СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему (вариант):

« Франчайзинговые системы»

Исполнитель:

Анисимкова Марина Викторовна

 

Екатеринбург 2009 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сущность и значение франчайзинга

2. Виды франчайзинга

3. Развитие франчайзинга, проблемы и тенденции

4. Практическое задание

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Франчайзинг – одно из таких понятий, которое известно и принято практически во всем мировом сообществе. Само слово «franchising» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, что не является принципиальным для существа этого термина, но является важным для представителей предпринимательской среды тех государств, для которых франчайзинг является относительно новой системой отношений.

Появление франчайзинга как системы распределения товаров относят к началу 1800 годов, к так называемой системе «связанных домов», используемой британскими пивоварами. Широко использовали франшизные отношения такие компании Великобритании как «Spar» и «VG grocery stores». В 1860 г. по схеме очень близкой к франчайзингу работала фабрика «Singer» в Соединенных Штатах Америки, специализирующаяся на производстве швейных машинок. Далее «General Motors»,»Coca Cola», «McDonald's», «Baskin Robbins», «Burger King», «Pizza Hut» и другие компании. Сейчас франчайзинг известен и популярен практически во всем мире. По оценкам специалистов франчайзинг получил развитие приблизительнов в 80 отраслях хозяйства и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. Количество франчайзеров и соответственно франшизных сетей растет достаточно высокими темпами. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга (МАФ) в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1.2 млн.франчайзи, объем продаж сетей составляет 1.4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек. Признанными лидерами являются США (2000 франчайзеров), Корея (1300), Канада (1200), Бразилия (1000), Япония(1000)[1]. В Европе и Азии франчайзинг также представлен достаточно широко и имеет тенденцию к развитию.

В России о франчайзинге заговорили с 1995 года, однако первые удачные решения можно отнести к 1998 году. Это связано со многими причинами, в том числе с отсутствием в предпринимательской среде должного уровня понимания существа франчайзинга. По данным Российской ассоциации франчайзинга в настоящее время в России насчитывается около 200 франчайзеров[2]. Несмотря на то, что эта цифра невелика и может быть поставлена под сомнение, увеличение количества франчайзеров и потенциально готовых субъектов рынка к использованию концепций франчайзинга для расширения своего присутствия отрицать сегодня нельзя. Российский потребитель видит на рынке уже известные ему марки «1С», «Кодак», "Баскин Роббинс», «Ростикс», «Гриль Мастер», «Эконика обувь», «Копейка» и другие. Владельцы этих марок работают по системе франчайзинга.

Цель данной контрольной работы – изучить природу такого вида отношений между рыночными субъектами, как франчайзинг. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить и обобщить научную литературу и периодические издания по данному вопросу

2) Определить сущность и значение франчайзинга

3) Обозначить виды франчайзинга

4) Дать характеристику развития франчайзинга, выявив основные тенденции и проблемы

 


СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Франчайзинг – форма коммерческой деятельности, основанная на договоре коммерческой концессии. По сути дела это говорит о том, что «коммерческая концессия» является синонимом термина «франчайзинг». Но нам известно что, это далеко не так, т.к. «коммерческая концессия» гораздо уже понятия «франчайзинг». Поэтому франчайзинг в России, приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актах, то есть на «обходных» правовых системах.

В деловой практике выражение «франчайзинг» означает определенную систему отношений по построению и ведения бизнеса. В данной системе присутствуют как минимум две компании, обозначаемые специальными терминами: франчайзер и франчайзи. Первая обладает «раскрученной» торговой маркой, вторая – желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями, отвечающими требованиям франчайзера. По заключаемому между этими компаниями договору франчайзинга франчайзер передает франчайзи в пользование свою торговую марку вместе с технологиями производства товаров или оказания услуг (франшизу), а франчайзи обязуется периодически уплачивать за это определенную денежную сумму.

Обычно такие соглашения используют компании, которые желают распространить свой бизнес в новые регионы, не вкладывая в это значительные капиталы. Чаще всего франчайзинговые соглашения работают в сфере предоставления услуг конечному пользователю. Результатом является тот факт, что любой человек по всей стране или даже всему миру может получить знакомый ему набор товаров и услуг одинаково высокого качества под известной ему торговой маркой.

Существует общепринятое мнение, что классический франчайзинг имеет три обязательных элемента: передачу лицензии на «вывеску», обучение франчайзи ведению бизнеса и организацию системы платежей. Если нет хотя бы одного из перечисленных элементов – это уже не классический франчайзинг, а лицензионный договор или отношения с элементами франчайзинга. В той же России, по словам президента Российской ассоциации франчайзинга Александра Майлера, почти нет классического франчайзинга – фирмы, торгующие под именем иностранных брэндов, работают по схемам, содержащим лишь элементы франчайзинга[3].

Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг. Своим клиентам он старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).

 

ВИДЫФРАНЧАЙЗИНГА

 

Франчайзинг в зависимости от направлений бывает четырех видов:

1) франчайзинг товара;

2) производственный франчайзинг;

3) сервисный франчайзинг;

4) франчайзинг бизнес-формата.

Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.

Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной.

В тех случаях, когда торговое предприятие специализируется на отдельной группе товаров, франчайзинг товара имеет право на жизнь, так как продавец организует продажу товара конкретной фирмы и имеет возможность привести свой имидж в соответствие с имиджем производителя и быть узнаваемым на рынке аналогичных товаров. Примером эффективной работы в этом направлении может служить компания «General Motors», которая до наступления мирового финансового кризиса являлась лидером автомобильной промышленности.

Можно привести пример и из российской практики. К сожалению, он имеет негативный характер. К 1993 г. крупнейшим производителем машин АвтоВАЗом был полностью утрачен контроль на рынке в связи с отсутствием единой маркетинговой и ценовой политики, произвольным поведением посредников и дилеров. Разброс цен у дилеров составлял порядка 2 тыс. долл., в ряде случаев дилеры продавали машины дешевле заводской цены, что, естественно, привело к большим сложностям со сбытом продукции.

Франчайзинг товара может быть применен в системе сбыта нефтепродуктов, особенно при выделении автозаправочных станций из более крупных сбытовых структур. Хотя в связи с изменением предпочтений потребителей к системе услуг, оказываемых на АЗС, применение чистого франчайзинга товара в этой отрасли ограничено. Наиболее эффективной формой отношений здесь будет франчайзинг бизнес-формата, о котором речь пойдет ниже. Франчайзинг в нефтеперерабатывающей промышленности наиболее распространен в Австралии.

Франчайзинг товара может быть также использован при продаже косметики и фирменной одежды. Примером товарного франчайзинга в России является компания «Ле Монти».

Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.

Наиболее ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания «Coca Cola». Централизованное производство безалкогольных напитков невыгодно в связи с удаленностью от потребителей и большими неоправданными затратами. Поэтому комиссия обеспечивает конечных производителей специальными концентратом и предоставляет право на использование технологии. В 1995 г. компания вышла на российский рынок путем заключения франчайзинговых договоров. Она не ведет самостоятельного строительства заводов по производству продукции; предметом продаж является рецепт производства и хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка.

Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:

Ø разделение труда и специализация производства;

Ø повышение объема производства и расширения производственной программы;

Ø обеспечение экономичности производства;

Ø увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;

Ø освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг – не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи

Знакомая всем франчайзинговая система «McDonald's» наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Активно работает на российском рынке компания Kodak. Крупнейший представитель франчайзинговой сети – компания Marriott – знакома нам по гостинице Marriott Grand Hotel.

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребителей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает, помимо всего прочего, положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: