Как вы понимаете термин «футлярный человек»?




Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит. Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается. В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать. Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей. Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился. Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов. Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой. На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

Когда коснется наших ушей слово футляр, то сразу же нам представляется плотно закрытый предмет, где нет ни щели для проникновения воздуха, такое ощущение складывается, что и существовать в нем невозможно, но, удивительно, внутри лежит изумительная скрипка. И ей там хорошо и удобно находиться, ведь все создано для ее удобства. Так и «футлярному человеку» удобно существовать в своем ограниченном мире от кого-либо или от чего-либо. И человек в футляре нам представляется человеком, закрывающимся от жизни и переживаниях по причинам, известных только ему, поэтому он так тщательно себя впихивает в коробочку. Но, интересно, по какому принципу Чехов отправляет человека в футляр?

У Чехова «футлярным человеком» может быть изображен и человек, наподобие Беликова, закованного в правила, и Алехиным, трусящимся любви, и Чимшой-Гималайским, находящимся в зависимости от своей мечты. Все эти персонажи изображены в чеховских рассказах. Чехов признаки «футлярного человека» определяет тем, что рассматривает внутренний мир и внешние черты героя.

А человек, живущий по правилам, будет являться «человеком в футляре»? Человек, проживающий нормами, не принимает что-то новое в свою жизнь. Если он решил, что нужно носить только черный плащ, то другой цвет он не приемлет. А, повстречавши человека в ярком плаще, для него это будет прескверно и неприлично. Таким человеком является чеховский Беликов, считающий, что все должно иметь аккуратную и дисциплинированную форму. Такую форму, в которой он сам живет. Но его пунктуальная натура закрывается от мира, так как видит непонимание со стороны людей. Весь его внешний облик обладает защитным видом, это и очки, закрывающие зеркало души человека, и зонт, защищающий от мира, и черный плащ, непривлекающий к себе внимание. И Беликову в своей скорлупе удобно, и выбираться из нее он и не думает.

Образу Беликова можно противопоставить образ чеховского персонажа Алехина, общительного, веселого человека, но и он тоже является «футлярным человеком», потому что любит замужнюю женщину и опасается изменить свою жизнь. Если человек боится совершать что-то для изменения своей жизни, боится рисковать, боится будущего, то вряд ли жизнь изменится сама собой. И эта боязнь, и эта несмелость человека обрамляет его, он начинает жить в футляре, где все идет по кругу. И только после прощание с возлюбленной Алехин понял, все то, чего он боялся, выглядит нелепо, и надо только было переступить через свой страх.

А вот мечта способна обрамлять человека? Мечта способна превратить жизнь человека в футляр, если он будет зависеть от нее. В таком случае человек живет только ради мечты, и мечта эта понимает, поэтому она все поглощает и поглощает из окружающего мира. Мечта поедает деньги, чувства, человеческие качества. И такая мечта у Чимши-Гималайского. Мечта - это признак жизни, так говорил еще Гоголь, но здесь изображается мечта-паразит, всего поглощающая. Если взять весь его путь, где осуществлялась мечта, то можно увидеть, что персонаж растрачивает человеческие качества, и в итоге, автор его сравнивает с хрюшкой. Невольно сравниваешь его с Акакием Акакиевичем из «гоголевской шинели». Оба героя всю жизнь работали на одну мечту, поэтому оба являлись «футлярными»… Кроме мечты человек должен жить, в его душе должно пробегать множество эмоций, но ни в коем случае он не должен жить ради одной мечты.

К «футлярному человеку» хотелось бы еще добавить Душечку. Но ее футляр не такой, как остальные, он необычен, он бывает и открытым, и закрытым. Есть люди, которым нужно отдавать свою ласку, нежность. Им нужно любить, но когда они не любят, то они закрываются в себе. Таким человеком является Душечка. Она открытая, когда делится своим теплом, но закрытая, когда ей некому подарить свою заботу.

На примерах Чехова, мы увидели, какими бывают «футлярные люди». И, сейчас, до нашего современного мира они дошли, и мы встречаем их каждый день. И возможно, что мы сами к ним в чем-то относимся?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: