Т. Особенности внимания.




Т. Особенности внимания. Приемы развития внимания.

(Ниже вашему вниманию представлены вопросы для проверки на которые нужно ответить, а результаты отправить на проверку. С приёмами развития внимания нужно ознакомиться, выбрать 2-3 и использовать систематически для улучшения результатов в учебной деятельности)

 

Верно или неверно

1. Произвольное внимание активно.

2. Непроизвольное переключение внимания всегда вредит рабо­те.

3. Чем интенсивнее внимание, тем успешнее его распределение.

4. Невнимательность - это слабая интенсивность внимания и его легкое непроизвольное переключение.

5. Невнимательность — это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение на внешние стимулы.

6. Произвольное внимание дано человеку от природы.

7. В «стерильной» тишине всегда лучше работается.

8. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное и наоборот.

Выбрать правильный ответ

1. Основная функция непроизвольного внимания:

а) быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды;

б) действия в соответствии с поставленной задачей;

в) все ответы верны.

2. Непроизвольное внимание:

а) требует волевых усилий, утомляет;

б) дано человеку от природы;

в) без специального обучения не существует.

3. Произвольное внимание:

а) возникает без волевого усилия;

б) легко переключается;

в) необходимо при изучении неинтересного предмета.

4. Более эффективно распределяется внимание между: а) двумя видами умственной деятельности;

б) двумя видами физической деятельности;

в) двумя разными видами деятельности - умственной и физи­ческой.

5. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен:

а) 2-4 элементам;

б) 5-7 элементам;

в) 8 — 10 элементам.

 

т. Особенности внимания.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание можно рассматривать как про­цесс или сторону процесса (сенсорное, интеллектуальное внима­ние), как состояние (состояние сосредоточенности), как свойство личности (внимательность).

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.

 

Виды внимания

Одна из классификаций внимания основана на его зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное внимание.

При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Основная функция непроизвольного внима­ния заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов большую роль играют сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между раздражителями. Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание медсестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.

Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях построена реклама.

Среди внутренних факторов особое место занимает постоянная или временная значимость раздражителя. Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью личности, оно высвечивает характер. Подумайте, что для вас как для будущего медработника более значимо: цвет кожных покровов пациента, или его поза, тон голоса, или его одежда, украшения, или что приносят ему родственники и т.д.

Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Если медсестре ее работа не нравится, то она может не заметить усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона в палате.

Произвольное внимание возникает по нашему собственному желанию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли. Произвольное внимание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение малоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий режим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Однако решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.

Послепроизволъное внимание - это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего интереса.

Сравнительная характеристика видов внимания представлена в табл.

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Возникает легко, без волевого усилия, легко переключается
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей, требует волевых усилий, утомляет
Послепроиз­волъное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена­правленность, снимается напряжение

 

Свойства внимания

Основные свойства внимания человека — это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосредоточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раздражители.

Устойчивость — это способность к длительной концентрации внимания на определенном объекте.

Причины, влияющие на устойчивость внимания, могут быть связаны со свойствами нервной системы человека (сильный-слабый, уравновешенный-неуравновешенный, подвижный-инертный типы), с общим состоянием организма в данный момент, а также с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее значимостью для человека) или с внешними обстоятельствами.

Переключаемостъ — это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую. У здорового человека этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания.

Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание. Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости внимания, но такая неустойчивость — не всегда отрицательное каче­ство. Нередко она способствует краткому отдыху.

Способность к переключению внимания индивидуальна и зависит от типа нервной системы, поддается тренировке с помощью упражнений.

Распределение внимания — способность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух различных видов деятельности или более.

Распределение внимания между различными видами деятельности вовсе не означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, а впечатление создается способностью человека быстро переключаться с одного вида дея­тельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных условий медицинского труда.

Исследования показывают, что трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (двух видов умственной активности, двух видов двигательной активности). На лекции разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно интересную книгу, так как после занятий останется неудовлетворенность ни объяснением, ни книгой, а не радость понимания того или другого.

Внимание распределяется более эффективно между умственной и двигательной активностью, а при их совмещении снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.

Однако хорошее распределение внимания редко «дружит» с его интенсивностью. Эти свойства внимания в известной мере противоположны.

Объем внимания — это среднее количество предметов или их деталей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания человека. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5-7 элементам. Объем внимания можно увеличить путем тренировок. Это очень важно для многих сестринских специальностей.

 

Невнимательность

Свойством, противоположным внимательности, считается невнимательность. Она бывает разной.

Невнимательность первого типа — это рассеянность со слабой интенсивностью внимания и его легким непроизвольным переключением. Подобное внимание свойственно маленьким детям, а у взрослых может быть результатом как плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, так и плохого воспита­ния. Постоянная рассеянность может говорить о легкомыслии и поверхностном отношении к жизни.

Невнимательность второго типа часто называют «профессорской». Это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение и распределение внимания. Классический пример — герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель.

Сосуществование двух противоположных видов рассеянности говорит о том, что внешне похожие поведенческие проявления могут обусловливать совершенно разные психологические факторы.

Нарушения внимания

Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощае мость, отвлекаемость и патологическая прикованность.

Истощаемость внимания проявляется тем, что человек в процессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов снижается. Истощаемость внимания сопровождает астенические состояния.

Отвлекаемость внимания свойственна гипертимикам. Внимание непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя малейшие детали происходящего, но более или менее длительное сосредоточение внимания на объекте затруднено, человек неусидчив.

Неспособность удерживать внимание на предмете у детей младшего школьного возраста может приводить к неспособности к научению. Многие такие дети еще и гиперактивны. Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Существует множество мнений относительно причин СДВГ. Предлагаемые методы лечения не менее разнообразны. Некоторым детям помогает риталин[1] (меридил) при условии тщательного контроля за ходом лечения. Немедикаментозной формой ле­чения является упрощение окружающей среды с целью снижения количества стимулов, отвлекающих ребенка.

Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей в состоянии депрессии. Они не могут отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смотреть телевизор, все время думая о безысходности своего положения.

Выводы

2. Одной из наиболее популярных классификаций внимания является разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

3. Основная функция непроизвольного внимания заключается в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.

4. Направленность непроизвольного внимания медсестры может свидетельствовать о степени ее профессионализма.

5. Уровень развития произвольного внимания характеризует волевые качества человека.

6. Тихая музыка, рабочий шум, обычные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

7. Основные свойства внимания — это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение и объем.

8. На устойчивость внимания влияют свойства нервной системы, состояние организма в данный момент, мотивация, внешние обстоятельства.

9. Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий медицинского труда. Более эффективно распре­деляется внимание между умственной и двигательной активностью.

10. Невнимательность взрослых может быть результатом плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, плохого воспитания.

11. Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощаемость, отвлекаемость и патологическая прикованность.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: внимание, виды внимания, интенсивность внимания, истощаемость внимания, непроизвольное внимание, объем внимания, отвлекаемость, патологическая прикованность, переключаемость внимания, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение внимания, ус­тойчивость внимания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: