ребятам сложно.

Я прошу учеников, умоляю слёзно
К заявленью моему отнестись серьёзно,

Помнить, точно называть два моих вопроса

И предлоги заучить в, на, через, про, за.

Учащиеся читают стихотворе­ние, отвечают на вопросы: вопросы каких падежей взял себе винитель­ный падеж? Как отличить винитель­ный и именительный падежи?

Затем дети знакомятся с памят­кой "Как определить падеж имени су­ществительного» (лежит на каждой парте).

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существитель­ное.

2. Поставить от этого слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

Упражнение в употреблении имен существительных в форме винительного падежа Выполнение упр. 116

Учащиеся допол­няют предложения именами существительными, данными в скобках, определяют их падеж и указывают, на какие во­просы отвечают одушевленные и неодушевленные имена су­ществительные.

Обращается внимание учащихся на особенности винительного падежа:

а) вопросы не рифмуются (у ранее изученных: кто? что?, кого? чего?, кому? чему?, а у винительного: кого? что?),

б) вопросы винительного падежа не оригинальные, как у всех остальных падежей, они как бы повторяют те, что уже использовались другими падежными формами: одушевленные существитель­ные отвечают на вопрос кого? (вопрос родительного паде­жа), неодушевленные — на вопрос что? (вопрос именитель­ного падежа),

в) одушевленные и неодушевленные имена су­ществительные в винительном падеже имеют разную форму (разные окончания).

Работа над словарным словом автомобиль

Это слово французского происхождения, в его основе лежат греческий (сам) и латинский (подвижный) корни — «самоподвиж­ный, самодвижущийся», обозначает оно название безрель­сового колесного транспортного средства, приводимого в движение собственным двигателем.

¾ Со­ставьте гнездо родственных слов (автомобиль, автомо­билизм — автомобильный спорт, автомобилист — че­ловек, увлекающийся ездой на автомобилях, управляющий автомобилем, автомобильный — связанный с автомо­билем, относящийся к нему) и запишите их.

Подведение итогов урока

— Что обозна чают имена существительные винительного падежа?

На какие вопросы отвечают? С какими предлогами употребляются? (Могут употребляться и без предлогов). Чем являются в предложении? Чем похожи и чем различаются имена существительные винительного и именительного падежей? Придумайте предложения с именами существительными в винительном падеже.

9. Рефлексия

Мы с вами шаг за шагом поднимаемся к вершине Древа познаний. Подумайте хорошо ли вы усвоили материал урока, сможете ли составить предложения с именами существительными в винительном падеже. Оцените свои знания. Чем понятнее вам сегодняшний материал, тем выше на дереве прикрепите листочек со своим именем.

 

 

Работа на карточках

1 вариант

В лесу

В сентябре ребята отправились (в) поход. Туристический маршрут проходил (через) лес. Под ногами шуршала опавшая листва. Школьни­ки вышли (на) опушку леса и решили устроить привал. Они быстро доста­ли свои припасы и принялись, (за) обед на свежем воздухе. Потом дети организовали игры. Погожий осен­ний денёк позволил ребятам хорошо отдохнуть.

1. Списать, раскрывая скобки.

2. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.

3. Определить падеж имён существительных.

4. Обозначить окончания имён существительных в винительном падеже.

 

2 вариант

В лесу
В сентябре ребята отправились … (поход). Туристический маршрут проходил... (лес). Под ногами шуршала опавшая листва. Школьники вышли... (опушка) леса и решили устроить привал. Они быстро достали свои припасы и принялись.... (обед) на свежем воздухе. Потом дети организовали игры. Погожий осенний денёк позво­лил ребятам хорошо отдохнуть.

1. Списать, вставляя, где надо, предлоги, изменяя, если нужно, падеж
имени существительного, данного в скобках.

2. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.

3. Определить падеж имён существительных.

4. Обозначить окончания имён существительных в винительном падеже.


РУССКИЙ ЯЗЫК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: