Для определения психологической готовности к сдаче ГИА в 9- м классе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке выпускников в период подготовки к ГИА.
Материалы включают результаты диагностических обследований девятиклассников МКОУ СОШ №3, анкетного опроса учителей и родителей данной школы, а также комплексной обработки и анализа данных.
Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных
результатов и определения направлений совершенствования подходов к оценке готовности обучающихся к сдачи экзаменов.
Изучение психологической готовности девятиклассников к сдачи экзаменов проводилось на основе утверждённых методик и инструментария. Разработанный инструментарий включал:
1. Рекомендации по проведению, изучению психологической готовности девятиклассников к ГИА, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.
2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).
3. Таблицы для фиксации результатов обследования.
4. Анкету для учителя школы.
5. Формы для списков школ, учителей и учащихся.
6. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов
обследования учащихся.
Обследование психологической готовности девятиклассников к сдачи экзаменов проводилось на основе четырёх методик:
№ п\п | Методика | Цель |
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. | Изучать уровень и характер тревожности. | |
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова). | Выявление уровня стрессоустойчивости. | |
Опросник "Итоги ГИА” | Выявить уровень самооценки готовности учащихся к ЕГЭ. | |
Анкетирование «Уровень готовности» | 1. Мнение педагогов 2. Мнение родителей 3. Мнение учеников |
Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к сдачи ГИА проводилось анкетирование учителей. таблица №2
В мониторинге по изучению психологической готовности девятиклассников к ГИА использовались два блока показателей:
– показатели готовности к ГИА;
– контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся
Показатели психологической готовности девятиклассников к ГИА включают три группы.
Первая группа показателей относится к рассмотрению учебной подготовленности ребенка, (т.е. конкретных знаний, обеспечивающих положительную готовность к ГИА), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных в школе.
Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям обучающихся и позволяет выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения. К этой группе относятся психологическая готовность (личностная, социальная, эмоциональная зрелость).
Третья группа показателей относится к индивидуально-психологические особенности выпускника, в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Дополнительно используются показатели, характеризующие стрессоустойчивые ресурсы: самочувствие, настроение обучающегося, здоровье, педагоги как ресурс школьной и профессиональной успешности ребенка.
Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность сдачи экзаменов обучающихся и особенности протекания психологической готовности к ГИА, а выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки выпускника в период подготовки к ГИА.
Профиль психологической готовности девятиклассника к ГИА включает следующие позиции:
Индивидуально-личностные особенности ученика
Эмоциональная стабильность (тревожность)
Эмоциональное благополучие (стрессоустойчивость)
ресурс подготовки к экзаменампри сдачи ГИА
Уровень готовности ученика к экзаменам глазами родителей
Уровень готовности ученика к экзаменам глазами учителя
Уровень готовности ребенка к экзаменам глазами самогоученика
Анализ данных по каждому классу и всей параллели в целом по каждому из отсмотренных параметров
Показатели психологической готовности девятиклассников к ГИА | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Iучебная подготовленность | II внутри личностные особенности | IIIиндивидуально-психологические особенности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Родители | Педагоги | Ученики (самооценка) | Стрессоустойчивость | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | Тревожность школьная | Проверка знаний | Готовность | |||||||||||||||||||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |||||||||
9 а | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9б | ||||||||||||||||||||||||||||||||
всего | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень готовности
Семья как ресурс подготовки к экзаменам
Полученная информация обработана и представлена в виде диаграммы:
Диаграмма- 2 показывает, что большинство родителей адекватно оценивают возможности своих детей, а иногда и занижают возможности своих детей. В последствие, сдача или не сдача экзамена будет восприниматься двояко как положительное так и отрицательное и это отношение будет проецироваться на педагогов. Родители, которые адекватно оценивают знание и возможности своего ребёнка воспримут любые результаты и сделают выводы.
Педагоги
Получена как среднее арифметическое по ответам педагогов. Этот показатель рассматривается как некоторая интегральная характеристика готовности девятиклассников к экзаменам, полученная на основе выполненных учеником работ.
Вывод:
На основании полученных результатов опроса учителей, учащиеся имеют низкие показатели. Можно сделать общий вывод, что девятиклассники имеют низкий уровень подготовленности и перспективы дальнейшего не сдачи экзаменов - 55%
Обучающиеся
Оценка своих возможностей
Выводы: Данная диаграмманаглядно показала как ученики сами оценивают свои возможность и так же как и родители часто завышают свои возможности. Хотя основная масса учеников 61% дали себе средние баллы, а вот высокий уровень показали 27% учеников. Низкие результаты показали всего 16 % - это говорит об общей инфантильности неосознанности обучающихся о серьёзности предстоящих испытаниях. Нужно отметить, что не все ученики оценившие себя высоким уровнем готовности могут без проблем сдать экзамены. Все же остальные ученики реально понимаю, что могут и не оправдать свои надежды.
Анализ и вывод
В целом, большинство учеников не справляются с заданиями, а некоторые ученики справляются частично, это может говорить о том, что общий уровень подготовки к экзаменам низкий.
Можно сделать общий вывод, что девятиклассники имеют средний с динамикой к низкому уровню подготовленности и перспективы дальнейшего успешного – сдачи экзаменов - 55%.
Низкие результаты по опросу обучающихся говорят об общей инфантильности неосознанности. У них могут наблюдаться негативное отношение к учебным заданиям при подготовки к ГИА. Попытки жесткими мерами включить такого ученика в систему подготовки к экзаменам могут привести к серьезным трудностям, вплоть до развития невроза, и суицидальной наклонности. Таким ученикам требуется усиленная психологическая помощь, а так же проведение дополнительные занятия при подготовки к экзаменам.
Анкета «Для Родителей» позволяет определить, то, что учащиеся в 10% случаев могут точно выполнять экзаменационные задания, и они же самостоятельно и дополнительно готовятся к экзаменам. Остальные 18% эпизодически готовятся к экзаменам, они нуждаются в постоянном контроле, помощи учителя и родителей и экзамены могут и не сдать. 10% обучающихся, стабильно не готовятся к экзаменам не посещают факультативы по подготовки к ГИА, а так же не справляются с текущими темами и проверочными заданиями и родители реально понимают, что их дети экзамены в форме НОКО не сдадут.
Поэтому, давая классу какие-либо задания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик минимальные задания. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.
Результаты диагностики тревожности
В диагностики приняло участие 38 учеников 9 –х классов - это 100 % от общего числа учащихся
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Результаты диагностики позволяют определить уровень тревожности учащихся, которых представлена в таблице.
Проведенный анализ результатов диагностики, позволил определить следующие показатели:
Результаты получились следующие
По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
9 классы это конец подросткового периода и многие ситуации, которые ранее переносились спокойно, в данный период вызывают тревогу, и моя задача как психолога посмотреть общий уровень тревожности у учеников класса. Самым тревожным фактором по классу является - страх ситуации проверки знаний и страх самовыражения
Среди учащихся преобладает средний 45 % уровень тревожности. Высокий 21%, низкий 26 % уровень тревожности
Средний уровень тревожности: У этих учащихся тревожность является умеренным показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. В случаях реального неблагополучия возникает как результат работы защитных механизмов.
Те же ученики, которые имеют низкий уровень тревожности, для них характерна индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека не задумываться по незначительным с их точки зрения поводам. При этом страх за содеянное, часто приходит с опозданием.
Средний уровень тревожности характерен для большинства учеников класса, у этих учеников тревожность является результатом научения. Тревожность может появляться на угрожающие ситуации - это может быть как школьная (проверка знаний), так и личностная (страх самовыражения)
Стрессоустойчивость
Способность к саморегуляции
Данная шкала показала, что в 9 – х классах с высоким уровнем стрессоустойчивости всего 13% 5 человек и средним уровнем стрессоустойчивости 18 % 7 человек, низкий уровень стрессоустойчивости 63% 24 человека. Если посмотреть в общих параметрах то классы в основном состоят из не спокойных ми взволнованных учеников, не уверенный в своих силах. Что подтверждает и тест тревожности «Филипса». Большое количество ситуаций может вызвать у таких учеников тревогу и волнения. Они могут растеряется и им потребуется значительное время для успокоения, а времени для, и решить поставленной задачи останется мало. Вот почему многие ученики на пробных экзаменах вышли через 1 – 1,5 часа после начала экзамена (не смогли побороть свой внутренний страх)
В новой ситуации или в компании незнакомых людей вполне комфортно себя будут чувствовать учащиеся, которые имеют высокий уровень стрессоустойчивости, а ограничения по времени не мешают им, потому, что они уверены, что все получиться. Учащимся со среднем уровнем устойчивости к стрессу потребуется время для успокоения и ограничение по времени им будет помехой, но они смогут себя контролировать.
Вот для учеников с низким уровнем стрессоустойчивости сдача экзамена вызовет массу неблагоприятных ощущений. Для снятия эмоционального напряжения с данными учениками проводятся индивидуальные консультации, аутотренинги, беседы.
Рекомендовано:
Конечно, ситуацию экзамена можете перенести абсолютно спокойно, и можете порой даже не готовиться заранее, однако нужно найти время, чтобы проверить то, что Вы уже решили: от случайных ошибок никто не застрахован. Надеяться «на авось» не стоит.
Анализ и выводы: Анализируя данные графика, можно сделать следующее заключение: Эмоциональное благополучие и стабильность учащихся в пределах низких границ нормы. Обучающиеся, имеющие в высокий и средний уровень тревожности неблагоприятный уровень самочувствия проконсультированы, проведены через коррекционно – развивающие программы «готовимся к ГИА» и аутотренинг «Экзамен это не стресс».
Общая психологическая готовность
Вывод:
На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод:
Психологически готовы к сдачи экзаменов всего 4 человек из 9 – х классов это 11% от общего числа. Не полную психологическую готовность показали 23 человека что составляет 63%. Одна из причин не полной психологической готовности это изменение требований к экзаменам, а так же не определенность в дальнейшем маршруте образования, а значит и не уверенный выбор экзаменов.
9 человек (24%) показавшие психологическую неготовность является повышенная личная и школьная тревожность, боязнь проверки знаний и стабильное не усвоение изучаемого материала в виду значительного количества пропусков.
Заключение:
Для повышения уровня психологической готовности к ГТА с учащимися запланирован «Тренинг для старшеклассников» на снижение эмоционального напряжения. Для учащихся с низким и средним уровнем личностных особенностей запланированы индивидуальные и групповые занятия «Как психологически подготовиться к сдачи выпускных экзаменов»
Рекомендовано.
1. Провести индивидуальные консультации с учащимися 9- х классов.
2. Ознакомит с полученными результатами педагогов и родителей.
3. Провести сери классных часов на снятие эмоционального напряжения и тревожности (апрель, май)
4. Провести практикум на методическом совете по психологической подготовки к ГТА среди педагогов. (22 апреля)
Для решения проблемы по низкому уровню знания о процедуре НОКО, самого экзамена, заполнения бланков, и документации требуется педагогам ещё раз (зам по УВР Алферова Е.П., классные руководители Шкурыгина и.Л., Аносова Л.В.)
5. ознакомить с видами бланков,
6. показать как правильно заполнять их,
7. провести пробные экзамены.
Психолог ____________(Гайдарёва Т.А.)