Методические рекомендации по осуществлению деятельности по сопровождению замещающих семей




1. Опыт семейного устройства и сопровождения замещающих семей отражает наличие такой проблематики данной сферы как фактов жестокого обращения с подопечными, недостаточное обеспечение безопасности проживания ребенка в замещающей семье, вторичное сиротство и отказ от воспитания опекаемых детей, оставшихся без попечения родителей. Повторное помещение ребенка в учреждение, подведомственное Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области (далее – Департамент) и разрыв отношений со значимыми взрослыми крайне негативно влияет на дальнейшее развитие ребенка.

Руководителям организаций социального обслуживания, подведомственных Департаменту, необходимо руководствоваться положениями Порядка осуществления деятельности по сопровождению замещающих семей, утвержденного распоряжением Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 14.09.2016 № 289-р.

Вышеуказанным распоряжением органам опеки и попечительства также рекомендовано руководствоваться положениями Порядка при организации деятельности по защите прав и интересов подопечных детей.

В действующем порядке определены основные этапы деятельности Службы по сопровождению замещающих семей (далее – Службы сопровождения), кратко представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Основные этапы деятельности по сопровождению замещающих семей

 

Приведем краткое описание общего алгоритма работы, единого для всех уровней сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей:

Рисунок 2. Алгоритм работы по сопровождению замещающих семей

 

Важным условием качественной реализации процесса сопровождения и сохранения целостности замещающих семей является своевременный обмен актуальной информацией Службы сопровождения и органов опеки и попечительства с целью выявления существенных изменений в функционировании каждой замещающей семьи, проживающей на территории, обслуживаемой соответствующей Службой сопровождения, созданной на базе учреждения, подведомственного Департаменту. При диагностике и планировании мероприятий особое внимание следует уделить семьям со сложной категорией детей (сиблинги, подростки, дети с ОВЗ, ВИЧ-инфицированные) и семей опекунов (родственная опека пожилыми родственниками).

 

Адаптационный уровень:

Сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, на адаптационном уровне подразумевает знакомство и установление рабочего взаимодействия как с вновь созданной семьёй, так и с семьями, сменившими место жительства вне территориальных границ сопровождения определённой Службы сопровождения.

Обязательным является внесение изменений в работу с действующей замещающей семьёй при приёме ещё одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, об изменении уровня сопровождения на адаптационный. На протяжении фиксированного отрезка времени (1 год) специалисты Службы сопровождения отслеживают течение адаптационного процесса, состояние его участников (подопечный ребенок, замещающие родители, кровные дети замещающих родителей, подопечные дети, проживающие в семье более года).

Таким образом, критериями постановки семьи на адаптационный уровень сопровождения являются:

ü первичное обращение (самообращение, либо направление органа опеки и попечительства) при создании замещающей семьи;

ü приём в действующую замещающую семью нового опекаемого ребенка;

ü переезд с территории, не обслуживаемой Службой сопровождения.

Единый алгоритм деятельности специалистов по сопровождению семей, находящихся на адаптационном уровне сопровождения, представляет собой следующие ступени сотрудничества с замещающей семьёй:

Ø знакомство и установление рабочего контакта;

Ø информирование о перечне услуг, предоставляемых специалистами Службы сопровождения, полномочиях специалистов (сроки посещения и т.д.);

Ø подписание соответствующей документации (заявление, соглашение, план);

Ø обмен информацией с органом опеки и попечительства (оформление сопровождения/отказ, информация об истории ребенка);

Ø первичная диагностика семьи;

Ø просвещение и повышение уровня родительских компетенций (особенности адаптационного периода, установочные конфликты, стадии развития замещающей семьи в первый год существования, проверка границ, значение сенсорно-богатой среды);

Ø консультирование по актуальным вопросам (психологические, правовые, социально-педагогические, логопедические);

Ø вовлечение в досуговую деятельность;

Ø мониторинг.

 

С целью успешной реализации адаптационного сопровождения допустимо применение широкого спектра форм работы:

 

v консультирование по различным вопросам, в том числе онлайн-консультирование (актуальные потребности и содействие в получении специализированной помощи);

v диагностические мероприятия;

v посещения семьи;

v тематические встречи;

v тренинги;

v круглые столы;

v праздничные и спортивные мероприятия;

v коррекционные занятия;

v методическое сопровождение (обеспечение доступа к литературе по теме сопровождения, воспитания, возрастных и характерологических особенностей).

v и другие.

 

Если ребенок выведен из замещающей семьи и помещен в новую, то работа с семьей на адаптационном уровне строится по аналогии с кризисным уровнем. Возможна постановка семьи сразу на кризисный уровень.

При проведении мониторинговых мероприятий специалистами Службы сопровождения следует использовать диагностический инструментарий, отражающий как психоэмоциональное состояние детей, находящихся в процессе адаптации в семье, так и особенности детско-родительских взаимоотношений и особенности взаимодействия в детской подсистеме (Рисунок 3). Важным аспектом адаптационного мониторинга является отслеживание вхождения ребенка во внесемейную окружающую среду – школа, класс, круг общения, взаимодействие замещающей семьи с иными организациями (образовательными, медицинскими, учреждениями дополнительного образования).

 

Рисунок 3. Экосистема подопечного ребенка

 

При проведении мониторинга рекомендуется отслеживать наличие общения с кровными родственниками.

Создание благоприятных бытовых условий для ребенка в приёмной семье является значимым фактором не только в процессе адаптации, но и на протяжении всего проживания подопечного ребенка в замещающей семье. Исходя из этого, специалистам Службы сопровождения при проведении мониторинга на всех уровнях сопровождения следует отражать в соответствующей документации санитарное состояние помещения, наличие развивающей среды, отдельного места для сна и отдыха.

Рекомендуемые диагностики для осуществления деятельности на адаптационном уровне:

ü опросник Марии Ковач;

ü тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен;

ü тест по выявлению способности к общению;

ü тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку);

ü исследование социальных сетей подростка;

ü проективные методики (семейное дерево, несуществующее животное, день рождения, два домика);

ü анкета «семейные роли»;

ü тест «Экспресс-диагностика семейного состояния» (Овчарова Р.В);

ü анкета «Общение в семье»;

ü и другие.

 

Базовый уровень:

Сопровождение семей, осуществляющих замещающую заботу на базовом уровне, реализуется по завершению первого года адаптационного периода и ежегодно продлевается по результатам планового мониторинга.

На базовый уровень сопровождения семья также может быть переведена по итогам мониторинга в случае успешной реализации плана кризисного сопровождения и сохранения функционирования замещающей семьи.

Уровень ресурсов и компетенций замещающих семей базового уровня сопровождения позволяет данным семьям самостоятельно проживать возрастные, семейные и иные нормативные кризисы развития ребенка и замещающей семьи. Ресурсности замещающих родителей способствует наличие знаний об эмоциональных и поведенческих особенностях детей, переживших психическую травму (разрыв с кровной матерью, различные виды жестокого обращения), и умений применять их на практике воспитания, поддержка семейного и социального окружения, личностные ресурсы опекунов.

При возникновении трудностей в вопросах воспитания, либо любых других семья самостоятельно обращается к соответствующим специалистам Службы сопровождения как за разовыми консультациям по текущим вопросам, так и с целью организации коррекционных занятий (логопедические, социально-педагогические, психологические, реализация индивидуального плана развития у детей с ограниченными возможностями здоровья). Своевременность обращения к сотрудникам Службы обеспечивается сформированной мотивацией сотрудничества, основы которой закладываются как при обучении кандидатов в замещающие родители в Школе приемных родителей, так и во время установления рабочего контакта при подписании соглашения о безвозмездном сопровождении семьи.

 

Исходя из вышеперечисленного, критериями постановки семьи на базовый уровень сопровождения являются:

 

- семья существует более года, не меняла состава членов и своего территориального положения;

- в семье отсутствуют ненормативные кризисы или разрешаются с помощью одной - двух консультаций со специалистом;

- к семье не применимы критерии для адаптационного, кризисного или экстренного уровня сопровождения.

В случаях, когда замещающая семья заключает соглашение и сопровождается на базовом уровне, важно провести глубокую первичную диагностику семьи в течение первого месяца работы (если диагностика семьи ранее не проводилась, семья существует давно, но услуги по сопровождению получает всего 1-1,5 года), а затем проводить только мониторинг. Если семья перешла на базовый уровень с адаптационного или кризисного уровней, то эта диагностика должна была быть проведена перед ее переводом на базовый уровень.

Способы работы с замещающими семьями на базовом уровне сопровождения дополняются различными тематическими мероприятиями с целью повышения уровня родительской компетентности, осуществления профилактической работы и выявлению начальных стадий кризисных ситуаций.

Работа с детьми на базовом уровне предполагает обсуждение в различных формах работы следующих тем:

ü половое воспитание и гигиена;

ü правовое воспитание;

ü самовольные уходы;

ü последствия употребления психоактивных веществ;

ü обеспечение безопасности ребенка;

ü буллинг;

ü профориентация и т.д.

 

Замещающие родители должны посетить мероприятия по повышению уровня компетенций на темы, в том числе входящие в разделы 2-5, 7-9 программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной распоряжением Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 18.08.2016 № 266-р:

 

ü возрастные кризисы;

ü воспитание ребёнка, пережившего травму;

ü взаимодействие с биологической семьёй ребёнка;

ü половое воспитание;

ü сепарация;

ü трудное поведение;

ü подготовка к образовательному процессу с учётом возможностей ребенка;

ü иные темы, затрагивающие нормативные кризисы.

Возможна организация различных видов взаимопомощи между приёмными родителями (группы взаимоподдержки, родительские клубы и т.д.).

Формы работы с замещающими семьями базового уровня сопровождения разнообразны, большая часть отражает просветительский характер мероприятий:

· Собрания;

· Круглые столы;

· Обучающие семинары;

· Тренинги взаимодействия;

· Индивидуальное и групповое консультирование;

· Посещения семей;

· Плановая диагностика;

· Детско-родительские группы;

· Праздники;

· Консилиумы;

· И другие.

Мониторинг семей базового уровня должен отражать не только психоэмоциональное состояние детей и особенности детско-родительских взаимоотношений, но и выполнение рекомендаций (органа опеки и попечительства, специалистов Службы, специалистов образовательных учреждений и учреждений здравоохранения), успешность освоения школьной программы опекаемым ребенком с учетом его возможностей, посещение мероприятий дополнительного образования, либо спортивных секций, взаимодействие опекуна с иными организациями (школа, больница, д/сад).

Рекомендуемые диагностики для осуществления деятельности на базовом уровне:

ü опросник Марии Ковач;

ü тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен;

ü тест по выявлению способности к общению;

ü тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку);

ü исследование социальных сетей подростка;

ü проективные методики (семейное дерево, несуществующее животное, день рождения, два домика, закончи изображение);

ü анкета «Семейные роли»;

ü тест «Экспресс-диагностика семейного состояния» (Овчарова Р.В);

ü анкета «Общение в семье»;

ü тест «Закончи предложение»;

ü тест АСТ;

ü профориентационные тесты для выпускников;

ü и другие.

Если на базовом уровне замещающая семья отказывается от сопровождения (соглашение подписала, но диагностику проходить отказывается, в мероприятиях службы не участвует), тогда необходимо написать служебное сообщение в органы опеки и попечительства, чтобы они проводили мониторинг в рамках своей компетенции.

При работе с замещающими родителями, немотивированными на взаимодействие со службой сопровождения и выполнение рекомендаций специалистов, демонстрирующих отсутствие базовых знаний и умений по воспитанию ребенка-сироты, рекомендуется обратить внимание на то, проходили ли данные замещающие родители обучение в Школе приемных родителей. В случае, если замещающий родитель не проходил ШПР, целесообразно предложить ему прохождение соответствующей подготовки.

 

Кризисный уровень:

В случае возникновения затяжных конфликтных взаимоотношений в семейной системе и отсутствия внутрисемейных ресурсов, либо низкой компетентности родителей для самостоятельного урегулирования семейной ситуации предполагается интенсивная работа с замещающей семьёй на кризисном уровне сопровождения.

Критерии постановки семьи на кризисный уровень сопровождения:

ü ненормативные кризисы (развод, утрата, ухудшение здоровья ребенка или родителя);

ü неприятие ребенка семейным окружением;

ü самовольные уходы;

ü алкоголизация опекунов;

ü выявление ограниченных возможностей ребенка (инвалидизация ребенка);

ü неприятие особенностей ребенка;

ü деструктивное влияние кровных родственников;

ü эмоциональное выгорание приёмного родителя;

ü решение материальных и личностных проблем посредством приёма ребенка на воспитание;

ü суицидальное поведение

ü и другие.

При изменении уровня сопровождения и переводе семьи на кризисный уровень специалистами осуществляется следующий ряд мероприятий:

Ø сбор информации (изучение семейной ситуации, запрос школа/сад, оценка ресурсов семьи и окружения);

Ø углубленная диагностика семьи и психологическая помощь участникам кризисной ситуации;

Ø обмен информацией с органом опеки и попечительства;

Ø составление и согласование плана работы с семьёй;

Ø семейное и индивидуальное консультирование;

Ø содействие в получении специализированной помощи – госпитализация, консультация ПМПК, МСЭК (при необходимости);

Ø иные мероприятия соответствующие плану кризисного сопровождения семьи.

Дополнительной формой работы на уровне кризисного сопровождения является помещение ребенка на социальное обслуживание в стационарной форме для предоставления социальных услуг.

По результатам промежуточного мониторинга возможна корректировка мероприятий плана сопровождения, как и на любом другом уровне сопровождения.

При необходимости крайне негативные изменения в семейной ситуации и социальном окружении семьи, находящейся на кризисном уровне сопровождения, урегулируются с помощью привлечения специалистов другой ведомственной принадлежности (инспектор по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогические работники).

По сравнению с базовым уровнем работа с семьёй в состоянии кризиса носит более индивидуализированный характер, на начальном этапе взаимодействие с семьёй подразумевает индивидуальную работу с ребенком с параллельной индивидуальной работой специалистов с опекунами. В дальнейшем с целью сохранения функционирования замещающей семьи желательно осуществление совместных мероприятий с участием ребенка, замещающих родителей и иных членов семьи, затронутых конфликтной ситуацией. Данные мероприятия могут быть реализованы в виде семейного консультирования, совместной досуговой деятельности и т.д., исходя из возрастных, личностных особенностей членов семьи и семейной обстановки.

Мониторинг кризисного уровня направлен на отслеживание стабилизации семьи и ребенка, изменение числа конфликтов и уровня родительских компетенций.

Рисунок 4. Сроки проведение мониторинга и согласование Плана сопровождения на кризисном уровне.

 

Рекомендуемые диагностики для осуществления деятельности на кризисном уровне:

ü опросник Марии Ковач;

ü тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен;

ü исследование социальных сетей подростка;

ü проективные методики (семейное дерево, несуществующее животное, день рождения, два домика, закончи изображение);

ü анкета «Семейные роли»;

ü анкета «Общение в семье»;

ü тест АСТ;

ü опросник «Анализ семейных взаимоотношений»;

ü тест «Ощущение правомочности и практичный стиль воспитания»;

ü методика PARI;

ü информометрия;

ü ЦТО;

ü метод Люшера;

ü тест Подростки о родителях;

ü шкала социальной желательности;

ü тест личностной и ситуативной агрессивности Спилбергера (методика STAXI);

ü и другие.

 

Экстренный уровень:

При возникновении экстренных ситуаций, требующих безотлагательного вмешательства и помощи специалистов Службы сопровождения, осуществляется перевод семьи на экстренный уровень сопровождения.

 

Критерии постановки семьи на экстренный уровень сопровождения:

 

  • уход ребенка из семьи;
  • насилие (физическое, психологическое, сексуальное);
  • пренебрежение нуждами как вид жестокого обращения, проявляющийся в отсутствии со стороны лиц, осуществляющих родительские функции элементарной заботы о ребенке (например, антисанитарное состояние жилого помещения, отсутствие питания, одежды и обуви по возрасту и сезону, отказ от лечения и т.д.);
  • острая фаза алкоголизации приёмных родителей;
  • угроза безопасности нахождения ребенка в семье;
  • отказ от воспитания;
  • суицидальные попытки.

Сбор информации осуществляется в кратчайшие сроки с целью эффективной минимизации критической ситуации для ребенка. В случае наличия угрозы безопасности проживания подопечного ребенка предусмотрено помещение ребенка на срочные услуги в учреждение социального обслуживания для несовершеннолетних. При выявлении новых обстоятельств вносятся коррективы в план работы, согласованные в рамках внепланового консилиума специалистов по сопровождению замещающих семей

При помещении ребенка в учреждение для проведения реабилитации необходимо сразу предупредить замещающего родителя о сроках, в течение которого ребенок будет в учреждении, и о том, что после окончания этого срока будет рассматриваться вопрос о дальнейшем ходе работы с этой семьей (возвращении/невозвращении ребенка в данную замещающую семью).

Мониторинг экстренного уровня сопровождения выявляет изменения состояния ребенка и семьи, выполнение мероприятий плана, оценивает уровень безопасности возврата ребенка в замещающую семью при наличии ранее выявленных ситуаций угрозы безопасности для подопечного ребенка. В результате мониторинга уровень сопровождения может быть изменен на кризисный при выявлении положительной внутрисемейной динамики.

Оформление заключений, рекомендаций специалистов службы сопровождения относительно замещающих родителей в корректной форме для специалистов органа опеки и попечительства с информацией о рисках безопасности нахождения подопечного ребенка в замещающей семье всегда подразумевает необходимость указывать условия, при которых этот ребенок может быть оставлен в замещающей семье, например: при условии прохождения замещающими родителями личной психотерапии и пр.

Обязательным пунктом плана экстренного сопровождения, в случае отсутствия заинтересованности замещающей семьи в дальнейшем воспитании несовершеннолетнего, является нивелирование травматического опыта разрыва отношений с замещающей семьей.

Если принято решение о том, что семья не сохраняется, тогда нужно организовать правильное расставание, в том числе проводить психологическую реабилитацию для подопечного ребенка, кровных/подопечных детей, оставшихся в семье, замещающих родителей.

Рекомендуемые диагностики для осуществления деятельности на экстренном уровне:

ü опросник Марии Ковач;

ü проективные методики (семейное дерево, несуществующее животное, день рождения, два домика, закончи изображение);

ü анкета «Семейные роли»;

ü опросник «Анализ семейных взаимоотношений»;

ü метод Люшера;

ü тест Подростки о родителях;

ü шкала социальной желательности;

ü тест личностной и ситуативной агрессивности Спилбергера (методика STAXI);

ü исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях;

ü и другие.

Существенным отличием экстренного уровня сопровождения от всех вышеописанных является необходимость оценки безопасности ребенка, составление и реализация плана безопасности и оказание экстренной психологической, социально-педагогической и, в некоторых случаях, медицинской помощи.

 

Оценка безопасности ребенка:

Оценка безопасности – это выявление и оценка средовых и динамических семейных факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью.

Оценка безопасности преследует своей целью выявление ситуаций, в которых необходимо осуществление немедленных интервенций в семью с целью обеспечения безопасности детей.

Еще одной целью оценки безопасности является получение информации, позволяющей выбрать действия, связанные с наименьшим вмешательством в жизнь семьи, которые могут проводиться по месту проживания ребенка, а также успешно защищать его от непосредственного риска причинения серьезного вреда здоровью.

Оценка безопасности требует быстрого и точного выявления факторов, способствующих возникновению угрозы жизни ребенка или риску нанесения серьезного вреда его здоровью. Эти факторы называются обстоятельствами, угрожающими безопасности ребенка или угрозами. Характер непосредственной угрозы безопасности определяется двумя критериями: способностью причинить ребенку серьезный вред и степенью непосредственности угрозы.

Таким образом, цель проведения оценки безопасности – тщательное и своевременное определение детей, находящихся в «опасности»:

  • тех, кто недавно подвергся или на данный момент подвергается физическому или сексуальному насилию;
  • тех, чьими нуждами пренебрегают;
  • тех, кто, возможно, подвергнется всему вышеперечисленному в ближайшее время.

Рисунок 5. Факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: