Ход урока
- Организационный момент
- Вхождение или погружение в тему (5 минут).
Цель: актуализация изученного, формулировка темы урока.
Участники: все учащиеся.
Учитель: Ребята, обратите внимание на предметы, изображённые на рисунках Какое отношение эти предметы имеют к математике?
Что общего между всеми этими предметами? (их размеры не соответствуют действительности, одни увеличены, а другие уменьшены в одно и то же число раз)
При изучении каких предметов вы могли узнать об уменьшении или увеличении объектов? (на географии, природоведении)
А как определить, во сколько размеры изображения отличаются от реальных размеров?
С каким понятием мы сегодня будем работать на уроке? (Масштаб)
Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Масштаб»
Открываем тетради, записываем тему урока: Масштаб
III. Формирование ожиданий учеников
Узнаю.. Буду учиться.. Проверю Оценю |
Давайте вместе с вами сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.
Что мы должны сегодня на уроке узнать? (познакомиться с понятием масштаб), (научиться решать задачи с использованием этого понятия, найти практическое применение новому понятию)
IV. Интерактивная лекция (20 минут).
1.АМО «Пазлы».
Составить определение масштаба из данных слов: длина, отношение, отрезок, расстояние, на карте, соответствующие, на местности, на плане.
2.Заполните таблицу, используя текст «Виды масштаба»
Виды масштаба.
Масштаб показывают на картах и чертежах с помощью чисел либо графически. Соответственно, выделяется несколько их видов.
Численный масштаб имеет вид дроби. Он наиболее распространен в картографии. Такое обозначение многие из нас видели в нижней части топографической карты или плана местности. Численный масштаб карты имеет следующий вид (к примеру): 1:100 000. Это значит, что реальная длина отрезка на местности в 100 000 раз больше, чем его длина на данной карте.
|
Именованный масштаб используется тогда, когда необходимо узнать, чему равен масштаб карты. Его также довольно часто указывают на географических картах. Он имеет такой вид: в 1 см - 1 км.Линейный масштаб - это уже графический тип масштаба. Он являет собой линейку, которая разделена на графы соответствующих размеров. На фото представлен данный вид масштаба. -
Вид масштаба | Как изображается | Что показывает |
Именованный | Дробью | Во сколько раз уменьшается расстояние |
Численный | Словами и цифрами | Величину масштаба |
Линейный | Делениями на линии | Соответствующие делениям расстояния на местности |
3. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот по образцу:
Образец: Численный 1: 10 000 в 1 см – 100 м
1: 750 000 в 1 см – 7,5 км
1: 2 000 в 1 см – 20 м
1: 10 000 000 в 1 см – 100 км
Образец: Именованный в 1см – 10 м 1: 1 000
в 1 см – 50 км 1: 5 000 000
в 1 см – 200 м 1: 20 000
в 1 см – 750 км 1: 75 000 000
4.Масштаб и его виды вы рассматривали на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема? Посмотрите оглавление. В каком разделе находится тема «Масштаб»? (Ответ:В главе «Отношения и пропорции».)
5. Как связан масштаб с отношениями? (Ответ:Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.)
Послефронтальной проверки ответов учащихся, учитель предлагает решить задачу с помощью составления пропорции, ведь мы пришли к выводу, что пропорция – это равенство двух отношений, а отношения взаимосвязаны с масштабом.
|
Задание. Длина отрезка на карте 5 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.
Наводящие вопросы:
- Что означает запись 1: 1 000 000?
- С чего начнем решение задания?
Решим задание, оформив краткую запись в виде таблицы. Пусть Х (м) – расстоние на местности.
Расстояние | Масштаб | |
На карте | ||
На местности | Х | 1 000 000 |
Значит, 5: Х = 1: 1 000 000
Решив уравнение, получим Х = 5 000 000 см = 50 км
Ответ: Длина отрезка на местности 50 км.
Первичное закрепление
Прием «Блиц - опрос»
· Что называется «Масштабом»?
· Для чего нужен «масштаб»?
· Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
· Как понять запись 1: 1000?
· Как по карте определить реальное расстояние между объектами?
Прием «Минутка фантастики»
Учащимся предлагается представить и рассказать, что было бы, если человечество не знало и не применяло понятие «масштаб».
1. Физкультминутка
«Истинно – ложно»
Если согласны с утверждением – руки вперед, если нет то вверх.
76·5·2=760 5·87·2=164
8·941·125=9410 46·25·4=460
69·125·8=6900 45·40·40·25=80
25·372·4=3720 2·5·4·8=320
VI. Закрепление
Выполнение заданий из учебника с последующей проверка № 822, № 821.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
· Достиг ли я ожидаемых результатов на уроке?
· Что на уроке мне запомнилось больше всего?
· Какие трудности возникли у меня на уроке?
· Достиг ли я поставленной цели?
· Какую оценку я могу поставить себе за работу на уроке?
|
· Какую оценку я могу поставить учителю за проведение урока?