Задания Всероссийской литературной викторины, посвящённой жизни и творчеству Александра Грина «Ветер Зурбагана снова нас зовёт...»




(в викторине могут принять участие все желающие)

1. «Длинный, худой, в уз­ком чёрном с поднятым воротником пальто, в высокой чёрной мехо­вой шапке, с очень узким, как мне тогда показалось, извилистым носом. Очень бледен и, в общем, некрасив. Все лицо изборождено крупными и мелкими морщинами. Но, всмотревшись в это лицо, не хотелось отрываться: находились в нем новые и новые черты, при­влекавшие внимание и раздумье. Иногда казалось, что за этими чер­тами плещется пламя». Кому принадлежат эти воспоминания?

 

2. Грин считал, что почти каждый человек имеет некоторое сход­ство с каким-либо животным, птицей или предметом. Например, свою жену, Нину Николаевну, он называл «Котофеичем, который ходит сам по себе». Как вы считаете, на какое животное был похож сам писатель, по его мнению?

 

3. В архиве А.М. Горького сохранилось письмо Грина от 1909 года. В нём он просит помочь в издании книги рассказов. Даёт свой дачный ад­рес: Санкт-Петербург, Шувалово, Софийская улица, 3… Назовите нелегальное имя Александра Степановича, с которым он жил с 1907 по 1910 годы, до своего вто­ричного ареста.

4. В 1919 году как не достигший сорокалетнего возраста Грин был мобилизован в Красную Армию. Жизнь в Петрограде, начиная с 1916 года, была очень тяжела для всего населения, так как город не имел вокруг себя питательных ресурсов. Грин голодал особенно жестоко. Обладая с юных лет жи­вым и острым воображением, он был совершенно лишен житейской практичности. И, став красноармейцем, он нес в своем солдатском мешке пару портянок, смену белья и... фрагменты рукописи, заду­манной им еще в 1917-1918 годах, повести. Какой?

5. Весной 1920 года выяснилось, что у Александра Степановича сыпной тиф. Грин отправил Горькому два письма. В одном он просил прислать мёда и чая, в другом было завещание: на случай его смерти передать всё его литературное имущество жене его В.П. Гриневской. Горький прислал Александру Степановичу чая, меда и белого хлеба. В мае Александр Степанович, слабый, еле держащийся на ногах, вышел из больницы: без крова, без всяких средств к существо­ванию. Этот период жизни хорошо описан у Грина в рассказе… Каком?

 

6. Участие Горького в судьбе Грина выразилось не только в том, что он обеспечил Александра Степановича жильем и пищей. Вскоре Алек­сей Максимович вызвал его в издательство Гржебина и предложил ему написать два романа для юношества. Один из этих романов – о путешествии Ливингстона и Стен­ли в Африку был написан Александром Степановичем и издан в «Земле и Фабрике» в 1925 году, переиздан в 1926 году. Другой – о Ф. Нансене был только начат и не закон­чен. Оба редактировались самим Горьким. Рукопись первого романа не сохранилась. О правке её Горьким Грин упоминает в одном из своих писем к нему, говоря о «найме Смита». Назовите эти два романа.

7. Александр Степанович был страстным рыболовом и охотником. В одной из ранних его повестей есть описание охоты за золотым петушком. Повесть вся очень биографична, особенно в отно­шении Грина к природе и охоте. Случай этот с ним был в действительности, и он постепенно в корне изменил отношение Александра Степановича к охоте. Страсть, ум и страдание птицы ранили его воображение. И душа его отвернулась от охоты как развлечения. В зрелые годы он признавал ее лишь как необходимость добыть пропитание, не иначе. К охоте его больше не тянуло. Назовите повесть.

 

8. Светозарная звезда в созвездии Персея, величины второй степе­ни. Каждые два дня понижается на четвертую степень. Это происхо­дит вследствие периодического заслонения ее каким-то темным те­лом, витающим возле этого, удаленного от нас на громадное расстояние, светила. Уменьшение длится всего шесть секунд. Это была первая проба писать ро­ман. Как должно было называться недописанное и неопубликованное произведение писателя?

 

9. «Осенью же, когда мы из Токсово снова переехали на Пантелеймоновскую, –вспоминала Нина Николаевна Грин, – Александр Степанович стал больше сидеть молча и задум­чиво, и однажды сказал мне, что он бросил писать этот роман и задумал другой, что этот первый роман будет очень трудно писать». В новом романе имя героя – след не родившегося романа 1921 года. Назовите роман Грина.

10. Нина Николаевна вспоминает, как однажды Александр Степанович дал ей задачу: придумать для героини «Блистающего мира» имя: легкое, изящное и простое. «Два дня я была сама не своя. Сотни имен вереницей проходили перед моими глазами, и ни одно не подходило к тому, о чем думалось. Иногда нерешительно, чувствуя неправильность предлагаемого, я говорила то или другое имя. Он только отрицательно мотал головой. В тот вечер Александр Степанович читал мне киплинговское «Рики-тики-тави». Окончилось чтение, и я, еще под впечатлением прочитанного, ходила, хозяйничая, вокруг печурки и напевала про себя: «рики-тики-тави», «рики-тики-тави». Неожиданно закончилось само собой: «рики-тики-тави-тум»! И так в голову и ударило… да ведь это же имя! Он рассмеялся, видя мое волнение, и тоже радо­стно сказал: «Вот это хорошо: то, что подходит совершенно». Назовите имя одной из героинь романа «Блистающий мир».

 

11. Посвященный А.И. Куприну рассказ в стихах, был найден женой писателя в архиве бывшего редактора «Огонька» Бонди в Пушкинском Доме в Ленинграде. Александр Степанович хотел его вспомнить, так как часто отдавал в редакцию единственные рукописные экземпляры своих сочинений. В его архиве сохрани­лись записи 1920-1921 годов. Писатель называл этот рассказ в стихах поэмой. О каком произведении идёт речь?

 

12. «Это единственный культурный литературный критик, который говорил обо мне серьезно и вдумчиво, единственный, напи­савший обо мне большую критическую статью», – говорил Грин. Статья эта была напечатана в начале литературного пути Грина. Статья дала ему надежду на самого себя. Критика ведь не баловала Грина. Его принимали, охотно печатали, читали, но «лите­ратурные львы» его не замечали. Они не вдумывались в его произве­дения. Назовите имя критика.

13. «В Петрограде, – писала жена Грина, – не помню в 1922 или 1923 году, – идучи с Алек­сандром Степановичем мимо какого-то кинематографа, видим у входа большой плакат: «Драма в стольких-то частях, с учас­тием О. Фрелиха. И в скобках: «по одноименной повести А.С. Грина». «Вот-то чудеса! – воскликнул Александр Степанович. – Интересно. Пойдем посмотрим. И какой ведь хоро­ший, именно для кино, рассказ выбран». Купили билеты и в несколько приподнятом настроении вошли в зал. Первая часть сразу же нам не понравилась. Драма велась в ложных, неестественных тонах. Дальше – хуже. Последнюю часть нам просто неловко было смотреть. Нам хотелось кричать от обиды, что изуродована чудеснейшая по­весть. Молча, мы вышли из кино. Нас никто не знал, а нам казалось, что все выходившие из кино, смотря на Грина, думали: «Вот этот человек написал длинную повесть, которую противно смотреть». На следующий день Александр Степанович отнес в «Красную газету» заметку, в которой пылко отмежевывался от этой «дра­мы», требовал изменения ее заглавия и снятия своего имени. В редак­ции были удивлены: «Чего вам, Александр Степанович, беспокоиться? Всё же это реклама». – «Я считаю такую рекламу оскорблением для писателя и предпочитаю обойтись без нее», – сердито отвечал он. О каком произведении писателя идёт речь?

14. В 1903 году Александр Гриневский был арестован за революционную пропаганду в царской армии и флоте. «Я возвращался с митинга на Братском кладбище, – вспоминал писатель, – только что сошел с лодки и поднялся несколько ступеней вверх, как шедшие мне навстречу два городовых ловко подхватили меня с двух сторон. Один сказал: «Не шуми, Гриневский, идем!» Я и не шумел – от неожиданно­сти. Пара наручников – и судьба моя определилась на долгие годы». Знание севастопольской тюрьмы помогло ему так хорошо сделать описание ее в этом произведении. И камень, через который пробивали Стомадор и Галеран подкоп в тюрь­му, был тот самый желтый акмонай, на котором лежит Севастополь. Назовите произведение.

 

15. Во время своего пребывания в партии социалистов-революционеров Грин познакомился с известным эсером «Валерианом», который первый открыл в нем будущего писа­теля. Случилось это так: он поручил Грину составить текст нескольких прокламаций. Он составил и дал на проверку «Валерьяну». Тот, прочтя прокламации, задумчиво посмотрел на него и сказал: «Знаешь, Гриневский, из тебя, мне кажется, мог бы выйти неплохой писатель...» «Эти слова, – рассказывал Александр Степанович, – как удар, тол­кнули мою душу, зародив в ней тайную, стыдливую мечту о будущем. Постепенно я стал понимать, что меня всем существом тянет к писательству, хотя еще не понимал его и не представлял, как это произойдет». Назовите литературного «крестного отца» Грина.

 

16. Н.Н. Грин писала: «Как-то приходит домой очень радостный и дает мне пакет. Это был напечатанный на машинке экземпляр одного из его произведений. «Это один из моих лучших рассказов, – радовался Александр Степанович, – и было бы жаль, если бы он пропал бесследно, так как вторично такого рассказа не напишешь». Строки: «Ты, земля, стала твердью пустой: /Рана в сердце... Се­дею... Прости!.. /Это твой /След такой... /Ну – прощай и пусти!» были написаны им в минуты тяжелейшей депрессии, когда одиночество, голод, холод, безнадежность грызли его душу и тело. Мрачные, пол­ные не бросающегося в глаза трагизма, дни жизни одинокого гордого человека зазвучали нежностью, терпением и прощением в этом удиви­тельном рассказе, лишний раз показав, каким светом, любовью к жиз­ни и уважением к ней была полна душа Александра Степановича». Назовите рассказ.

 

17. Когда Грины решили переехать на Юг, у них возникла необходимость посоветоваться о выборе города с поэтом, жившим в Крыму. Вернулся Александр Степанович от него обескураженный: «Встретил меня, – рассказывает, – какой-то нелепый дядька, ломака, этакий рыжекудрый и толстомясый, с хитрыми купецкими глазами. На мой вопрос о стоимости продуктов с презрительной миной отве­тил, что не знает, он-де этим не интересуется. Поэт, видишь, так ему не до молока. Ну а Феодосией запугивает: «Там, мол, до сих пор лю­дей режут, котлеты делают, не советую вам туда переезжать – опасно». Посмотрел я на его «мяса» и подумал: «Тебя, такого жирного, не слопали, так уж на нас, худых, и аппетита не возникнет. Переедем в Феодосию!» Назовите поэта.

 

18. Алек­сандр Степанович любил при малейшей возможности покупать книги. Преимущественно беллетристику, русскую и переводную. Ходить в книжный ма­газин – была радость, которую Грины позволяли себе нечасто. В Феодосии было две таких лавки. В обеих его знали и придерживали для писателя новинки. Часто Александр Степанович на добрые два часа погружался в рассматривание книг. Там были найдены «Зеленая шляпа» Майкла Арлена, которая очень нравилась Грину, «Эроусмит» и «Главная улица» Синклера Льюиса, «Где рождаются циклоны» Луи Шадурна, книга, остро и нежно пленившая Александра Степа­новича. Из нее писатель взял эпиграф к … Какому произведению?

 

19. Грин говорил, что, бывает, часы проводит над фразой, добиваясь наивысшей полноты ее выражения, блеска. А из этого немеркнущего блеска иногда вдруг по-новому выступит сюжет, рельефнее оттенится то, что было в полумраке, или родится новый сюжет. Или какая-либо картина будущего, неизвестного еще ему создания, ляжет на дне памя­ти. Небольшие рассказы он, предваритель­но тщательно и глубоко обдумав, писал без подсобных черновиков, набело, потом, по окончании, исправляя только некоторые фразы, слова. Большие рассказы, как «Крысолов», «Фанданго», требовали чернови­ков, переработки некоторых страниц. Романы всегда вначале давались Грину трудно. «Не могу легко найти вход в русло», – говорил он. Романы писались с черновиками, заметками, большую часть которых Александр Степанович в дальнейшем употреблял на разные хозяй­ственные нужды: растопку печи и так далее. Особенно тяжело далось начало одного из его романов. Начал этого произведения было около сорока. Это единственный роман, где начало рождалось в таких муках. Назовите его.

20. Никто и никогда не знал, как живет на самом деле писатель Александр Грин. Нина Николаевна вспоминала: «Дома же у нас было так весело и хохотливо, что никто бы не поверил нашей мрачности. Бывали, например, дни, когда мы друг с другом и матерью говорили непритязательными стихами, при этом отвечать нужно было с наивозможнейшей быстротой. Зато когда Грин писал, в квартире царила полная тишина. Александр Сте­панович говорил, что это дает ему такую возможность сосредото­читься в себе, что он как бы уходит в другую страну и не возвраща­ется, временами побуждаемый к тому звуками окружающей жизни, а остается до момента, когда ставит последнюю точку того дня». Как называется вымышленная страна, в которой происходит действие многих произведений писателя, получившая свое название благодаря критику К.Л. Зелинскому?

Ответы на задания викторины предоставляются в свободной форме в документе любого формата. Задания викторины переписывать не обязательно.

Приложение№2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: