БАРКОВ Николай Алексеевич
Вологодская область
Капитан на судах Мурманского тралового флота.
В 1949 году приехал в Мурманск, поступил в мореходное училище. Получив диплом, ходил в море вторым, старшим помощником капитана. Учился промысловому мастерству у прославленных капитанов А. Я. Маклакова, В. М. Метана.
В 1959 году возглавил экипаж РТ-119 «Валерий Чкалов», вывел его в число передовых по флоту. За правило рыбаки взяли девиз: «Меньше слов, больше дела».
В 1960-х - начале 1970-х годов руководил экипажами траулеров «Абхазия», «Кедровка», «Мценск», «Акула», добиваясь успеха на промысле.
ПО ПУТИ УЧИТЕЛЕЙ
Из очерка журналиста В. Сторубленкова
С Барковым мы встретились в уютной капитанской каюте траулера «Валерий Чкалов». С палубы доносился равномерный гул – там бригада грузчиков извлекала из трюмов рыбу. В последнем рейсе моряки передового судна выловили ее 105 тонн, а план был 54 тонны.
Молодой капитан вначале был категорически против того, чтобы о нем писали в газете.
– Что вы! – убеждал он. – Есть капитаны, более заслуживающие этого. Вот хотя бы Андрей Яковлевич Маклаков. Это капитан! Мне с ним посчастливилось плавать на траулере «Ереван» старпомом. И если я хоть сколько-нибудь смыслю в промысловом деле, то этим, безусловно, обязан Андрею Яковлевичу. Или вот капитан Метан, опытнейший судоводитель, хороший воспитатель. Многому научился я, плавая с ним вторым помощником на траулере «Красноармеец».
После перечисления всех этих имен лучших капитанов рыбного Мурмана, которые были в свое время учителями Николая Баркова и как командира, и просто как человека, уже не так бросается в глаза его молодость. Несмотря на свои двадцать пять лет, капитан «Валерия Чкалова», воспринявший от своих учителей морские традиции и умение, накопил порядочный опыт промысловой работы, приобрел завидный авторитет у команды.
|
Моряки, довольные результатами своей работы под руководством молодого командира, верят в него. Любого из них спроси, и почти каждый ответит: «С таким капитаном не пропадешь!», а иной, может, и другими словами скажет, но смысл обязательно будет тот же.
Вера эта тверда, потому что она рождалась и крепла не за стаканом водки и не в шумливой беседе краснобаев, а в тяжелом моряцком труде, в борьбе плечом к плечу с трудностями, которых немало в капризном Баренцевом море на пути промысловика.
В углу каюты капитана висит на гвоздике старенькая фуфайка. Этот обычный в рейсе наряд командира корабля красноречивее слов говорит о том, что он не белоручка, что он не только командует с мостика, но бывает на палубе вместе с матросами, с коллективом.
Для капитана Баркова характерно то, что он работает в тесном контакте с партийной и профсоюзной организациями. Это важно, особенно для такого молодого, как он. По любому, более или менее сложному вопросу он прежде всего советуется с коммунистами корабля, с членами судового комитета.
Из памяти многих не изгладились еще воспоминания о том рейсе, когда на мостик впервые стал молодой капитан. Промышляли тогда на «Медвежке», на тяжелых грунтах. Однажды задел трал за что-то на дне. Натянулись ваера как струны, даже один лопнул. Старший мастер по добыче ругается, кричит, глядя в сторону мостика.
|
– Что, капитан, может в порт вертать будем? Если камни собирать по дну, рыбы все равно много не наловим...
Сразу после того, как трал был освобожден, по просьбе капитана собрались члены судового комитета. Позвали и старшего мастера по добыче.
– Скажи-ка, Николай Петрович, – обратился к нему Барков, – сколько в прошлом рейсе, когда вы ходили с опытным капитаном, было задевов трала?
– Если память не изменяет, около пятидесяти.
– А сколько раз рвались ваера?
– Ни разу, – ответил тралмейстер.
Тут же Барков объяснил причину аварийного случая. Виноват, оказывается, был сам мастер по добыче. Когда дело приняло такой оборот, он понял, что капитан, хотя и молодой, а работу промысловика знает хорошо. Этот случай определил отношение к молодому капитану не только одного мастера по добыче.
…Наша беседа с Николаем Барковым была краткой. II, действительно, много ли времени требуется для рассказа о себе человеку, которому в марте исполнилось всего двадцать пять лет. Жизненный путь его ясен и прям, как и у большинства его сверстников.
Десять лет тому назад пятеро пареньков из вологодской деревни приехали в город рыбаков на берегу Кольского залива. В мореходное училище поступали вместе, а счастье учиться в нем выпало только Баркову.
Годы учебы пролетели незаметно. Из впечатлений тех лет самые яркие – месяцы производственной практики. После первого курса Николаю случилось плавать на стареньком траулере матросом. Дисциплина на нем была неважная, много там людей было грубых, случайных. Страшно тяжелым показался практикантам рыбацкий труд. Некоторые из них после первого же рейса насовсем отреклись от моря.
Но не из породы «летунов» оказался комсомолец Барков. Зубами порой скрипел, а своей заповеди не нарушил. А заповедь эта правильная, он и сейчас любит ее повторять: «От добра добра не ищут, работай там, где тебя поставили».
Часто, когда речь идет о моряке и особенно о капитане, любят подчеркивать, что-де море он любит с детских лет, мечтал о нем чуть ли не с колыбели. Нельзя сказать этого о Николае Алексеевиче Баркове. Он не помнит, когда полюбил море, когда сроднился с ним.
– Все работа, работа, об этом как-то некогда и подумать было, – говорит молодой капитан, – да ведь главное для нас в другом, как бы рыбы больше выловить – этого от нас ждет Родина.