Сообщение темы и целей урока




Объяснение нового материала

Выполнение упр. 177 (устно)

Учащиеся убеждаются в том, что на­писание глаголов на -тся, -ться зависит от вопросов, на которые эти глаголы отвечают: что делать? трескаться, ломаться, радоваться; что делают? становятся, раз­ливаются; что делает? остается.

Дети самостоя­тельно делают вывод о написании глаголов, которые оканчи­ваются на -тся, -ться, затем читають правило на с. 109.

Учащиеся учат двустишие: «Нет правила легче на све­те — что в вопросе, то и в ответе».

Наблюдение за произношением глаголов на -тся и –ться

Выполнение упр. 178 (с комментированием)

¾ Как произносятся глаголы на -тся, -ться?

Учащиеся убеждаются в том, что в конце этих глаголов звучит одинаковое сочетание звуков [цца], однако на письме эти звуки обозначаются по-разному.

Значение слова большак — большая дорога (в отличие от проселочной).

Закрепление изученного материала

Выполнение упр. 179 (устно)

Самостоятельная работа (упр. 180)

Взаимопроверка работ: соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют ра­боту друг у друга.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: упр. 181.

 


_____________________

Проверочная работа по теме «Глагол»

Напишите глаголы в неопределённой форме.

Зажгу — ___________________,

стригу — ______________________,

лягу — _____________________,

светлело — _________________,

испекли — ___________________,

думает —_______________________.

Поставьте глаголы в форму 2-го лица единственного числа.

Молчать — _____________________,

бежать — ___________________,

говорить —_______________________,

лежать — _____________________.

Напишите глаголы-исключения.

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Определите спряжение глаголов.

Думать (___), любить (___), смотреть (___), читать (___), слышать (___), стоять (___), бежать (___), гулять (___).

Вставьте, где необходимо, ь.

Бросат..ся, встречает...ся, защищат...ся, называет...ся, получает..ся, причёсывает..ся, смеят..ся.

 

_____________________

Проверочная работа по теме «Глагол»

Напишите глаголы в неопределённой форме.

Зажгу — ___________________,

стригу — ______________________,

лягу — _____________________,

светлело — _________________,

испекли — ___________________,

думает —_______________________.

Поставьте глаголы в форму 2-го лица единственного числа.

Молчать — _____________________,

бежать — ___________________,

говорить —_______________________,

лежать — _____________________.

Напишите глаголы-исключения.

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Определите спряжение глаголов.

Думать (___), любить (___), смотреть (___), читать (___), слышать (___), стоять (___), бежать (___), гулять (___).

Вставьте, где необходимо, ь.

Бросат..ся, встречает...ся, защищат...ся, называет...ся, получает..ся, причёсывает..ся, смеят..ся.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Написание глаголов на -тся и -тъся

Цели: отрабатывать навык правильного написания и произношения глаголов на -тся, -ться; учить строить до­казательство, формировать культуру речи.

Организационный момент

Минутка чистописания

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

• Рассмотрите узор. Какая буква входит в состав узора? Напи­шите букву Ч в воздухе глазами, поэтапно увеличивая размер буквы. Обведите узор и напишите его рядом самостоятельно. Подчеркни­те букву, высота которой соответствует нормам письма.

часть частица частичный

Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Запишите их. Сочетание ча выделите кружочком.

Отгадайте загадку.

Что было завтра,

а будет вчера? (Сегодня)

Проговорите написание слова сегодня. Написание каких букв в этом слове надо запомнить?

Что..делано с..годня, о том нет заботы на завтр...

Прочитайте пословицу. Как вы по­нимаете её значение? Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сообщение темы и целей урока

Закрепление изученного материала

На доске заранее записаны пословицы: Не плюй в ко­лодец — пригодит?ся воды напит?ся. Кто бережет?ся, тот не обожжет?ся. Учащимся предлагается сначала рас­толковать смысл пословиц, затем списать их, заменяя, где нужно, вопросительные знаки буквой ь.

Выполнение упр. 182

Учащиеся должны построить рас­суждение, содержащее примерно такое доказательство: Аня сказала, что в споре правы и Максим и Антон. Все эти глаголы могут писаться с мягким знаком и без него. В одних случаях нужно писать мягкий знак (когда гла­гол отвечает на вопрос что делать?), а в других мяг­кий знак писать не следует (когда глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?). Значит, спо­рить здесь не о чем, нужно знать, на какой вопрос от­вечает глагол.

Выполнение упр. 183 – письмо по памяти.

Дети читают загадку, разгадывают ее, разъ­ясняют написание выделенных слов, учат загадку наизусть, затем, закрыв учебники, пишут ее по памяти.

Выполнение упр. 184 (в соответствии с заданиями учебника).

Перед выполнением упражнения детям предлагается вспомнить алфавит: учащиеся называют буквы по цепочке.

Отработка умения пра­вильно употреблять в речи глаголы одеть и надеть.

Выполнение упр. 185 и 186

Учитель предлагает ребятам составить предложения с глаголом одеваться. Следует сообщить, что глаголов «на­деться», «надеваться» не существует. Письменное задание к упр. 186 выполняется по группам: одна группа составля­ет и записывает три предложения с глаголом одевать, дру­гая — три предложения с глаголом надевать. Побеждает группа, составившая лучшие предложения.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: упр. 187.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: