Объяснение нового материала
Выполнение упр. 177 (устно)
Учащиеся убеждаются в том, что написание глаголов на -тся, -ться зависит от вопросов, на которые эти глаголы отвечают: что делать? трескаться, ломаться, радоваться; что делают? становятся, разливаются; что делает? остается.
Дети самостоятельно делают вывод о написании глаголов, которые оканчиваются на -тся, -ться, затем читають правило на с. 109.
Учащиеся учат двустишие: «Нет правила легче на свете — что в вопросе, то и в ответе».
Наблюдение за произношением глаголов на -тся и –ться
Выполнение упр. 178 (с комментированием)
¾ Как произносятся глаголы на -тся, -ться?
Учащиеся убеждаются в том, что в конце этих глаголов звучит одинаковое сочетание звуков [цца], однако на письме эти звуки обозначаются по-разному.
Значение слова большак — большая дорога (в отличие от проселочной).
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 179 (устно)
Самостоятельная работа (упр. 180)
Взаимопроверка работ: соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 181.
_____________________
Проверочная работа по теме «Глагол»
Напишите глаголы в неопределённой форме.
Зажгу — ___________________,
стригу — ______________________,
лягу — _____________________,
светлело — _________________,
испекли — ___________________,
думает —_______________________.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица единственного числа.
Молчать — _____________________,
бежать — ___________________,
говорить —_______________________,
лежать — _____________________.
Напишите глаголы-исключения.
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
|
Определите спряжение глаголов.
Думать (___), любить (___), смотреть (___), читать (___), слышать (___), стоять (___), бежать (___), гулять (___).
Вставьте, где необходимо, ь.
Бросат..ся, встречает...ся, защищат...ся, называет...ся, получает..ся, причёсывает..ся, смеят..ся.
_____________________
Проверочная работа по теме «Глагол»
Напишите глаголы в неопределённой форме.
Зажгу — ___________________,
стригу — ______________________,
лягу — _____________________,
светлело — _________________,
испекли — ___________________,
думает —_______________________.
Поставьте глаголы в форму 2-го лица единственного числа.
Молчать — _____________________,
бежать — ___________________,
говорить —_______________________,
лежать — _____________________.
Напишите глаголы-исключения.
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Определите спряжение глаголов.
Думать (___), любить (___), смотреть (___), читать (___), слышать (___), стоять (___), бежать (___), гулять (___).
Вставьте, где необходимо, ь.
Бросат..ся, встречает...ся, защищат...ся, называет...ся, получает..ся, причёсывает..ся, смеят..ся.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Написание глаголов на -тся и -тъся
Цели: отрабатывать навык правильного написания и произношения глаголов на -тся, -ться; учить строить доказательство, формировать культуру речи.
Организационный момент
Минутка чистописания
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какая буква входит в состав узора? Напишите букву Ч в воздухе глазами, поэтапно увеличивая размер буквы. Обведите узор и напишите его рядом самостоятельно. Подчеркните букву, высота которой соответствует нормам письма.
|
часть частица частичный
• Прочитайте слова. Чем объединяются эти слова? Запишите их. Сочетание ча выделите кружочком.
• Отгадайте загадку.
Что было завтра,
а будет вчера? (Сегодня)
Проговорите написание слова сегодня. Написание каких букв в этом слове надо запомнить?
Что..делано с..годня, о том нет заботы на завтр...
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её значение? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сообщение темы и целей урока
Закрепление изученного материала
На доске заранее записаны пословицы: Не плюй в колодец — пригодит?ся воды напит?ся. Кто бережет?ся, тот не обожжет?ся. Учащимся предлагается сначала растолковать смысл пословиц, затем списать их, заменяя, где нужно, вопросительные знаки буквой ь.
Выполнение упр. 182
Учащиеся должны построить рассуждение, содержащее примерно такое доказательство: Аня сказала, что в споре правы и Максим и Антон. Все эти глаголы могут писаться с мягким знаком и без него. В одних случаях нужно писать мягкий знак (когда глагол отвечает на вопрос что делать?), а в других мягкий знак писать не следует (когда глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?). Значит, спорить здесь не о чем, нужно знать, на какой вопрос отвечает глагол.
Выполнение упр. 183 – письмо по памяти.
Дети читают загадку, разгадывают ее, разъясняют написание выделенных слов, учат загадку наизусть, затем, закрыв учебники, пишут ее по памяти.
Выполнение упр. 184 (в соответствии с заданиями учебника).
|
Перед выполнением упражнения детям предлагается вспомнить алфавит: учащиеся называют буквы по цепочке.
Отработка умения правильно употреблять в речи глаголы одеть и надеть.
Выполнение упр. 185 и 186
Учитель предлагает ребятам составить предложения с глаголом одеваться. Следует сообщить, что глаголов «надеться», «надеваться» не существует. Письменное задание к упр. 186 выполняется по группам: одна группа составляет и записывает три предложения с глаголом одевать, другая — три предложения с глаголом надевать. Побеждает группа, составившая лучшие предложения.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: упр. 187.