Вознесенский девический монастырь в Городищенской слободе; обретение мощей схимонаха Пантелеимона (г.Октябрьск)




ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ

 

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Отче наш, Иже еси на небесех!

 

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли.Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго.

 

 

Кирилл - Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Сергий – Митрополит Самарский и Тольяттинский

Никифор - епископ Отрадненский и Похвистневский.

Директор НФ "ДЕОЦ" - иерей Дионисий Лёвин

Марина Геннадиевна Брюханова – руководитель НФ «ДЕОЦ» УФ «Кошкинский»

НАСТОЯТЕЛИ ЦЕРКВИ – отец Георгий и отец Филарет

 

Исчезнувшие и обретенные святыни родного края

Сызранский Сретенский женский монастырь. Был создан в 1856 году на средства местной купчихи, желавшей обратить состояние на создание женской обители. Благодаря стараниям и умениям первой настоятельницы община стала достаточно широко известна в России и уже в 1858 году была преобразована в монастырь. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Лидия Никитина, переведённая из Пензенского Троицкого монастыря в возрасте 52 лет. Её преемницей, занимавшей пост настоятельницы в 1878—1909 годах, стала игуменья Мария II (Мария Павлова). После смерти Марии II Святейший Синод в июле 1909 года утвердил настоятельницей манатейную монахиню Арсению, возведённую в игуменьи 23 мая 1910 года. Она возглавляла монастырь вплоть до его закрытия. В 1860 году в монастыре проживало уже 124 человека. В 1876 году штат обители насчитывал 139 человек, а ежегодный доход составлял до 2650 рублей. В период русско-турецкой войны 1877—1878 годов сёстры монастыря передали в Красный крест сшитые 97 сорочек, халаты, 200 штук разного белья, 3 пуда корпии, 250 бинтов. Монахини были сёстрами милосердия в сызранском лазарете, устроенном комитетом Общества попечения о больных и раненых воинах. В 1879 году в монастыре проживало 163 человека, а в 1886 году — 225 человек, в том числе: настоятельница, 16 монахинь, 31 указная послушница, 106 послушниц, 32 старицы, неспособные к труду, 14 девочек, обучавшихся грамоте и рукоделию, 10 новоначальных сестёр и 15 человек, проживавших в богадельне. В 1886 году в монастыре появился водопровод.

5 июля 1906 года во время сильного городского пожара в Сызрани пострадал и Сретенский монастырь. Были уничтожены почти все корпуса и деревянная церковь. На каменных церквях сгорели только крыши. Многих монахинь принял у себя Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь, некоторые разъехались по родственникам и знакомым. Уже в 1907 году большинство строений было восстановлено, первыми были отстроены богадельня, хлебопекарня, просфорная и игуменский корпус. К 1917 году число

Главными святынями монастыря были:

икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» — греческого письма, помещенная в серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями;

частицы мощей, хранившиеся в напрестольном серебряном кресте и ковчеге, святых преподобных отцов Евфимия Великого, Петра Афонского, Кассиана Римлянина, святого мученика Трофима, святой мироносицы Марии Магдалины, пожертвованные монастырю благотворителями из Москвы.

Монастырь при Советской власти. Постановлением Сызранского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от 6 ноября 1923 года монастырь был закрыт. Церкви были переданы детской коммуне беспризорников для размещения школы, библиотеки и клуба. В январе 1924 года вся монастырская мебель, предметы церковной утвари, стекло, извлечённое из иконостаса, были переданы Сызранскому музею местного края. В 1930-х годах практически все монастырские постройки были разобраны, архитектурный комплекс монастыря был полностью разрушен.

Вознесенский девический монастырь в Городищенской слободе; обретение мощей схимонаха Пантелеимона (г.Октябрьск)

Первое поселение русских людей на территории нынешнего Октябрьска появилось в 1684 году. На протяжении всей истории поселения его названия неоднократно менялись: Городище, Вознесенское, Батраки, Костычи, Старые Костычи, ныне - Октябрьск.

Где-то между 1684-м и 1695 гг. в Городищенской слободе был образован Вознесенский девический монастырь. Но всероссийскую славу эта земля получила благодаря подвигам старца Пантелеймона — великого молитвенника и постника.

Когда в 1992 году в Октябрьске был открыт первый православный приход, его настоятель протоиерей Евгений Матвеев начал собирать дополнительные сведения о монастыре и насельницах.

Удивительно, но в городском архиве не сохранилось никакой интересующей нас информации,- рассказывал отец Евгений. — Не нашли мы нужных сведений и в городском музее, и в библиотеках. Помогли тогда еще живые престарелые монахини Екатерина Петровна Никишина и Прасковья Петровна Казберова...

Так, удалось установить, что в 1910 году в монастыре находились 122 насельницы: 12 мантийных монахинь, 14 рясофорных и указных послушниц и 103 послушницы. Сестры в основном занимались земледелием.

По крупицам собирались сведения и о схимонахе Пантелеймоне. Родился он в 1811 году в крестьянской семье села Старые Костычи. Был женат, имел двух сыновей. Считался одним из самых богатых крестьян в округе. В 1840 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. После чего решил оставить семью и уйти на Афон. Уже на Афоне при пострижении в мантию ему было объявлено, что местом его подвигов должна стать родина.

Вернувшись домой, старец посвятил себя делам благочестия и молитвенному подвигу за Россию.

... После долгих поисков захоронение старца Пантелеймона было найдено, а вместе с ним еще три безвестные могилы, в одной из которых находились нетленные мощи, как позднее было установлено, протоиерея Василия Федоровича Тепловодского. По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 22 апреля 2004 года мощи старца Пантелеймона были перенесены в Смоленский храм Октябрьска, а нетленные мощи священника Василия Тепловодского решено было оставить до времени «в месте их пребывания».

После того как мощи старца Пантелеймона внесли в церковь, в Божием доме начали происходить чудеса. «Их случилось уже так много, что рассказывать обо всех чудесах нужно было бы не меньше трех часов»,- говорит отец Евгений. Упомянем о нескольких удивительных случаях.

Здесь помнят, как девушки-журналистки самарского телеканала ГТРК, присутствовавшие в 2004 году на поднятии мощей старца Пантелеймона, принародно засомневались в реальности чудес. Но когда через час девушек пригласили на чай, по трапезной храма неожиданно разлился такой сильный неземной аромат, что потрясенные телевизионщицы тут же раскаялись в своем неверии. В склепе, который до этого хранил мощи старца, сразу же забил родник. Когда этой водой умыли бесноватую женщину из Жигулевска, из ее рта фонтаном выплеснулась мутная жидкость. После этого больная полностью исцелилась.

В специальной церковной книге записаны имена выздоровевших — от паралича ног, удушья, зубной боли и болей позвоночника, гнойных ран, нервного тика, онемения рук... Как-то выздоровела женщина из Тольятти, у который был страшный диагноз — лейкемия.

Рассказывает священник Евгений Матвеев: «Вот уже несколько лет в алтаре храма на Пасхальной седмице мироточат яйца. Как-то я крестообразно помазал таким мироточащим яйцом себе лоб и сразу почувствовал, что телесное недомогание ушло, а появились удивительные бодрость и сила. В другой раз, во время водосвятного молебна, я увидел, что вода в чаше вдруг сильно уплотнилась, потом начала «играть» и бить снизу ключом, рассыпаясь радужным бисером по краям».

Родник «Старокостыческий», святой источник великомученицы Параскевы Пятницы город Октябрьск

Жительница Октябрьска Наталья Тараканова 12 декабря 2005 года увидела над бывшим монастырем двух ангелов в белых одеждах, которые держали большую икону. Братья Нефедовы из Самары, жительница Бугуруслана Ольга Меджидова рассказали, что слышали удивительное церковное пение в тот вечерний час, когда храм был уже закрыт.

- Господь посылает нам чудеса промыслительно, - говорит отец Евгений. — Уже многие жители нашего города пришли к вере благодаря чудесным событиям, случившимся с ними или с их близкими в нашем храме.

...А теперь расскажем о Старокостычевском источнике, который известен с начала XIX века. Свое название он получил после того, как в старину здесь была обретена икона великомученицы Параскевы Пятницы. На крестьянские копейки была построена каменная часовня. С тех пор в девятую пятницу после праздника Пасхи — в день памяти великомученицы Параскевы — из Сызрани, села Старые Костычи и других поселений сюда приходили богомольцы — порой до четырех тысяч человек.

После революции часовня была разрушена, источник завален землей. В 1992 году прихожане храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, несмотря на угрозы безбожников, восстановили святой источник. Когда весной 2004 года в Октябрьске были обретены мощи схимонаха Пантелеймона, вода в источнике долго «играла».

Источник расположен в г. Октябрьска, проехать к нему можно только в сухую погоду. Полевая дорога к святыне начинается от трассы Самара-Сызрань и петляет по краю огромного безлесного оврага. Сам источник представляет собой оазис на склоне горы — в окружении березок и верб тихо струится прозрачная вода.

За целебной водой сюда приезжают со всего Приволжского региона.

Церковь в селе Новая Кармала во имя Святого Благоверного князя Александра Невского была построена в 1890 году на средства и усердием прихожан. Здание деревянное, теплое, может вместить около 500 человек. Согласно клировой ведомости за 1917 год в 1916 году здание церкви снаружи и внутри заново отремонтированы: снаружи подшивка стен и крыша храма оправлены и дважды окрашены, позолота очищена.

Земли под церковью и оградою было 330 кв.сажен. При церкви имелась деревянная сторожка. Церковь застрахована в обществе Петербургском на приходской счет вместе со сторожкой.

Престол в церкви один, во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, который освящен в 1890 году, 4 июня.

Причта при церкви согласно Указу Святейшего Синода от 17 июня 1887 года за №2035-м положено быть священнику одному и псаломщику одному.

Священник Алексей Павлович Охотин родился в селе Старая Малыкла, Ставропольского уезда, Самарской епархии в 1879 году 13 марта., сын священника. По окончании курса Самарской Духовной Семинарии Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским определен по прошению на место псаломщика – учителя в с.Старую Кулиновку, Ставропольского уезда в 1901 году 5 сентября. Рукоположен в сан дьякона 4 декабря 1902 года. В этом же году - в сан священника с назначением в село Тяглое Озеро, Николаевского уезда, а затем перемещен в село Новая Кармала.

Павел Леонтьевич Онисимов родился в селе Шламка Самарского уезда, сын крестьянина, обучался грамоте Шламском земском общественном начальном училище. Состоял в церковных школах с 1885-97 г.г. Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским по прошению определен в село Новая Кармала в и.д. псаломщика с обязательством усердно заниматься обучением детей в местной церковной школе с 23 марта 1897 года. За отличное ревностное обучение детей в церковных школах награжден Святейшим Синодом благословением с Грамотой 15 августа 1894 года.

Заштатный священник Григорий Чернозатонский, который состоял в сане диакона 2 года, а в сане священника 42 года, уволен в заштат за старостью.

При церкви существовала церковно-приходская школа, смешанная для девочек и мальчиков, открытая в 1891 году. Заведующий школой и законоучитель священник Алексей Павлович Охотин, учитель школы и псаломщик - Павел Онисимов. Школьное помещение было выстроено на общественные средства в 1893 году. Школьное помещение отапливалось, ремонтировалось. В школе учились 36 мальчиков и 6 девочек, все мордва-эрзя. Учебники и учебные пособия большей частью получались из Самарского учебного отделения Епархиального Училищного Совета, а некоторая часть приобреталась на попечительские средства. В школьной библиотеке имелись книги для внеклассного чтения около 30 экземпляров.

В церковной библиотеке имелись книги для чтения, одобренные Святейшим Синодом и духовной цензурой семь названий в 35 томах, из духовных имеются журналы «Миссионерское обозрение» за 1897 год и 1898 год, «Воскресный день» за 1990 и 1901 гг. и «Епархиальные и церковные ведомости» с 1893 года по 1902 год.

15 декабря 1938 года заседанием расширенного пленума Ново-Кармалинского сельсовета Кошкинского района слушалось дело о закрытии церкви. Постановлением №1879 Президиума Куйбышевского исполнительного областного комитета Советов от 28 ноября 1939 года церковь в селе Новая Кармала закрыли. При описи церковного имущества от 12 декабря 1929 года записано 91 наименование. Сохранились интересные сведения о колоколах: их было 5 штук, весом 862 кг., 407,04 кг., 100, 74 кг., 14, 74 кг., 9,11 кг.

Активно начали восстанавливать церковь в середине 90-х годов. Прошли долгие 64 года, и в 2002 году произошло поистине великое событие в жизни жителей села Новая Кармала. Здесь было завершено восстановление храма Святого благоверного князя Александра Невского. 24 апреля 2002 года прошло его освящение, которое совершили благочинный Красноярского благочиния протоиерей Александр Здоренко и иеромонах Филарет (Еремеев), настоятель храма в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. 5 мая 2002 года состоялось первое богослужение после долгих лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: