Период жизни И.Хр на земле.




Пост, преображающий душу и жизнь

Вступление.

Приветствую вас дорогие Братья и сестры. В связи с тем, что в течении этого года в нашей церкви мы хотели бы совершить несколько общецерковных постов. Мне хотелось бы поговорить на эту тему с точки зрения писания.

 

Есть 3 цели изучения данной темы:

1. Разрушение неверного представления о посте. Которое может присутствовать у некоторых из нас.

2. Созидание правильного библейского понимания о посте.

3. Мотивация к практике поста. (т.е мне бы хотелось чтоб пост стал неотъемлемой частью нашей жизни).

 

В основании проповеди будет 2 текста. 1 взят из нагорной проповеди. Второй из книги пророка Ис.58гл. Кроме них будет еще много других текстов, которые призваны к тому, чтобы лучше понять эти два текста и собственно саму тему.

Много информации я почерпнул у пастора Виталия Рожко. Поэтому кого затронет эта тема, можете прослушать еще и его проповедь.

 

 

Всем кто имеет с собой священное писание я предлагаю открыть: Мф. 6:16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Актуальность темы

Думаю вы согласитесь со мной, что тема поста, нельзя назвать популярной в современном Христианстве. И причин сего много.

· Мало проповедей. Проповедники не часто затрагивают эту тему, тем самым не возбуждают к ней интерес.

· Религиозный обряд. В нашей стране в контексте православия. Пост часто воспринимается как религиозный обряд, своеобразный с диетой. Когда человек отказывается от мясной и жирной пищи. И на вопрос для чего ты постишься? Уверен что многие из постящихся не смогут найти аргументированный ответ. Скорее это будет: «ну многие так делают, эта традиция церкви значит надо. А раз нет достойного объяснения то незачем себя и истязать. Отказываться от пищи которая нам нравится.

· Установление ВЗ. Некоторые считают, что пост это установление ВЗ, а в НЗ завете нет предписывающих текстов, поэтому пост это то, что было необходимо до прихода Христа. Сейчас же пост утерял свою актуальность.

· Ничего не меняет. Непопулярность поста объясняется так же тем, что кто-то совершал пост, но у него ничего не изменилось. А если это не работает, то зачем себя как то истязать?

· Голодовка. Кто-то пост язвительно воспринимает голодовкой. Но разве Богу нужны голодовки? Неужели Богу доставляет радость от того что кто-то голодает? И напрашивается ответ: ну вроде нет, а если нет, то зачем тогда поститься?

· Ограничение. Для кого-то пост непопулярен, потому что он связан с отказом или как минимум ограничением себя в пище. А это как мы понимаем сложно. Даже не приятно, кто из нас любит пропускать завтрак, обед или ужин.

Возможно, есть еще и другие. Но факт остается фактом: - сегодня в современном христианстве - пост непопулярен. Но правильно ли это?

 

Исторический обзор

Давайте сделаем небольшой исторический обзор и посмотрим как к посту относились люди разных эпох.

1 хочу сказать, что в Библии о посте упоминается 77 раз, это достаточно много, к примеру это больше чем о крещении. Пост был всеобъемлющей практикой верующих как в ВЗ, так верующих времени Христа, пост практиковался апостолами и верующими первых церквей. Он так же практиковался выдающимися верующими, различных поколений начиная от отцов церкви заканчивая сегодняшними днями. Чтоб не быть голословным, давайте рассмотрим это чуть подробней.

ВЗ

2Пар.20:1-3 когда Моавитяне и Амонитяне пошли войною на Иосафата. Библия повествует: 3 И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. 4 И собрались Иудеи просить [помощи] у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа. (2Пар.20:3,4)

 

Езд.8:21 Ездра назначил пост чтоб просить у Бога благополучного пути для всех кто возвращался с ним в обетованную землю что восстанавливать ее после пленения.

 

Иона 3:5 язычники жители Ниневии после обличающей проповеди Ионы, суть которой была в том, что если Ниневитяне не покаются пред Богом, то они будут уничтожены Богом. Выслушав это они объявили пост причем как для взрослых так и для детей в знак раскаяния перед Богом за свои грехи.

 

Иер.36:9 пророк Иеремия видя, что Израильский народ во главе с царем отошел от Бога призывает весь народ объявить пост пред лицем Бога.

 

Ис.58гл – столетием раньше Исаия осуждал ложный пост, и призывал к истинному посту, который несет истинное благословение.

 

Иоиль. 1:14; 2:15 о посте говорит Иоиль.

О посте говоится: Суд.20:26; Есф.4:3; Пс.68:11, Иоиль 2:12; 1Цар.7:6; 3Цар.21:27; Дан.9:3; Неем.9:1 и многих других местах.

 

Т.е мы видим, что пост был широко распространенным в ВЗ, конечно иногда его понимали не правильно, но тем не менее его практиковали. И к этому, что не мало важно часто их призывал Бог через пророков. Т.е это было не просто желание людей, а это была воля Божия.

 

Период жизни И.Хр на земле.

В дни когда Иисус жил во плоти на нашей земле. Пост тоже практиковался довольно часто.

 

Мр.2:20 помните однажды Иоановы и фарисейские ученики которые регулярно постились подошли к Иисусу и спросили почему Его ученики не постятся. Иисус ответил, что сейчас они не постятся потому что Он с ними, но когда, Он будет вознесен, то его ученики будут поститься. Обратите внимание Он не сказал вопрошавшим: понимаете пост это дело ВЗ, это уже прошло или проходит, поэтому это уже не надо. Нет Он сказал, что настанет момент и его ученики будут поститься.

 

 

Кроме того мы знаем, что сам И Хр. тоже постился.

Мф.4:1-2. Он постился вначале своего служения сразу после крещения 1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,

2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. (Матф.4:1,2).

 

Помимо этого в своей нагорной проповеди, которую можно назвать презентацией Его служения, презентацией принципов Божьего царства. Где Он учит своих учеников правилам этого царства. Вначале Он говорит о милости: Мф.6гл … когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры …). Затем Он учит о молитве: говоря, что не нужно молиться как лицемеры напоказ на виду у всех, но молись в тайне вдали от всех. И далее Он говорит о посте: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ….(Матф.6:16). Обратите внимание Он говорит о милостыне, молитве и посте не как о чем то эксклюзивном, что происходит раз в пятилетку. Нет он говорит обо всем этом как о обычной регулярной практике. Он не говорит если будете когда либо поститься, нет Он говорит когда поститесь. Этим Он подчеркивал что это общепринятая практика. И Христос не умалял ее не отменял ее, а только лишь уточнял, как необходимо было совершать пост.

 

 

Апостолы

Апостолы после вознесения Христа так же практиковали посты. Например апостол Павел упоминает о посте несколько раз. Посмотрите:

 

2Кор. 6:3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4 Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5 Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6 В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе святом, в нелицемерной любви, 7 В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и в левой руке...

Виктор Рожко изучая этот текст, говорит, что данный фрагмент имеет две составляющие первая половина повествует о внешних обстоятельствах таких как: бедствия, тесные обстоятельства, удары, темницы, изгнания, бдения, которые давили на апостола как служителя Христова, а затем говорится о внутренних качествах служителя таких как: любовь, чистота, оружие правды. Он говорит, что между этими двумя категориями – внешним давлением и внутренней чистотой посредине стоит пост который и позволял Павлу быть таким благословенным в таких жестких обстоятельствах.

Не знаю можно ли это утверждать на основании прочитанного текста. Но в любом случае мы видим, что Павел упоминает здесь пост как нечто неотъемлемое в своей жизни как жизни служителя Христова.

 

 

Первоапостольская церковь:

Деян.10гл. особенно 30ст. мы видим 4дневный пост язычника Корнилия, во время которого ему явился Ангел и сказал, чтобы он пригласил к себе Апостола Петра, который расскажет ему и всему дому его, что необходимо сделать чтоб обрести спасение.

 

Деян. 13:2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. 3 Тогда они совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. Здесь мы видим, что пост и молитва помогали людям увидеть Божью волю. Относительно дальнейшего служения Павла и Варнавы.

Деян.14:23. Позже уже Павел И Варнава во время своего миссионерского путешествия. Когда во вновь образованных церквах они рукоположили пасторов написано: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:23)

 

 

Христиане

Верующие люди оказавшие огромное влияние на христианский мир. Они практиковали посты и призывали к этому других:

1век. Игнатий, епископ Антиохийский, живший в первом веке, писал: «Посвящай себя посту и молитве, но не сверх меры, а не то тем разрушишь себя» разрушишь в том смысле, что если много будешь отказываться от пищи то в организме могут появиться проблемы.

 

4век. Святитель Иоанн Златоуст Константинопольский архиепископ. « Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни».

4 век. Августин: богослов, по праву считающийся одним из отцов церви, епископ Гипонский «... Я борюсь с этой усладой, ( он говорил об аппетите ), чтоб не попасть к ней в плен: я веду с ней ежедневную войну постом и частым «порабощением тела» и муки мои изгоняются удовольствием». [1] (удовольствием Божьего присутствия в период поста).

 

16 век. Лютер: Богослов, реформатор «О посте я скажу вот что. Правильно поститься часто, дабы обуздать и подчинить плоть. Ибо, когда желудок полон, тело не служит наставлению, молитве, изучению или еще чему–нибудь благому»

 

18 век Джон Весли:

Брал людей на служение только тех кто был в посте в среду и в пятницу. В одной из своей проповеди он говорил: «Человек, который никогда не постится, не в большей мере на пути к небесам, чем человек, который никогда не молится».

Джон Кальвин, Эдвард Робертс [2], Спержен …. Все были очень влиятельными людьми и все они предавали молитве и посту большое значение в своей жизни.

 

Итог.

Таким образом мы видим, что пост был неотъемлемой частью верующих ВЗ, верующих живущих в период жизни Христа, пост практиковал Сам Христос, Его ученики апостолы, и так же многие выдающиеся и влиятельные Христиане практиковали в своей жизни посты на протяжении всей истории христианской церкви. Это говорит нам о важности этой темы. А так же о том, что эта тема не устарела и не может относиться только к ВЗ.

 

Переход

А теперь давайте еще раз посмотрим на фрагмент из нагорной проповеди, которая как я уже сказал является как бы презентацией служения Христа. Которая объясняет принципы для Божьего царства. Хочу подчеркнуть: эти принципы не предназначены для обустройства своего царства, своего блага. Но они предназначены для строительства Божьего царства. Для распространения Божьего царства во всех сферах начиная с нашего сердца. Таким образом пост имеет одну цель: углублять, распространять, Божье царство там где мы находимся. Я хочу подчеркнуть пост не изменяет намерение Бога, пост изменяет нашу душу делая ее более преданной Христу, более любящей Христа, более смиренной, жертвенной и все это называется распространение Божьего царства начиная с нашего сердца заканчивая нашим окружением.

 

В этом тексте есть 3 важных фактора. И.Хр в 6:16 говорит: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

1. Здесь мы видим запрет определенного поста, Он предупреждает о злоупотреблении постом который понимается людьми неверно.

 

2. 17 А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне И.Хр дает правильную мотивацию поста. Пост не направлен на людей, это то что должно происходить внутри тебя перед Богом. Это смысл и цель поста.

 

3. 18 б и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Указывает на благословение поста:

В такой последовательности мы и будем рассуждать. Что не является постом, что является какова его цель и смысл, и вознаграждение от поста.

 

 

1. Значение поста

 

Не религиозный обряд

религиозный обряд – это определенное действие, основанное на

мистическом представлении человека об окружающей реальности [3].

Например крестное знамение которое накладывают на себя православные. Это действия или обряд за которым стоит вера в то что это действие проливает на человека Божью благодать и дает ему определенную сохранность, а именно хранит от зла.

Или например: крещение младенцев в понимании РПЦ – в момент крещения Д. Святой сверъестественным образом воздействует на воду, и на ребенка и Он приобщается к вселенской церкви.

Другими словами религиозный обряд это когда человек совершает какое-то действие следуя определенным формам, и при этом верит, что за это он обязательно получит какое-то благословение от Бога.

Подобный подход к посту набирает популярность в нашей стране. Когда в период который в Православии называется великим постом. Люди приобщаются к этом обряду. Меняя свой рацион пищи в соответствии с рекомендациями РПЦ какую пищу можно вкушать в это время а какую нет. Как-то по телевидению я видел известных в нашем государстве людей о которых вообще сложно сказать что они Христиане, но они рассказывали что тоже постятся вместе с другими переходя на особую пищу. В Большинстве своем люди не понимают смысла поста, они заостряют внимание на ритуале, который связан с отказом от части пищи. При этом думая, что через это они приближаются к Богу или получают определенные баллы от Бога. Однако подобный ритуальный подход, когда акцент делается на что-то внешнее, является неверным.

Фарисей и мытарь. Помните историю о двух людях, которые вошли в Храм помолиться. Один из них фарисей другой мытарь. Фарисей очевидно воспринимал пост именно с точки зрения обряда, он выполнял то что предписывалось во время поста. В те времена постящиеся обычно одевались во вретище это покрывало из грубой ткани, посыпали голову пеплом и отказывались от пищи. Фарисей верил что через это, он зарабатывал баллы от Бога. Помните Его молитву: «11… Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю... (Лук.18:11,12).

 

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Обратите внимание Иисус говорит: 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:13,14).

Может кто-то из нас воспринимает пост как обряд. Когда выполняя какую-то форму, например, отказываясь от пищи, мы думаем, что приобретаем особую милость или благословение от Бога.

Но это не правильно, подобный пост не угоден Богу.

Исаия размышляя о таком подходе к посту говорит:

Ис. 58:5 Таков ли пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Как мы видим просто следование определенным формам – например отказу от пищи, и при этом вера, что через это ты получишь благословение - не является постом и поэтому неугоден Богу.

 

Не голодовка

Хотя пост связан с отказом от пищи это не голодовка. Сегодня мода на различные диеты. В том числе и голодовки. Однажды в моей жизни был случай. Меня одолела аллергия, и я решил какое-то время воздержаться от пищи, чтоб организм как бы пришел в себя. Когда я принял это решение, я встал на молитву и сказал Господу: Господь ты видишь, я хочу попоститься. И как только я это произнес, внутри меня промелькнула мысль «ты решил не поститься а поголодать», я понимал что это было просто отказом от пищи без особой духовной составляющей, поэтому я исправился сказав Господь не поститься а поголодать благослови это мероприятие пусть оно будет мне на пользу. Видите как наша плоть желает присвоить себе духовный статус.

Если вы отказываясь от пищи, желаете похудеть или наладить какой то процесс в организме, не называйте это постом, называйте своим именем – голодовкой. И это нормально, медицина утверждает что иногда это полезно. Главное не старайтесь при этом казаться более духовным, чем вы есть на самом деле. Ибо это тоже не угодно. Богу.

Кстати когда христиане назначают пост, отказываясь от пищи, например во время вечери я знаю многие это делают или по какой то другой причине. Но если в это время, кроме как отказа от пищи у Христианина ничего не происходит, то это тоже не пост это голодовка. Которая может быть безразлична Богу. Потому что хоть пост и связан с отказом от пищи но это не только отказ от пищи.

 

Не панацея от всех бед.

 

Пост не может быть также инструментом с помощью которого мы можем избежать трагедий, несчастий, бед или того что нам не нравится. Потому безоблачную жизнь на грешной земле Бог не обещает.

Помните места писания.

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас … (Иоан.15:20)

 

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян.14:22)

 

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

(2Тим.3:12).

Кроме того трудности в нашей жизни предписаны писанием. Посмотрите еще на 2 фрагмента: 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; (Иак.1:2,3).

 

6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, 7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, (1Петр.1:6,7)

Таким образом мы видим, что некоторые трудности полезны для нас так как они участвуют в формировании и очищении и укреплении нашей веры. Хотя нам конечно такой подход не нравится.

Нам бы хотелось расти без трудностей. Но это нереально. Ведь смирению и терпению можно научиться, когда ты испытываешь давление, при котором плоть хочет взорваться, хочет идти в контр наступление. Так же и состраданию можно научиться тогда когда ты сам испытаешь сложности в своей жизни или жизни твоих близких.

Поэтому пост не может быть инструментом, с помощью которого мы сможем избежать все трудности и сложности трагедии в нашей жизни ибо это противоречит воле Божией. А пост не может идти в разрез воле Бога. Потому что его предназначение наоборот заключается в том, чтобы ввести человека в волю Божию.

 

- Не инструмент давления на Бога.

 

Пост не может быть инструментом, который может заставить Бога по особому относиться к нам например полюбить нас больше. Ведь мы понимаем, что Бог итак любит нас настолько, что отдал за нас жизнь своего сына. Может ли быть Его любовь более сильной. Нет, поэтому пост не может быть также инструментом давления на Бога чтоб, с помощью поста добиться нужного ответа от Бога. Мы понимаем, что Бог абсолютно независим. Нельзя что-то сделать и сказать: «ты видишь Господи, я сделал это, учти это и пожалуйста ответь. Мы не можем заставить своим поступком как бы надавить на Бога чтоб Он изменил некоторые свои планы в нашей жизни или жизни наших близких.

Наверно для кого-то эта мысль является странной. Ведь мы можем вспомнить некоторые примеры, которые вроде показывают, что Бог после молитвы и поста меняет свое решение.

Например история с Езекией. Давайте прочитаем ее: 4Цар.20:1-6 1 В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.

2 И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря:

3 "О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно.

4 Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне:

5 возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;…

6 и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет,... (4Цар.20:1-6)

На первый взгляд создается впечатление, что слезы и молитва заставили Бога изменить свой план. Вначале он, хотел умертвить его, а затем изменил решение и помиловал. Но давайте попробуем разобраться в этом. Бог который является абсолютом знания, который обладает таким качеством как всезнание. Бог, который знает что было в прошлом, Кто в совершенстве т.е на 100% знает что произойдет в будущем. Помните как сказано в Пс.138: 2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. 3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. 4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. (Пс.138:2-4).

Так вот этот Бог послал пророка к Езекии с вестью о смерти. Скажите, Бог знал, как на эту весть отреагирует Езекия? Он знал, что он скажет в молитве, что он будет чувствовать, что будет говорить, что будет обещать? Знал или нет? Конечно знал! Так вот если Бог знал реакцию, чувства, слова молитвы которую произнесет Езекия. То является ли последующее исцеление Езекии изменением Божьего плана. Или лучше сказать, что воля Божия включала в себя

Болезнь Езекии и последующую весть о его смерти как инструмент, с помощью которого Бог желал изменить сердце Езекии в каких-то вопросах,

Таким образом воля Божия включала в себя и молитву и сокрушение Езекии и последующее исцеление и продление жизни, после того как некоторые вопросы его сердца были решены.

 

 

Таким образом я хочу подчеркнуть когда пост и молитва являются правильными угодными Богу они не меняют волю Божию а участвуют в ней, угодный пост погружает человека в волю Бога, делая его сопричастиником Божьей воли. Через пост и молитву Бог может менять наше сердце, и даже менять некоторые обстоятельства в нашей жизни, когда это согласуется с Его волей.

Поэтому пост не может быть инструментом или манипуляцией над Богом чтоб заставить Его изменить Свою волю. Это не инструмент, который поможет нам избежать трудностей ведь они могут быть предписаны нам Богом для роста нашей веры.

Поэтому когда мы думаем, что с помощью поста мы можем избежать всех бед и тревог в нашей жизни мы заблуждаемся.

 

Итог

Итак сегодня мы сделали исторический обзор того как к относились к посту верующие ВЗ, Христос, апостолы, первые христиане и выдающиеся христиане различных времен. И пришли к выводу, что пост должен быть очень важным и актуальным не только для прошлых веков но и для нас.

 

Мы так же поговорили о некоторых заблуждениях относительно поста. В частности мы выяснили что пост это:

· не религиозный обряд

· не голодовка

· не панацея от всех трудностей и бед

· не инструмент воздействия на Бога

И теперь возникает вопрос, а что же тогда пост, в чем его смысл? Какова его цель? И есть ли вознаграждение за пребывание в посте. Это очень важные вопросы и о них мы поговорим в следующий раз.

 

Применение.

В качестве применения я хотел бы, чтоб дома вы поразмышляли над следующими вопросами:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: