Рассказывание сказки «Рукавичка» (2 младшая группа)
Обучающие задачи:
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- умение соотносить знаковые символы с образами.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблицы к сказкам «Рукавичка», «Волк», «Заяц»; игрушка-собачка, бумажные силуэты рукавичек (по количеству детей), магнитофонные записи (лай собаки; Свиридов «Тройка»; Зубков «Лирическая»).
Предварительная работа:
- чтение сказки «Рукавичка»;
- рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблице «Рукавичка»;
- показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр);
- показ сказки «Рукавичка» по коллажу;
- работа с тактильными дощечками;
- пение песен про животных;
- чтение стихов про животных и о зиме;
- наблюдения в природе;
- дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».
Ход занятия
Дети стоят полукругом. Звучит магнитофонная запись — музыка Свиридова «Тройка».
Педагог. Ребятки, я вам прочитаю стихотворение, а вы узнаете, о каком времени года в нем говорится.
|
Вот зима, кругом бело,
Много снегу намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.
Дети. В этом стихотворении говорится о зиме. Педагог. А как вы догадались? Дети. Потому что кругом бело, намело снегу... Педагог. Правильно, это время года — зима. Но что я слышу: как будто кто-то лает?
Звучит магнитофонная запись — лай собаки, появляется иг- рушка-собака Филя.
Педагог. Здравствуй, Филя, очень рады тебя видеть у нас в гостях! Давайте его погладим, Филю мы не боимся, и он нас тоже не боится.
Дальше педагог говорит за Филю.
Филя. Здравствуйте, ребятки! На улице холодно, зима — у меня замерзли лапки. Можно у вас погреться? Дети. Можно!
Педагог. Филя, а пока ты греешься, ребятки тебе расскажут зимнюю сказку, которая называется «Рукавичка». Филя, садись рядом со мной. Дети садятся на стульчики.
Педагог. Давайте вспомним, кто живет в домике-рукавичке?
Дети. В домике живут мышка, кабан, зайчик...
Педагог. А кто расскажет про зайчика, какой он?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».
Филя. Молодец, Андрюша, зайчик живет в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто еще живет в домике-рукавичке?
Дети. В рукавичке живет волк.
Филя. Иди, Наташа, расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк».
Педагог. Ребятки, как вы думаете: волк, лиса, заяц, мышка, кабан — это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Педагог. Правильно, дикие животные живут в лесу. Ребята, а какими словами можно начать сказку?
Дети. Жили-были, однажды, это было зимой.
|
Педагог. А закончить?
Дети. Вот и сказка вся, кто слушал — молодец; или: вам сказка, а мне крынка масла.
Звучит музыка Зубкова «Лирическая».
Педагог. А сейчас слушай, Филя, нашу зимнюю сказку.
Филя. Геля, иди расскажи сказку «Рукавичка».
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».
Филя. Молодец, Геля, правильно рассказала сказку, ничего не забыла. Только мне холодно, я еще не согрелся.
Педагог. Давай, Филя, поиграем.
Филя располагается в своем домике (например, на стуле). Дети вместе с педагогом идут к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: что же будет?
Дети подходят к псу, который позволяет себя погладить и приласкать. Неожиданно пес лает — дети убегают от него, а он догоняет их.
Филя. Вот я и согрелся, стало мне жарко! Садитесь на стульчики, ребятки, и расскажите сказку еще раз. Это сказка про меня, это я нашел деду рукавичку.
Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».
Филя. Да, жалко зверей, остались они без домика-рукавички.
Педагог. И мне жалко зверей, Филя. Давайте, ребята, подарим собачке и его друзьям-зверям наши красивые рукавички. Тогда у каждого будет свой домик-рукавичка.
Дети выбирают «рукавички», разложенные на столе, и дарят собачке Филе.
Филя. Спасибо, ребятки, какие красивые рукавички! Побегу в лес быстрее и отдам их зверям. До свидания!
Педагог и дети. До свидания, Филя!
Рассказ по мнемотаблице «Рукавичка»
Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.
|
Волк
Волк живет в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детенышей выкармливает молочком. Он хищник, у него острые зубы.
Заяц
Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.