Первый цветной фильм - «Броненосец Потемкин». Автор Сергей Эйзенштейн лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет, но этобыл единственный цветной кадр в фильме.
Первый кинофестиваль в России состоялся в 1935 году.
Первые декорации были нарисованы на холсте. Позже скульптор и художник Б. Мухин предложил сделать их объемными, и использовать щиты с настоящими дверями и окнами.
5. Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году. В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм "Старик и море"
Первый советский боевик – «Пираты 20 века»
Первый советский фильм - катастрофа – «Экипаж»
Самый дорогой советский фильм – «Война и мир». Если перевести полученные деньги на сегодняшние это составило бы около 700 млн. долларов. Для эпохи советских времен это было очень много.
Самый длинный сериал «Вечный зов». Фильм демонстрировался в несколько этапов с 1873 по 1983.
|
Первый советский фильм ужасов – «Вий», который, к сожалению, в первоначальном виде не сохранился.
Киноиндустрия в России
По данным «Невафильм Reasearch» на март 2011 в России 875 кинотеатров, в которых 2445 залов. У десяти крупнейших операторов сетей кинотеатров сосредоточено 187 кинотеатров с 944 залами. Крупнейшие операторы — Каро-фильм, Киномакс, Премьер-зал, Синема Парк, Формула Кино, Кронверк синема, Люксор, Kinostar de Lux
Кинофестивали и кинопремии
Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами звёзд с афиши — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение звезды. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия проката во всех странах разные, поэтому сопоставить сбор фильма в разных странах бывает трудно. Национальные и культурные особенности также могут влиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может оценить лишь успех фильма в целом, но не вклад отдельных членов съёмочной группы.
Для решения указанных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп. Кинопремии, в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года.
|
Среди самых известных можно назвать: Каннский кинофестиваль (считается лидером в европейском кино), Венецианский кинофестиваль, Берлинский кинофестиваль, Московский кинофестиваль.
Кинопремии, в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Кинопремия обычно присуждается по результатам тайного голосования экспертов — реже по результатам обсуждения жюри. Самые известные из них: Премия «Оскар», Премия «Золотой глобус», Премия BAFTA, Премия «Сатурн» (в области научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов) и другие.
Вопросы и задания для самоконтроля
|
1. Известный исследователь Ю.М. Лотман, изучавший язык киноискусства, говорил, что его создатели пишут зрителям своеобразное письмо. которое надо научиться читать. "Только поняв язык кино, мы убедимся, что оно представляет собой не рабскую бездумную копию жизни, а активное воссоздание, в котором сходства и отличия складываются в единый, напряженный - порой драматический - процесс познания жизни". Как бы вы прокомментировали это мнение исследователя? Что и почему необходимо знать каждому о языке кино? Поясните свой ответ.
2. Вспомните наиболее яркие эпизоды просмотренных вами за последнее время кинофильмов,вызвавших радостные (грустные) чувства. Какими художественными средствами достигается подобный эффект? Какую роль в этом играют ритм, цвет и свет? В чем необычность авторского взгляда на окружающий мир и героев фильма (принципы монтажа, выбор плана и ракурса съемки)? Какие кадры и почему наиболее ярко передают авторский замысел?
3. Что позаимствовал кинематограф у других искусств, а чем щедро поделился с ним? проиллюстрируйте свой ответ известными вам примерами.
4.Приходилось ли вам смотреть документальные фильмы? Какой из них вам особенно запомнился? Каким вам представляется будущее этого искусства? Нужно ли нам сегодня документальное кино? Ведь зрители с ним почти не знакомы, документальные фильмы не имеют успеха в прокате, а значит, не окупаются. Хотели бы вы что-то возразить против этого?
5.Обратитесь к одной из понравившихся вам литературных экранизаций. Сопоставьте авторские версии событий писателя и создателей фильма. Что общего и в чем различия между ними? На чем сосредоточили внимание писатель и создатели фильма? Как вы думаете, почему? Какие сюжетные линии пропущены в киноварианте? Какие средства художественной выразительности использованы писателем и создателями фильма? Что нового открыло вам кино в литературном произведении?