Наблюдение над значениями имен существительных в форме дательного падежа
Выполнение упр. 107
Рассмотрев рисунок, дети называют книгу, герои которой изображены в учебнике, — «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен.
Учащиеся отвечают на вопросы, записывают предложения-ответы, определяют падеж имен существительных, которые использовали для ответов на вопросы; делают вывод о том, что эти имена существительные обозначают адресата — того, кому адресовано действие или предмет, а также предмет, испытывающий определенное состояние (Карлсону «нездоровится»).
¾ Почему слова «нездоровится» и «лекарство» употреблены в кавычках?
¾ Подчеркните главные члены в каждом предложении.
Выполнение упр. 108 - устно
Дети читают текст упражнения и отвечают на вопросы: в каких случаях употребляются имена существительные в форме дательного падежа? На какие вопросы они отвечают? С какими предлогами употребляются?
5. Упражнение в употреблении имен существительных в форме дательного падежа
Выполнение упр. 110
Учащиеся составляют словосочетания, указывают значение имен существительных в дательном падеже, выбирая подходящее из названных учителем — адресат (тот предмет, на который направлено действие) действия, цель движения, место действия — эти значения имен существительных записываются на доске. Запись словосочетаний производится выборочно: обязательно записать словосочетания с именами существительными в форме дательного падежа, которые обозначают место действия, а потом выбрать словосочетания, где существительные обозначают либо адресат действия, либо цель движения.
Выполнение упр. 109
Работа над стихотворением, в котором перечислены признаки дательного падежа (вопросы, предлоги).
|
Обращается внимание на глаголы дарить, давать, объяснять, помогать. Имена существительные, сочетаясь с этими глаголами при ответе на вопрос кому?, приобретают значение адресата действия и употребляются в форме дательного падежа. Детям предлагается составить такого рода словосочетания.
Упражнение в определении падежа имен существительных (упр. 111).
Подведение итогов урока
¾ Как определили падеж имен существительных?
Обобщение
Рассказ о дательном падеже по предложенному плану или схеме ответа.
7. Домашнее задание: упр. 112.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Винительный падеж имён существительных
Цель: показать особенности винительного падежа имени существительного; учить отличать существительные винительного падежа от существительных, именительного падежа; формировать умение определять существительные винительного падежа в словосочетаниях и предложениях; развивать орфографическую зоркость, мышление, память, речь.
Организационный момент
Актуализация знаний
Работа на карточках (5—7 человек)
Опустел (в) деревне са..,
п..утинки вдаль л..тят.
И на южный край з..мли
п..т..нулись журавли.
Расп..хнулись двери школ.
Что за м..сяц к нам пр..шёл?
Задания:
1. Отгадайте загадку..
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Подчеркните главные члены предложения.
4. Укажите сверху падеж имён существительных.
С остальными учащимися проводится фронтальная работа. Учитель предлагает вспомнить:
Имя существительное — это...
|
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, обозначают…
Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают...
В предложении существительные бывают…
Изменение существительных по падежам называется…
Падежи имен существительных...
Склонение имен существительных...
Проверка заданий на карточках: прочитайте стихотворение. О какой поре года в нем говорится? Назовите грамматическую основу каждого предложения. В каком падеже стоят имена существительные, являющиеся подлежащими?
Выставление отметок за фронтальную работу и работу на карточках
3. Целеполагание
Продолжим изучать падежи имени существительного. Сегодня у нас в гостях винительный падеж. Постараемся как можно больше узнать об этом падеже. Систематизировать материал нам поможет таблица (висит на доске, заполняется по ходу урока).
1. Значение падежа | |
2. Падежные вопросы | |
3. Предлоги | |
4. Роль в предложении |
— Какую графу можно заполнить? (Роль в предложении.) Правильно, существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом. Записываем в таблицу.
4. Словарная работа
— Какие приметы осени вы знаете? Какие осенние изменения происходят в природе? Можно ли жечь опавшие листья? Почему?
Дни становятся короче, ночи длиннее. Как обезопасить себя в темное время суток на дороге?
На доске запись:
с..нтябрь..ктябрь н..ябрь р..бина
— Каким одним понятием можно объединить эти слова? (Осенние месяцы.) Какое слово лишнее?
Вызванный к доске ученик вписывает пропущенные буквы, говорит, что это словарное слова, их написание нужно запомнить.
|
Из записанных на доске слов на землю, осиновые, осенью, кленовые, падают, рябиновые, листья ученики составляют предложение. В помощь предлагаются вопросы: когда? какие? что? что делают? куда? (на что?).
Составленное предложение (Осенью кленовые, осиновые, рябиновые листья падают на землю) записывается в тетради. Один ученик работает у доски.
Вопросы и задания: как пишутся предлоги с существительными? Подчеркните грамматическую основу. Назовите орфограммы, части речи. Несколько слов отвечают на один вопрос. Как называются такие члены предложения? На землю — какой предлог? (На) С каким падежом употребляется? Засывается в таблицу.
5. Дидактическая игра «Удивительные листья»
Учитель читаетстроки:
Падают, падают листья —
в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
по ветру вьются, летят.
— Покажите, как летят листочки, как они кружатся в воздухе, (Дети кружатся.) А теперь понаблюдаем за листочками. Листочки медленно падают вниз и опускаются на головки. Листочек упал куда что? (На голову) Листочки закрывают ваши лица. Дети спряталисы куда? за что? (За листочки.) Листочки легли на ладошки. Ладошки попали куда? подо что? (Под листочки.) Листочки я нашла на улице. На улице листопад. Посмотрите в окно. Видите? Дети смотрят куда? во что? (В окно.) Смотрят через что? (Через стекло.)
Какие предлоги винительного падежа мы смогли найти благодаря листочкам? (На, за, под, в, через.)
Повторим. Запишем в таблицу.
6. Оформление таблицы.
— Нам предстоит заполнить самые сложные графы таблицы.
Когда мы хотим узнать о предмете, на который направлено действие, мы спрашиваем: читал что? Встретил кого? И получаем ответ... (Дети составляют словосочетания.)
Когда мы хотим узнать направление движения или действия, мы спрашиваем: пойдем куда? Положили на что?, куда? И отвечаем… (Дети составляют словосочетания, определяют в них падеж существительных.)
На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? (Кого? Что?) К именам существительным винительного падежа с предлогами следует ставить вопрос куда? (Идти куда? в школу, в магазин.)
Заполняем графы таблицы "Значение падежа" и "Падежные вопросы".
1. Значение падежа | Предмет, на который направлено действие, направление движения, действия ? направление движения, действия |
2. Падежные вопросы | Кого? Что? |
3. Предлоги | На, за, под, в, через |
4. Роль в предложении | Второстепенный член предложения |
7. Закрепление
Выполнение упр. 115
Я, Винительный падеж братьев обвиняю
И в свидетели весь класс нынче призываю.
Отобрали у меня падежи вопросы,
И, признаюсь, жить средь них мне совсем непросто.
Первый мой вопрос кого? взял падеж Родительный,
А второй вопрос мой что? отнял Именительный.
Оттого я стал на них очень уж похожим,
И теперь узнать меня всем ребятам сложно.
Я прошу учеников, умоляю слёзно
К заявленью моему отнестись серьёзно,
Помнить, точно называть два моих вопроса
И предлоги заучить в, на, через, про, за.
Учащиеся читают стихотворение, отвечают на вопросы: вопросы каких падежей взял себе винительный падеж? Как отличить винительный и именительный падежи?
Затем дети знакомятся с памяткой "Как определить падеж имени существительного» (лежит на каждой парте).
Чтобы определить падеж имени существительного, надо:
1. Найти слово, к которому относится имя существительное.
2. Поставить от этого слова вопрос к имени существительному.
3. По вопросу и предлогу определить падеж.
Упражнение в употреблении имен существительных в форме винительного падежа Выполнение упр. 116
Учащиеся дополняют предложения именами существительными, данными в скобках, определяют их падеж и указывают, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Обращается внимание учащихся на особенности винительного падежа:
а) вопросы не рифмуются (у ранее изученных: кто? что?, кого? чего?, кому? чему?, а у винительного: кого? что?),
б) вопросы винительного падежа не оригинальные, как у всех остальных падежей, они как бы повторяют те, что уже использовались другими падежными формами: одушевленные существительные отвечают на вопрос кого? (вопрос родительного падежа), неодушевленные — на вопрос что? (вопрос именительного падежа),
в) одушевленные и неодушевленные имена существительные в винительном падеже имеют разную форму (разные окончания).
Работа над словарным словом автомобиль
Это слово французского происхождения, в его основе лежат греческий (сам) и латинский (подвижный) корни — «самоподвижный, самодвижущийся», обозначает оно название безрельсового колесного транспортного средства, приводимого в движение собственным двигателем.
¾ Составьте гнездо родственных слов (автомобиль, автомобилизм — автомобильный спорт, автомобилист — человек, увлекающийся ездой на автомобилях, управляющий автомобилем, автомобильный — связанный с автомобилем, относящийся к нему) и запишите их.
Подведение итогов урока
— Что обозна чают имена существительные винительного падежа?
На какие вопросы отвечают? С какими предлогами употребляются? (Могут употребляться и без предлогов). Чем являются в предложении? Чем похожи и чем различаются имена существительные винительного и именительного падежей? Придумайте предложения с именами существительными в винительном падеже.
9. Рефлексия
Мы с вами шаг за шагом поднимаемся к вершине Древа познаний. Подумайте хорошо ли вы усвоили материал урока, сможете ли составить предложения с именами существительными в винительном падеже. Оцените свои знания. Чем понятнее вам сегодняшний материал, тем выше на дереве прикрепите листочек со своим именем.
Работа на карточках
1 вариант
В лесу
В сентябре ребята отправились (в) поход. Туристический маршрут проходил (через) лес. Под ногами шуршала опавшая листва. Школьники вышли (на) опушку леса и решили устроить привал. Они быстро достали свои припасы и принялись, (за) обед на свежем воздухе. Потом дети организовали игры. Погожий осенний денёк позволил ребятам хорошо отдохнуть.
1. Списать, раскрывая скобки.
2. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
3. Определить падеж имён существительных.
4. Обозначить окончания имён существительных в винительном падеже.
2 вариант
В лесу
В сентябре ребята отправились … (поход). Туристический маршрут проходил... (лес). Под ногами шуршала опавшая листва. Школьники вышли... (опушка) леса и решили устроить привал. Они быстро достали свои припасы и принялись.... (обед) на свежем воздухе. Потом дети организовали игры. Погожий осенний денёк позволил ребятам хорошо отдохнуть.
1. Списать, вставляя, где надо, предлоги, изменяя, если нужно, падеж
имени существительного, данного в скобках.
2. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
3. Определить падеж имён существительных.
4. Обозначить окончания имён существительных в винительном падеже.
РУССКИЙ ЯЗЫК