Термин «товароведение» состоит из двух слов — «товар» и «ве- дать», т. е. «знание о товаре».
Любой товар обладает стоимостью и потребительной стоимо- стью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. По- лезность товара, способность удовлетворять какую-либо потреб- ность человека, называется потребительной стоимостью. Потре- бительная стоимость товара обусловлена его свойствами. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в про- цессе производства, хранения и реализации.
Основоположником отечественного товароведения считается профессор М. Я. Киттары (1825 — 1880), который заложил научные основы товароведения: дал определение предмета и содержания курса, разработал классификацию и описал свойства товаров. Он считал, что изучение технологии производства товара и товарове- дения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук.
![]() |
Товароведение как научная дисциплина тесно связана с таки- ми науками, как физика, химия, микробиология, биология, так как определение качества пищевых товаров, условий хранения осно-
вано на физических, химических и микробиологических исследо- ваниях. Без знания физических свойств товара нельзя определить условия хранения и производство некоторых видов продуктов. Зна- ние химии и микробиологии необходимо при изучении способов производства продуктов и изменений, происходящих в процессе их хранения, а также причин порчи. Непосредственно с товароведе- нием связаны экономика и организация торговли продовольствен- ными товарами. Например, экономика позволяет познать товар как экономическую категорию, место и роль товара в механизме рыночных отношений, раскрывает природу спроса и предложения товара на рынке, порядок формирования цен на товары. Марке- тинг помогает определить эффективные пути продвижения товара на рынке от изготовителя до потребителя для получения прибыли.
Основными задачами товароведения являются:
· определение и изучение основополагающих характеристик то-варов, составляющих потребительскую ценность;
· установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;
· изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;
· товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
· выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;
· обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла;
· установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
· информационное обеспечение товародвижения от изготовите- ля до потребителя.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Классификация продовольственных товаров — это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным признакам.
В основу квалификации товаров могут быть положены разные признаки: происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и другие признаки. В связи с этим существуют различные классификации продовольственных товаров.
1.Вкусовые товары (чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфир- ные масла, спирт этиловый, никотин), действующие на нервную и другие системы организма.
2.Зерномучные товары (мука, крупа, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия) характеризуются высоким содержанием углеводов.
3.Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягод- ные изделия, какао-порошок, шоколад, восточные сладости) отлича- ются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но очень малым количеством витаминов.
4.Молочные товары — молоко, сливки, творог, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы — это основ- ные продукты питания, содержащие все необходимые и легко усво- яемые вещества. Многие из молочных товаров широко использу- ются для диетического и детского питания.
5.Мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домаш- ней птицы, субпродукты, мясные полуфабрикаты, консервы, кол- басные изделия, копчености, кулинарные изделия) являются источ- ником полноценных белков, содержат жир, минеральные, экстрак- тивные и другие вещества. Мясные товары обладают хорошими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью.
6.Пищевые жиры (масла растительные, жиры животные, марга- рин, жиры кулинарные) содержат в основном жир и обладают наи- более высокой питательной ценностью.
7.Плодоовощные товары и грибы обладают низкой питательной ценностью, но высокими вкусовыми достоинствами — большим со- держанием витаминов, сахаров, минеральных веществ.
8.Рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженая, со- леная, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пре- сервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты) — ценные продукты питания.
9.Яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и другие то- вары) имеют в своем составе вещества, сбалансированные и легко усвояемые организмом человека.
Кроме того, в торговле продовольственными товарами условно выделяют бакалейную и гастрономическую группы.
1.В бакалейную группу входят: крупа, мука, макаронные изделия, чай, кофе, соль, сахар, растительное масло, пряности и другие товары. крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.
2. В гастрономическую, как правило, включают продукты, готовые к употреблению: колбасы, мясная гастрономия, рыба копченая, вяленая, балычные изделия (рыбная гастрономия), масло, сметана, сыры (молочная гастрономия) и консервы.
Продовольственные товары кроме подразделения на основные группы делят также на виды, а большинство - и на сорта.
Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или первому товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые, а в зависимости от качества сырья вареные полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1, 2 и 3-й сорта, копченые - только на высший и 1-й товарные сорта..
Для ряда товаров (плоды, овощи, зерно, рыба) в товароведении использована классификация, принятая в биологии. Например, рыбу подразделяют на семейства, роды, виды; зерно — на виды, разновидности, сорта.
В отличие от сортов товарных, природные сорта сгруппированы по ботаническим признакам и имеют определенные названия. Так, природные сорта плодов называют помологическими; винограда — ампелографическими; овощей — хозяйственно-ботаническими.