МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

РЕФЕРАТОВ ПО ФИЛОСОФИИ

Цель и задачи реферата

(нижеизложенные требования к написанию реферата относятся и к написанию контрольных работ и творческих эссе)

Реферат по философии должен представлять собой самостоятельную учебно-исследовательскуюработу, выполненную студентом под руководством преподавателя. В нем студент должен показать свои навыки исследовательского мышления, умение анализировать материал и делать выводы и обобщения. Реферат не может быть выполнен студентом на основании реферирования учебников, справочников, словарей или энциклопедий по изучаемой дисциплине. Ссылки на них в тексте реферата допускаются только в исключительных случаях цитирования. Главная задача студентатщательно проанализировать оригинальные философские и исследовательские тексты по избранной теме и отреферировать их в сжатом виде. Однако, в реферате, кроме указанных сжато отреферированных текстов, должны присутствовать замечания, выводы и обобщения по поводу прочитанного и проанализированного материала, отражающие точку зрения автора реферата.

Рефераты, «скачанные» из сети Интернет, не принимаются и не проверяются. В случае представления студентом такого реферата работа не засчитывается преподавателем.

Требования к оформлению реферата

 

Умением оформить результаты своей учебной работы должны обладать все студенты. Очень неблагоприятное впечатление производят рефераты, оформленные небрежно, неряшливо, не имеющие плана, отсылочного аппарата, списка использованной литературы, "Введения" и "Заключения".

Существует определенный порядок и правила оформления результатов учебной деятельности студентов. Приводим некоторые общие требования, предъявляемые к содержанию письменных работ студентов:

¾ ясность изложения, чтобы преподаватель мог разобраться в выводах автора;

¾ необходимость выдерживать систематичность и последовательность в подаче материала;

¾ текст рукописи должен исчерпывающе отражать суть работы;

¾ текст рукописи делится на абзацы, то есть части, начинающиеся с красной строки: правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написан­ного – каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях;

¾ работая над рукописью, следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила полного законченного выражения. Сокращать растянутые, нагроможденные придаточными предложе­ниями и вводными словами фразы. Писать, по возможности, краткими пред­ложениями. Исключать тавтологии, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетаний свистящих и шипящих букв в одной фразе;

¾ изложение должно быть беспристрастным, даже когда факты не в поль­зу автора;

¾ обязательно включить критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу;

¾ не приводить необоснованных положений, выводов, высказываний, а если все-таки надо указать спорное мнение, то это в тексте нужно ого­ворить. Желательно в тексте делать меньше ссылок на себя, но если это необходимо, то употреблять выражения в третьем лице: автор полагает, по нашему мнению, и т.п.;

¾ не перегружать рукопись избытками цифр, цитат, иллюстраций, поскольку это отвлекает внимание и затрудняет понимание написанного;

¾ цитируемые в рукописи места должны иметь точные указания, ссылки, откуда они взяты;

¾ необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые соответствовали бы стандартам. Сведения об этих стандартах и сокращениях имеются в справочных изданиях, энцикло­педиях, словарях.

При написании реферата, научного доклада, статьи, курсовой или дипломной работы необходимо придерживаться следующего общего плана изложения и оформления, хотя индивидуальные отклонения возможны.

1. НАЗВАНИЕ (заглавие). Оно должно быть, по возможности, кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, т.к. по нему во многом будут судить об авторе. Название работы заносится на титульную (за­главную) страницу, на которой указывается полное имя, отчество, фамилия автора в именительном падеже, должность, курс обучения и номер акаде­мической группы, название вуза и факультета, кафедры, на которой вы­полнена работа, должность, звание, фамилия и инициалы научного руководителя работы, а также указывается название города, где была выполнена предлагаемая работа, и год её оформления.

2. СОДЕРЖАНИЕ (оглавление). Оно призвано раскрыть, хотя и очень кратко, основное содержание работы, путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи. Однако оглавление не дол­жно быть слишком детальным, громоздким, поскольку затрудняет восприятие и не позволяет быстро установить, что собой представляет работа в первом приближении. Место данного раздела может быть либо в начале, либо в конце рукописи.

3. ПРЕДИСЛОВИЕ. Иногда при оформлении рукописи возникает необходи­мость дать предисловие. Как правило, в ном излагаются мотивы написания работы, выбора темы.

4. ВВЕДЕНИЕ, В нем автор рукописи вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования. Здесь определяются значение проблемы, цели и задачи, поставленные автором при написании работы, состояние проблемы на данный момент. Но затрагивать в нем далее изла­гаемые факты и выводы не желательно. Во "Введении" дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь от­делить наиболее важную литературу от менее существенной.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Это - материалы, методы, данные, обобщения и выводы исследования. Имеются общие требования, предъявляемые к этому разделу:

- а) при написании основного раздела рукописи необходимо представить себе, какие вопросы по предлагаемому материалу может задать преподава­тель, и в соответствии с этим дать исчерпывающий ответ. Особое внима­ние надо обращать на точность слов и выражений, чтобы не было двусмысленного их толкования;

- б) при введении новых терминов или понятий необходимо их подробно объ­яснить. Разъяснение же общеизвестных и даже специальных терминов или понятий требуется, как правило, только при написании контрольной работы;

- в) цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению, лучше всего в виде таблиц, диаграмм, графиков. При этом соблюдается особая точность, т.к. неверные цифры - это неверные выводы. Однако не надо облекать в табличную форму простые цифровые материалы, которые с достаточной ясностью и краткостью могут быть изло­жены в самом тексте без оформленных рамок.

6. ВЫВОДЫ. Они должны отвечать тому материалу, который изложен в рукописи. Изложение выводов можно давать по-разному - или по ходу из­ложения материала, или в конце как итоговый материал. Выводы пишутся в виде тезисов, то есть кратко сформулированных и пронумерованных отдель­ных положений. Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении, при этом следует соблюдать принцип: идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой некоторых студентов при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследования они пишут в выводах о том, что делалось в данной работе. Но об этом уже говори­лось в содержании. Получается повторение материала и в то же время образуется существенный пробел - отсутствие акцентации на результатах исследования.

7. 3АКЛЮЧЕНИЕ. В данном разделе дается обобщение наиболее существенных положений работы, подводящих итоги в целом и показывающих спра­ведливость выдвинутых автором положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения.

Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но очень емким по тому количеству инфор­мации, которое в нем должно содержаться.

8. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ. Как правило, в самом конце работы приводят "Список использованной (в руко­писи!) литературы". Это именно использованная в тексте литература, а не библиографическое описание всей имеющейся литературы по данной теме. Обычно такой список насчитывает полтора-два десятка наименований.

Список литературы составляется в соответствии с действующим ГОСТом, т.е. все источники должны быть описаны единообразно, в определенном (алфавитном) порядке и пронумерованы. При этом в начале указываются русские источники, а затем - иностранные.

Ссылки на цитируемые источники даются в конце рукописи, при этом в тексте работы после ссылки на источник проставляются в квадратных скобках порядковый номер источника в списке и, если необходимо, номер
страницы, напр. [2, с. 25]. Это означает, что ссылка сделана на страницу 25 сочинения, которое в списке литературы значится под № 2.

 

Таким образом, реферативная работа студента должна иметь следующие основные части: 1) титульный лист, включающий название вуза, факультета, отделения, тема реферата, номер группы, инициалы, фамилии студента и преподавателя, ученую степень и научное звание преподавателя, место и год написания реферата; 2) введение; 3) основную часть; 4) заключение; 5) список использованной литературы (не более 10-15 наименований), который должен быть оформлен в соответствии с действующим библиографическими правилами. Литература подбирается студентом из списка, имеющегося в программе курса, в методических материалах, предоставляемых студенту преподавателем, или из иных библиографических источников.

Реферат должен быть набран на компьютере в формате Word RTF, с одинарным междустрочным интервалом, шрифтом 12 пт, с полями: слева – 30 мм, сверху – 20 мм, снизу – 25 мм, справа – 10 мм. Общий объем реферата – не более 22-24 страниц формата А-4 (не более 40000 знаков в компьютерном наборе). Реферат представляется на проверку в электронном виде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: