Порядок исчисления и уплаты налога существенно отличается для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не являющихся работодателями. Так как мы рассматриваем особенности исчисления и уплаты единого социального налога банками, то подробнее остановимся на порядке исчисления и уплаты данного налога для налогоплательщиков-работодателей.
Для исчисления единого социального налога особое значение имеет порядок определения даты получения доходов. В соответствии со ст. 242 "Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)" НК РФ в целях исчисления налога дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:
1) день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, производящих выплаты наемным работникам, организациями, в т.ч. и банками, а также индивидуальными предпринимателями;
2) день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду. При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.
Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.
В соответствии со ст. 243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями" НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-работодатели уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах, выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
С введением единого социального налога налогоплательщики-работодатели не освободились от обязательств по представлению сведений в органы социальных внебюджетных фондов, а сумма налога исчисляется налогоплательщиками отдельно по каждому внебюджетному фонду.
Согласно п. 5 ст. 243 НК РФ работодатели обязаны представлять ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Начиная с 2002 г. формирование пенсионных выплат осуществляется исходя из базовой и накопительной пенсий. Для финансирования этих составляющих потребовалось произвести "раздвоение" ставки единого социального налога в ПФР на 2 части: ч. 1 идет на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии и ставку единого налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифа страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемого Федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части трудовой пенсии, т.е. 14% идут на финансирование базовой пенсии и 14% - на дифференцированную. А именно вторые 14% закрепляются в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком.
Из 14%, зачисленных на личные счета граждан, в чистом виде в накопление для начала пойдет только часть средств. Остальная часть дифференцируемой пенсии будет существовать, так сказать, в условно накопительной форме. Это еще не "живые" деньги. Реально человек может их получить лишь после 55-60 лет, а до этого его взносы будут использоваться для выплат предыдущим поколениям. Выплаты с накопительных счетов осуществляются с 2003 г. Необходимо, чтобы человек пополнял свой счет хотя бы в течение одного года. Но право на пенсию человек должен зарабатывать не в последние 2 года, а в течение всей трудовой жизни.
В случае значительного увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщик обязан (вправе) представить уточненную декларацию по единому социальному налогу.
Процесс взимания единого социального налога сопряжен с определенными трудностями: не до конца ясны многие технические моменты; слишком часто происходят изменения в порядке его исчисления и взимания. В том случае, если проблемы с ЕСН и пенсионными взносами будут усугубляться, возникнет необходимость в форсированной реформе налога. Минфин и Правительство соглашаются с предложениями снизить максимальную ставку налога. Объем поступлений ЕСН и взносов в бюджет создают базу для полноценного финансирования пенсионной реформы и повышения пенсий.
Список использованной литературы
1. ФЗ от 02.12.1990 №395 -1 (ред. от 28.02.2009) «О банках и банковской деятельности»
2. ФЗ "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 01.01.2009г)
3. Батракова Л.Г.Экономический анализ деятельности коммерческого банка,2007
4. Муравлева Т.В. Налогообложение банков. - Система ГАРАНТ, 2005
5. Романова М.В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ). Ежегодный
справочник-альманах 2006-2007 гг. Часть I. Налогообложение - Издательская группа "БДЦ-пресс".2006г
6. Усатова Л.В., М.С.Сероштан, Е.В.Арская.Бухгалтерский учет в коммерческих банках. 2-е издание. Издательство: Дашков и К.2007.
7. Правовая система «Консультант плюс»