Сочинение-рассуждение
Задание:
1. Прочтите теоретический материал (страницы 1 - 4 документа), сделайте необходимые выписки в тетрадь по русскому языку. Пришлите фото конспекта в Google-класс на оценку.
2. Напишите сочинение по тексту «Красавица» Юрия Бондарева по рекомендованному плану и пришлите в документе формата Word на оценку.
Пишите самостоятельно - проверяю на плагиат. Неуникальные работы оцениваются неудовлетворительно. Объём сочинения от 150 слов.
Успешного выполнения!
Цели:
поэтапно отработать алгоритм написания сочинения,
развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию),
развивать речевые навыки, творческие способности.
Задачей урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту, подготовка к экзамену.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Прочтите теоретический материал (страницы 1 - 4 документа), сделайте необходимые выписки в тетрадь по русскому языку.
В словаре С.И. Ожегова мы найдём следующее определение: Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Литературная энциклопедия подсказывает нам, что этот жанр один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме: «доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности».
Сочинение-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
|
Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
План сочинения-рассуждения:
1. Вступление (может и не быть)
2. Проблема текста.
3. Комментарий к проблеме (только текстуальный).
4. Позиция автора.
5. Согласие/несогласие (корректное) с автором.
6. Аргументация собственного мнения.
7. Вывод.
Первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать.
Далее следует комментарий, который представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Отвечая на следующие вопросы, можно построить комментарий:
· Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
· На чем заостряет внимание (рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя, путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.)? Почему?
· Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
· Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается, негодует, радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?
|
· Как выражено отношение автора к изображаемому (отмечает, подчёркивает, обращает внимание читателя и т.д.)? В чем это проявляется?
Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции. Здесь можно использовать такой переход:
· Рассматривая данную проблему, автор подводит нас к выводу…
· Рассматривая данную проблему, автор обращает внимание читателя на …
· Разве не странно, что проблема…
· Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
Эти связующие предложение очень важны, т.к. обеспечивают плавный переход от одной микротемы к другой.
Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме. Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена.
Правильно сформулировать авторскую позицию могут помочь ответы на следующие вопросы:
· Что хотел сказать автор?
· Какова цель его высказывания?
· Ради чего всё это написано?
· Как сам автор относится к проблеме?
· Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст?
Формулировать нужно точку зрения автора, а не свою. В тексте обычно есть оценочная лексика, которая поможет понять, что чувствует автор, подчеркните эти слова.
Еще один важный этап – аргументация собственного мнения. Аргументация – это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.
|
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все то, что может подтвердить тезис. Аргумент строится так же, как и сочинение-рассуждение, т.е. тезис (ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором, но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции). А затем следует вывод. Аргументов должно быть два.
Существуют различные типы аргументов (логические, психологические (чувственные), иллюстративные, которые делятся на естественные и искусственные.
К естественным аргументам относятся
· ссылки на общезначимый опыт,
· примеры из жизни,
· ссылки на авторитет,
· примеры из художественной литературы,
· ссылки на личный опыт.
К искусственным аргументам относятся логические и чувственные (психологические). Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму. К ним относятся:
· научные аксиомы;
· положения законов и официальных документов;
· законы природы, выводы, подтвержденные документально;
· заключения экспертов;
· цитаты из авторитетных источников;
· показания очевидцев;
· статистические данные;
· примеры из жизни или из художественной литературы.
Чувственные или психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
· эмоциональная убежденность пишущего;
· ссылки на авторитетные источники;
· примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
· указание на положительное и негативное последствие принятия тезиса автора;
· апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, советь, честь).
Завершить свое сочинение нужно 1-2 предложениями по поводу размышлений над данной проблемой.
Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции:
· В итоге я хочу сказать…
· В заключение важно отметить…
· Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
· Выходит, что… и др.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение по тексту «Красавица» Юрия Бондарева.
Текст Ю. Бондарева
(1)Я видел это на пригородной танцплощадке. (2)Весёлый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом чёрных глаз, он пригласил её танцевать с таким зверским, жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.
(3)- Что вы, что вы!
(4) - Раз-решите? - повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. (5) - Мне будет оч-чень приятно.
(6)Она оглянулась по сторонам, будто в поиске помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:
(7) - Наверно, у нас ничего не получится. (8)Я плохо...
(9)-Ничего. (10)Прошу. (11)Как-нибудь.
(12)Красавец танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на неё, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряжённые глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову - вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивали её движения, трясясь и корчась от смеха.
(13)Её партнёр каменно изображал городского кавалера, а она всё поняла, всю его непростительную низость, но не оттолкнула, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. (14)Он, удивлённый, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. (15)Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил её и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повёл к колонне, где стояли её подруги.
(16)У неё были толстые губы, серые и очень большие, словно погружённые в тень, диковатые глаза. (17)Она была бы некрасивой, если бы не тёмные длинные ресницы, почти жёлтые ржаные волосы и тот взгляд снизу вверх, преобразивший её в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.
(По Ю. Бондареву)
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.
Информация о тексте
Проблемы | Позиция автора |
1. Проблема подлости. | Человеческая подлость не знает границ. Подлый, низкий человек ничтожен, вызывает отвращение. |
2. Проблема истинной красоты человека. | Героиня обладает внутренней красотой, потому что в ней есть чувство собственного достоинства, это дает ей возможность оказаться выше унижений. |