об итоговой аттестационной работе




 

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29444). Итоговая аттестация проводится в форме защиты итоговой аттестационной работы.

1.1. Выполнение итоговых аттестационных работ является заключительным этапом обучения и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение полученных знаний, сформированных умений и практического опыта (по направлению профессиональной переподготовки) и применение их при решении конкретных проблемных задач, возникающих в профессиональной деятельности.

1.2. Основные задачи итоговой аттестационной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний слушателей в области методологии, теории современных исследований изучаемой науки;

- самосовершенствование научно-творческой деятельности слушателей, вовлечение их в проблемные творческие группы, временные научно-исследовательские коллективы;

- формирование умений самостоятельной работы с научной и методической литературой, сбора и анализа фактического материала;

- обеспечение условий для личностного саморазвития слушателей; развития у них: когнитивных способностей, качеств исследователя, объективной самооценки, профессиональной мобильности, способности к самостоятельным суждениям и выводам;

- формирование умений проводить эксперименты, осуществлять диагностические процедуры, прогнозировать и проектировать педагогические процессы и явления, способности к определению цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования;

- развитие навыков обоснования актуальности проблемы и новизны полученных результатов;

- формирование навыков практического приложения приобретенных знаний и умений в профессиональной практической деятельности.

1.3. Тематика итоговых аттестационных работ обсуждается на заседании кафедры и по ее решению выносится на утверждение Ученым советом ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее – Институт).

1.4. Выпускающие кафедры предоставляют слушателям тематический перечень возможных направлений исследований. Выбор темы осуществляется самими слушателями в соответствии с профилем работы, с учетом их интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке, конкретных задач организаций, направивших их на обучение. Тема итоговой аттестационной работы утверждается на заседании кафедры и закрепляется за слушателем приказом ректора не позднее, чем за 2 месяца до окончания обучения.

1.5. Изменение темы итоговой аттестационной работы осуществляется в том же порядке, что и ее утверждение, и может быть произведено не позднее, чем за 1 месяц до начала защиты итоговой аттестационной работы.

2. Руководство итоговыми аттестационными работами

2.1. При подготовке итоговой аттестационной работы каждому слушателю по решению выпускающей кафедры назначаются руководитель и консультанты, если это предусмотрено соответствующей программой.

2.2. Руководитель итоговой аттестационной работы утверждается приказом ректора по представлению выпускающей кафедры, как правило, из числа профессорско-преподавательского состава Института.

2.3. К руководству итоговыми аттестационными работами могут привлекаться высококвалифицированные специалисты из органов государственной власти и местного самоуправления, представители образовательных организаций, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее специальности, по которой выполняется итоговая работа, как правило, имеющие ученую степень и (или) ученое звание и (или) стаж практической деятельности не менее 5 лет.

2.4. Утверждение руководителя итоговой аттестационной работы производится не позднее, чем за 2 месяца до окончания обучения. Замена руководителя производится в том же порядке, что и назначение, но не позднее, чем за 1 месяц до начала защиты. В исключительных случаях сроки замены руководителя определяются ректором.

2.5. Руководитель итоговой аттестационной работы выполняет следующие функции:

- формирует задание на выполнение итоговой аттестационной работы;

- составляет календарный график подготовки итоговой аттестационной работы;

- оказывает помощь в подборе научной литературы, фактического материала и других источников по теме итоговой работы, необходимых для ее выполнения;

- консультирует выпускников по основным разделам, вопросам итоговой аттестационной работы;

- пишет отзыв на итоговую аттестационную работу, где оценивает степень ее актуальности, достоинства, недостатки каждого раздела работы, теоретическую и практическую значимость, дает общую оценку итоговой аттестационной работы;

- оказывает практическая помощь в подготовке текста доклада и иллюстративного материала к защите.

2.6. Общее руководство и контроль за ходом выполнения итоговых аттестационных работ осуществляет заведующий выпускающей кафедры.

2.7. Контроль соблюдения порядка защиты итоговых аттестационных работ осуществляет руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров.

3. Требования к оформлению итоговой аттестационной работы

3.1. Структура итоговой аттестационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– главы основной части;

– заключение (выводы);

– список использованной и цитируемой литературы;

– приложения к итоговой аттестационной работе (при необходимости).

3.2. Титульный лист является первой страницей итоговой аттестационной работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 1). Титульный лист не нумеруется.

3.3. Оглавление отражает содержание и структуру итоговой аттестационной работы и помещается после титульного листа (Приложение 2).

В оглавлении приводятся все структурные элементы работы, включая введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованных источников и литературы, приложения, и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Оглавление, как и титульный лист, не нумеруется.

3.4. Во введении ставится проблема, избранная для исследования. Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики итоговой аттестационной работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования), указываются недостатки и противоречия в теории и практике.

3.5. В основной части итоговой аттестационной работы, состоящей из глав, излагается материал темы, решаются задачи, поставленные во введении.

В главе 1 раскрывается история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ теоретической и методической литературы, периодики, анализируется практика и опыт новаторов, показывается позиция автора.

В главе 2 обобщается и систематизируется опыт работы слушателя, опыт коллег, показываются различные способы решения данной проблемы, определяется авторский (оптимальный) путь, модель (система) решения проблемы, критерии и показатели, методы исследования. В этой же главе фиксируются результаты исследования.

3.6. Заключение содержит важнейшие выводы автора. Здесь подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, отмечается практическая значимость результатов, предлагаются обобщения и выводы по исследуемой проблеме, формулируются предложения и рекомендации.

3.7. В список литературы включаются только использованные в работе источники, как цитируемые, так и прямо не упоминаемые. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Литература указывается в алфавитном порядке по фамилии автора.

3.8. Цифровой, иллюстративный и другие материалы оформляются приложениями к итоговой аттестационной работе.

3.9. Итоговая аттестационная работа выполняется машинописным или компьютерным способом. При оформлении работы осуществляется односторонняя печать текста на бумажном листе формата А4 с соблюдением полуторного интервала, с применением шрифта: тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14 п., возможно использование полужирного шрифта для выделения структурных частей работы, выравнивают текст по ширине. Необходимо соблюдать абзацный отступ размером 1,25 см.

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 15 мм. Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номера страницы проставляются вверху, в середине страницы, без точки, размер шрифта 11 п., тип Times New Roman. Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление (эти страницы не нумеруются), нумеруем только с третьей страницы – начало текста (Введение) – страница 3!!!. Объем работы не менее четырех и, как правило, не более восьми условных печатных листов (35–70 страниц), без учета списка использованной и цитируемой литературы, а также приложений, количество которых не ограничивается.

В тексте выделяем жирным шрифтом только введение, главы, параграфы, заключение, список литературы и приложения! Курсивов, подчеркиваний и выделений в тексте нет! Для перечислений в тексте используем только тире! Маркеры не используем!

Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованной и цитируемой литературы, приложениям. Структурные части работы печатаются заглавными буквами, не подчеркиваются и располагаются по центру строки без точки. В случае состава заголовка из двух предложений они разделяются точкой, не допускаются в заголовках и переносы.

Нумерация глав и параграфов является обязательной. Допускается деление глав на параграфы, а параграфов – на пункты. У параграфа есть номер, который составляется из номера главы и параграфа в ней, разбиваемых точкой. В конце номера параграфа ставится точка (для примера: 2.3.). Таким же образом осуществляется и нумерация пунктов в параграфе (для примера: 2.3.1.). Наличие одного параграфа в главе и одного пункта в параграфе допускается. Заголовки параграфов и сопутствующих им пунктов необходимо начинать с абзацного отступа и прописной буквы, не допуская подчеркивания и не ставя точку в конце.

Заголовок главы от заголовка параграфа отделяются двумя пустыми строками. Расстояние между заголовком параграфа и текстом отделяется одной пустой строкой. Под заголовком параграфа на странице должно оставаться не менее двух строк текста. Расстояние между текстом и заголовком следующего параграфа отделяется одной пустой строкой.

Рисунки в работе представляют собой графики, иллюстративные примеры, диаграммы, изображения. Согласно ГОСТ 7.32-2001 на все размещенные рисунки должны присутствовать ссылки в тексте. Рисунки располагаются после текста, впервые содержащего информацию о них. Сквозная нумерация рисунков производится при помощи арабских цифр. Под рисунком следует расположить подпись к нему, размещаемую посередине строки. Прописать слово «Рисунок» необходимо полностью. Название пишется в единой строчке, содержит номер и тире. Например, Рисунок 5 – Расходы компании. В конце названия точка не ставится. Расстояние между рисунком и последующим текстом отделяется одной пустой строкой.

Применение таблиц позволяет улучшать наглядность работы и сделать удобным сравнение различных показателей. Согласно ГОСТ 7.32-2001, на таблицы, помещаемые в работе, должны присутствовать ссылки в тексте. Таблица располагается после фрагмента текста, где впервые упоминается, или на следующей странице. Необходимо пронумеровать все таблицы, придерживаясь сквозной нумерации. Сквозная нумерация таблиц производится при помощи арабских цифр. Необходимо полностью прописывать слово «Таблица». Слева над таблицей помещается ее название без использования абзацного отступа. Название пишется в единой строчке, содержит номер и тире. Например, Таблица 5 – Расходы компании. Точка в конце не ставится. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте, но не менее 10 п. Осуществляя перенос таблицы на следующую страницу, ее название размещают только над первой частью. Расстояние между таблицей и последующим текстом отделяется одной пустой строкой. Таблицы, которые включены в приложения, обозначаются отдельной нумерацией с употреблением арабских цифр, впереди добавляется номер приложения. Например, Таблица 1.3.

Внутри параграфов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или арабскую цифру, после которой ставится скобка. Например, 1)____________.

Приложения к итоговой аттестационной работе располагаются на последних ее страницах. Каждое приложение начинается с нового листа, указывается прописными буквами и имеет цифровое обозначение (по центру страницы прописными буквами 14 шрифтом пишем ПРИЛОЖЕНИЕ 1, Согласно ГОСТ 7.32-2001 приложения имеют общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Не допускаются: вставки сканированных рисунков, формул и текста; два и более пробелов между словами. Используется только автоматическая расстановка переносов в словах. Не допускается разделение переносами сокращений и аббревиатур, набираемых прописными буквами (ЧИППКРО), прописными с отдельными строчными (КЗоТ) и с цифрами (ФА1000). При переносах не должны быть оторваны фамилии от инициалов и инициалы друг от друга. Перенос с разрывом фамилии допускается. Не допускается размещение в разных строках чисел и их единиц измерения (50%), знака номера и относящегося к нему числа (№ 25), а также обозначений пунктов перечисления и начала текста.

3.10. Итоговая аттестационная работа подлежит внешней проверке (нормоконтролю) на соответствие требованиям ГОСТ 7.32-2001 к оформлению итоговых аттестационных работ. Организация и проведение нормоконтроля обеспечивается специалистами отдела профессиональной переподготовки кадров Института.

4. Порядок защиты итоговой аттестационной работы

4.1. Подготовленная в соответствии с установленными требованиями итоговая аттестационная работа представляется слушателем в отдел профессиональной переподготовки кадров не позднее трех недель до начала защиты. В течение недели итоговая аттестационная работа проходит внешнюю проверку (нормоконтроль) и передается руководителю для написания отзыва.

4.2. Руководитель в недельный срок представляет письменный отзыв на итоговую аттестационную работу (Приложение 3). На основании положительного отзыва решается вопрос о готовности итоговой аттестационной работы и допуске слушателя к ее защите. Издается соответствующий приказ по Институту.

4.3. Содержание отзыва доводится до слушателя за три дня до защиты, слушатель использует этот отзыв для подготовки ответов на замечания, если таковые имеются.

Внесение изменений в итоговую аттестационную работу после получения отзыва не допускается.

4.4. Защита итоговой аттестационной работы проводится на открытых заседаниях аттестационной комиссии (далее – АК) с участием не менее двух третей ее состава.

4.5. При защите итоговой аттестационной работы слушатель делает краткое сообщение (не более 7 минут), в котором излагает цель, задачи, предмет, объект, гипотеза, методы исследования, результаты и выводы, обосновывает их.

По окончании сообщения слушатель отвечает на вопросы членов аттестационной комиссии по содержанию итоговой аттестационной работы. Председатель аттестационной комиссии зачитывает отзыв. Автор итоговой аттестационной работы может высказать свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве, и отвечает на вопросы, заданные ему в ходе защиты.

4.6. Решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов членов АК, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

4.7. Оценивание итоговой аттестационной работы осуществляется по пяти критериям: актуальность темы; теоретическое обоснование описываемого опыта; система (модель) осуществления опыта; стратегия осуществления опыта; результативность описываемого опыта.

В зависимости от степени проявления по каждому из критериев выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Общая оценка за итоговую аттестационную работу определяется как среднее арифметическое оценок по каждому из пяти критериев.

4.7.1. Оценки по критерию «Актуальность темы итоговой аттестационной работы»:

«отлично»: автором представлены убедительные и доказательные положения, указывающие на актуальность выбранной темы; предложенный способ решения проблемы востребован в образовательной организации, в муниципальной и (или) региональной образовательной системе;

«хорошо»: в работе имеются доказательные положения, указывающие на то, что проблема входит в число приоритетных направлений инновационной деятельности в региональной (муниципальной) образовательной системе, однако автору не в полной мере удалось подчеркнуть ее значимость для образовательной организации;

«удовлетворительно»: в работе имеются доказательные положения, указывающие на актуальность темы, однако проблема представляет локальный интерес и не является приоритетной в региональной (муниципальной) образовательной системе;

«неудовлетворительно»: доказательные положения, представленные в работе, лишь отчасти раскрывают актуальность темы и не позволяют выявить связь проблемы с практической управленческой (педагогической) деятельностью.

4.7.2. Оценки по критерию «Теоретическое обоснование опыта работы»:

«отлично»: основные положения работы строятся на современных достижениях управленческой (педагогической, методической) науки и находятся в основе образовательной политики в региональной (муниципальной) образовательной системе; грамотно осуществляется изложение теоретических предпосылок;

«хорошо»: несмотря на достаточно хорошую информированность в существующих публикациях по рассматриваемой проблеме автору не удалось в полной мере представить основные теоретические положения работы; стиль изложения носит скорее реферативный характер;

«удовлетворительно»: не все изложенные позиции могут рассматриваться в качестве предпосылок для разработки стратегии осуществления описываемого опыта; теоретическое обоснование носит компилятивный характер;

«неудовлетворительно»: в тексте работы не представлено описание теоретических предпосылок для разработки модели и стратегии осуществления опыта.

4.7.3. Оценки по критерию «Модель (система) осуществления опыта»:

«отлично»: опыт систематизирован, структурирован и представлен в виде модели (системы); содержание модели (системы) опирается на теоретические положения работы; очевидно личное участие автора в разработке педагогической (управленческой) модели (системы);

«хорошо»: осуществляется изложение содержания модели (системы) на уровне образовательной организации; анализ содержания модели (системы) дает основания говорить о выводимости основных ее элементов из теоретических предпосылок; не удалось в полной мере отразить особенности модели (системы); прослеживается личное участие автора в их проектировании;

«удовлетворительно»: в работе присутствует фрагментарное изложение сущности модели (системы); отсутствуют указания на то, каково личное участие автора в разработке модели (системы);

«неудовлетворительно»: в работе не представлена модель (система) осуществления опыта.

4.7.4. Оценки по критерию «Стратегия осуществления опыта»:

«отлично»: в работе присутствует научно обоснованное описание проявления основных педагогических (управленческих) функций (методик, технологий, способов, техник, приемов и т. п.), которые в виде целостной стратегии осуществления инновационного опыта; исполнение функций можно трактовать как авторский вклад в стратегию осуществления опыта;

«хорошо»: присутствует фрагментарное изложение стратегии посредством описания основных педагогических (управленческих) функций; прослеживается личное участие автора в разработку стратегии;

«удовлетворительно»: представленные материалы, оформленные в виде совокупности разнообразных документов, предполагают обобщение и систематизацию деятельности, и вряд ли могут претендовать на описание стратегии осуществления опыта;

«неудовлетворительно»: в работе представлен план и (или) изложены намерения по обобщению и систематизации деятельности;

4.7.5. Оценки по критерию «Результативность опыта»:

«отлично»: результативность опыта подтверждается посредством использования обоснованной системы критериев; осуществлен подбор (описание) диагностического инструментария; дается обоснованная характеристика достигнутых показателей; обосновывается влияние осуществляемого опыта на достигнутые результаты;

«хорошо»: результативность описываемого опыта подтверждается посредством использования обоснованной системы критериев; осуществлен подбор (описание) диагностического инструментария; автор ограничился редуцированным вариантом описания результативности; не прослеживается зависимость достигнутых результатов от педагогических (управленческих) решений;

«удовлетворительно»: обозначенные автором результаты, характеризующие качественные и количественные изменения свойств образовательной (управляемой) системы, не востребованы в реальной практике; отсутствует развернутое описание достигнутых результатов, их зависимость от осуществляемой педагогической (управленческой) деятельности в образовательной организации;

«неудовлетворительно»: отсутствует система критериев, позволяющая доказать влияние опыта на изменение свойств образовательной (управляемой) системы.

4.8. Результаты защиты итоговой аттестационной работы объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания аттестационной комиссии.

4.9. Слушатель не допускается к защите итоговой аттестационной работы по следующим причинам:

– не выполнен учебный план по дополнительной профессиональной программе;

– по вине слушателя нарушены сроки утверждения темы его итоговой аттестационной работы;

– слушателем самостоятельно изменена тема итоговой аттестационной работы;

– итоговая аттестационная работа не представлена в установленные сроки в отдел профессиональной переподготовки кадров;

– получен отрицательный отзыв руководителя;

– указанным в других разделах данного Положения.

4.10. Слушатель, не защитивший итоговой аттестационной работы, допускается к повторной защите не ранее, чем через год, и не более одного раза в течение трех лет.

4.11. После защиты итоговые аттестационные работы хранятся в отделе профессиональной переподготовки сроком не менее пяти лет.

По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении итоговых аттестационных работ решается комиссией по подготовке и принятию решения о списании и уничтожении итоговых аттестационных работ (далее – Комиссия).

Комиссия создается по мере необходимости приказом ректора на основании обращения руководителя отдела профессиональной переподготовки кадров. В состав Комиссии из трех членов входят председатель комиссии – представитель ректората Института, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, и члены комиссии – руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров, заведующий выпускающей кафедрой. Функции секретаря возлагаются на специалиста отдела профессиональной переподготовки кадров.

В случае если итоговые аттестационные работы не представляют учебно-методической ценности и(или) утратили практическое значение, Комиссией составляется Акт об их списании и уничтожении путем шредирования.

Работы, имеющие наибольшую учебно-методическую и практическую ценность, Актом Комиссии передаются на выпускающую кафедру для дальнейшего использования в качестве учебно-методических пособий.


Приложение 1

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра развития дошкольного образования

 

(2 интервала)

Иванов Иван Иванович

 

(2 интервала)

Проектирование системы методической работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: