Овладение средствами и способами восприятия




 

В раннем возрасте ребёнок ещё не усваивает общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия. Образцами при выделении свойств предметов ему служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо знакомых по собственному опыту. Это проявляется, в частности, в тех словесных названиях, которые ребёнок дает свойствам воспринимаемых предметов. Определяя предметы треугольной формы, он обычно говорит «как домик», «как крыша», определяя круглые предметы - «как мячик», овальные - «как яичко», «как огурчик». О предметах зелёного цвета ребёнок говорит «как травка», красного - «как вишенка», «как флажок» и т.п.

Способами действий восприятия, позволяющими сравнивать свойства предметов с усвоенными образцами, ребенок раннего возраста овладевает при выполнении предметных действий. Многие из таких действий для получения практического результата требуют подбора и совмещения предметов или их частей, одинаковых или подходящих друг к другу по форме, величине, цвету. Особенно явно это выступает в действиях со сборно-разборными игрушками - матрёшкой, пирамидкой, досками-вкладками и др., но относится также и к действиям с орудиями и многими бытовыми предметами.

Первоначально ребёнок может выполнить такое требование только путём проб, прикладывая, друг к другу части, которые нужно совместить, а затем от этих внешних проб переходит к зрительному сопоставлению. Так проявляется общий закон перехода внешних действий во внутренние, психические.

В раннем возрасте интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха. Он включен в речевое общение с окружающими. Действия слухового восприятия речи - это действия, основанные не только на слушании, но и на самостоятельном произнесении звуков, их сравнении с усваиваемыми образцами.

Психологические основы сенсорного воспитания в раннем детстве. Сенсорное воспитание - воспитание, направленное на развитие восприятия и представлений детей о внешних свойствах предметов, - должно строится с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

Чтобы обеспечить усвоение детьми представлений о свойствах предметов, которые становятся средствами выполнения действий восприятия, образцами для выявления свойств новых предметов, необходимо знакомить ребёнка с основными разновидностями цветов, форм, с отношениями предметов по величине. Неверно ограничивать, как это делают иногда, материал сенсорного воспитания двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребёнок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, белый, чёрный). Не может он только научиться правильно называть все эти формы и цвета. Но в этом нет необходимости. Достаточно, если он понимает названия, употребляемые взрослым.

Основной путь ознакомления детей со свойствами предметов - организация предметных действий, требующих учета этих свойств, и создание условий для постепенного перехода детей от их учёта при помощи внешних проб к зрительному сопоставлению.

Усваивая средства и способы выявления свойств предметов, ребёнок должен одновременно учиться использовать выделенные свойства для узнавания предметов. В ходе сенсорного воспитания необходимо показывать детям, что форма, цвет, величина - это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и отличать друг от друга.

Восприятие дошкольника

К двум годам дети могут играть в элементарные игры логические и тематические, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. В этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память, они, как правило, не забывают цель, поставленную несколько минут назад. Основное же направление развития высших психических функций ребёнка этого возраста можно обозначить как начало вербализации познавательных процессов, их опосредствования речью и приобретения познавательными процессами произвольного характера.

Со второго года жизни в связи с овладением простейшим орудийным действием меняется восприятие ребёнка. Получив возможность и научившись действовать одним предметом на другой, ребёнок оказывается способным к предвидению динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами (например, предвидение возможности протащить шарик через отверстие, переместить один предмет с помощью другого и т.д.). На третьем году жизни ребёнок может различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник треугольник, многоугольник, а также все основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребёнком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребёнок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутора до двух лет у ребёнка появляется способность к решению задач не только методом проб и ошибок, но также путём догадки (инсайта), т.е. внезапного непосредственного усмотрения решения возникшей проблемы. Это становится возможным, как считает Ж. Пиаже, благодаря внутренней координации сенсомоторных схем интериоризации действия, т.е. его переносу из внешнего во внутренний план.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления и движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается.

Полуторагодовалый ребёнок может прогнозировать и указывать направления движения, место расположения знакомых предметов, решать в сенсомоторном плане простейшие задачи, связанные с преодолением препятствий на пути к желанной цели. После полуторагодовалого возраста формируется реакция выбора объектов по наиболее ярким и простым признакам, прежде всего по форме.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами.

 


Литература

восприятие сенсорный детство эталон

1. Венгер. Л.А., Мухина.В.С. Психология М. 1988 г.

2. Немов Р.С. Психология - М. 1998 г.

. Общая психология (курс лекций) / сост. Е.И. Рогов. - М. 1995 г.

. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М. 1995 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: