Рынок мороженого в России




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

Кафедра менеджмента и маркетинга

ОТЧЁТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ НА ОАО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ»

Студент группы МР-04 Грошева Д.А..

Руководитель производственной практики к.х.н. доцент от института Урбан Н.А.

Руководитель практики от предприятия Дроздова В.А.

 

 

Новокузнецк 2008

 


Содержание

 

Ведение

индивидуальное задание

. Описание объекта исследования

. Аналитическая часть

Рынок мороженого в России

Анализ конкурентов

SWOT-анализ

3. ПроектнАя часть

Заключение

 


Введение

 

Для прохождения производственной практики была выбрана торгово-производственная компания ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат», входящая в состав группы компаний «НовоКузбассХолдинг».

ГК «НовоКузбассХолдинг» - уверенно входит в десятку лидеров на рынке замороженных продуктов питания России. Это крупнейшее объединение торговых, транспортных, производственных компаний в Кемеровской области, включающее три Кузбасских хладокомбината: Новокузнецкий (ОАО «НХК»), Кемеровский (ОАО «КХК») и Прокопьевский (ОАО «ПХК»).

ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат» было выбрано для прохождения производственной практики в связи с тем, что данное предприятие является одной из старейших торгово-производственных компаний города и работает не только на территории Кемеровской области, но и в целом по России.

ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат» основано в 1953 году. В 1999 году три Хладокомбината объединились в холдинг по производству и реализации мороженого. В 2007 году ОАО «НХК» стало частью ГК «НовоКузбассХолдинг», в которой является единственным акционером всех составляющих данной группы компаний.

Основная сфера деятельности ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат» - производство замороженных продуктов и оптовая торговля продуктами питания. География деятельности охватывает всю Россию от Калининграда до Дальнего Востока. Имеются филиалы в городах Бийск, Екатеринбург, Улан-Удэ. В связи с чем, необходимо разрабатывать программы продвижения продукции и планы маркетинга с учетом особенностей каждого города и региона.

В процессе прохождения практики со стороны руководства были поставлены следующие задачи: полный анализ конкурентов на рынке мороженого, анализ продаж и составление ассортиментной матрицы для форматов магазинов «Сети» класс «премиум» и «средний».

Данные задания были выполнены и представлены в данном отчете.

 


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Ознакомиться с предприятием

. Проанализировать особенности рынка, на котором работает предприятие

. Провести анализ основных конкурентов ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат»;

. Провести SWOT анализ ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат»;

. Анализ продаж и составление на его основе ассортиментной матрицы для сетевых магазинов.

 


1. Описание объекта исследования

ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат» основано в 1953 году. В 1999 году Новокузнецкий Хладокомбинат стал одним из трех участников торгово-производственного холдинга «Снежный городок», совместно с ОАО «Кемеровский Хладокомбинат» и ОАО «Прокопьевский Хладокомбинат», основным направлением деятельности которого стало производство и реализация мороженого. В 2007 году ОАО «НХК» стало основой для создания ГК «НовоКузбассхолдинг», в состав которой вошли, помимо вышеназванных хладокомбинатов, ООО «ХладоАлко» (оптовая торговля алкогольными напитками), ООО «Трансхолод» (транспортные перевозки), а также три филиала реализующие мороженое и замороженные полуфабрикаты в городах Бийск, Улан-Удэ, Екатеринбург.

Предприятие находится по адресу г.Новокузнецк. ул.Вокзальная, 12, официальный сайт - www.morojenoe.ru.Основное направление деятельности - производство и реализация мороженого под ТМ «Снежный городок» и замороженных полуфабрикатов под ТМ «Вилкино».

Сегодня ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат», совместно с компаниями, входящими в ГК «НовоКузбассХолдинг» - это крупнейший и единственный производитель мороженого на территории Кузбасса. Он уверенно входит в десятку лидеров производителей российского мороженого и известен под именем «Снежный городок». Совокупное количество работающих на предприятии составляет 800 человек. Средний возраст управленческого персонала - 32 года.

В 2003 году основные инвестиции ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат» были направленные на модернизацию производства, и составили более $3млн. Поэтому в настоящий момент компания выпускает 110 наименований мороженого, и владеет 49-ю собственными торговыми марками:

Основные торговые марки: «Снежный городок», «Сибирский Факел», «49 ложек», «98 ложек», «Кайф», «Так держать», «ВаниллаДжаз», «Льдинка», «Свежесть», «Золотая серия», «Мега Айс», «Ягодное лето», «Стакатто», «Полярник», «Презент», «Гостинец», «Рождественские кружева».

Объем произведенного в 2006 году мороженого - около 8,5 тыс. тонн, в 2007 году - 12,5 тыс. тонн.

В настоящее время партнерами компании являются более шестисот торгующих предприятий и организаций общественного питания Новокузнецка. Услугами компании пользуются в близь расположенных городах и регионах: Осинники, Калтан, Мыски, Междуреченск, Прокопьевск, Белово, Гурьевск, Киселевск, а также прочие города России (от Москвы до Владивостока) (см. таблицу 1).

Филиалы и склады компании расположены в городах Омск, Екатеринбург, Бийск, Улан-Удэ, Москва, Юрга, Кемерово, Белово, Красноярский край. В основном работа с прочими регионами ведется через местные оптовые компании-дистрибьюторы. На местном рынке основным каналом сбыта является торговая сеть киосков ООО «Холдинг Снежный городок» (более 350 киосков).

Таблица 1- Наиболее перспективные рынки сбыта.

Город (кол-во прилавков/киосков) Население города, тыс.чел Занимаемая доля рынка, %
Абакан (600 прилавков, 20 киосков)    
Барнаул (500 прилавков)    
Бийск (5 киосков, 300 прил.)    
Благовещенск    
Владивосток (600 прил.)    
Все подмосковье (500 прилавков)    
Екатеринбург (600 прилавков)    
Иркутск (500 прилавков, 100 киосков)    
Казань (200 прилавков)    
Кемерово    
Краснодар (200 прилавков)    
Красноярск (650 прилавков, 35 киосков)    
Магнитогорск (100 киосков)    
Новокузнецк    
Новосибирск    
Омск (100 киосков, 100 прилавков)    
Томск (50 прил.)    
Тюмень (100 прил.)    
Улан - Удэ (40 киосков, 500 прил.)    
Чита (112 прил.)    
     

 

Общая стратегия фирмы на настоящий момент - на местном рынке (ММР) удержание завоеванных позиций, вытеснение конкурентов; на региональном рынке (МРР) - расширение рынка сбыта (привлечение новых клиентов, разработка новых городов, поселков, деревень), увеличение рыночной доли, завоевание лидерских позиций. Однако по сей день темп роста продаж не превышает 3-5% в год.

На сегодняшний день предприятие находится на стадии зрелости, а бренд «Снежный городок» воспринимается как консервативная торговая марка. Торговая марка, под которой производится в основном классическое и традиционное мороженое, нежели чем оригинальное и новаторское. «Снежный городок» хранитель старых добрых традиций в производстве мороженого, того мороженого, которое было любимым 50 лет назад и остается любимым по сей день. Следование этим традициям и устоям полностью подкрепляется ранее выбранной миссией бренда «Снежный городок»: «Мороженое «Снежный городок» пробуждает в каждом человеке лучшие чувства, любовь и нежность к близким, делает людей добрее».

Однако в связи с изменениями тенденций рынка, компанией было принято решение о модернизации бренда в направлении «молодежности», ухода от традиционализма, в том числе:

1. Рестайлинг логотипа компании «Снежный городок»:

 

Рисунок 1. Рестайлинг логотипа компании

 

 

За счет проведенного рестайлинга восприятие бренда «Снежный городок» должно было улучшиться и соответствовать характеристикам его как "жизнерадостный", "современный" и "яркий".

. Оптимизация товарных позиций и товарных марок

К концу 2008 года в ассортименте осталось 104 основных товарных позиций под 25 торговыми марками, в настоящее время выведено уже более 7 товарных позиций, более 10 позиций пережили рестайлинг.

Коэффициент обновления ассортимента составляет около 15-20% в год. На 2009 год запланировано 25% обновления ассортимента, вывод на рынок бренда федерального значения, который позволит закрепиться на новых рынках (МРР). Упор сделан на наиболее рентабельные группы товара: рожки, эскимо.

. Изменение слогана компании «Время искУшать» - игра слов, краткость и запоминаемость также призвана модернизировать восприятие марки, сделать бренд более современным.

позиционирование рынок замороженный ассортиментный


Аналитическая часть

Рынок мороженого в России

 

Мороженое - сладкое замороженное десертное лакомство, обычно на основе молока, сливок, масла или фруктов. Существуют различные виды мороженого, например крем-брюле и пломбир. Лакомство, представляющее собой ледообразную массу, используется более для развлечения, чем для питания. В России по-настоящему массовое производство мороженого началось 75 лет назад, в 1932 году

На сегодня объем производства мороженого в России по итогам 2007 года в натуральном выражении увеличился на 2,6 % по сравнению с 2006 годом и составил 412221 т. В 2006 году объем производства мороженого равнялся 401851 т. Стоит отметить, что вплоть до 2004 года в отрасли наблюдалось стабильное снижение объемов производства. В Союзе мороженщиков стагнацию рынка объясняли в основном тем, что в «потребительской корзине» мороженое вытеснили другие продукты, прежде всего пиво, газированные напитки и кондитерские изделия, производители которых проявляют высокую рекламную и маркетинговую активность. Рекламные бюджеты производителей пива, безалкогольных напитков и шоколадных батончиков на пару порядков превосходят соответствующие затраты мороженщиков. В итоге при примерно равных ценах одной рука потребителя тянется к упаковке с раскрученной торговой маркой.

При этом, основываясь на предположении, что российский потребительский рынок воспроизводит западные тенденции, мороженщики ожидали рост рынка, который должен был достигнуть западных пропорций потребления. Слишком высокие ожидания роста рынка привели к формированию избыточных мощностей по производству мороженого. В результате мы имеем гиперконкурентный рынок, переполненный во всех своих сегментах самыми разнообразными товарами.

По расчетам DISCOVERY Research Group, объем российского рынка мороженого в 2007 г. в стоимостном выражении составил 50,94 млрд. руб.

В стоимостном выражении иерархический порядок ключевых игроков рынка остается примерно таким же, как и в натуральном. В 2007 году доля «Инмарко» на рынке мороженого в стоимостном выражении составила 15,0 %, в натуральном выражении - 10,9 %. Компания Талосто занимает 11,2 % рынка в стоимостном выражении и 8,1 % в натуральном выражении:

На долю ведущих 6 Субъектов Федерации приходится более 50% от общего объема произведенного в России мороженого как в 2006, так и в 2007 годах. Не во всех регионах за прошедший год наблюдался рост производства. Например, Московская область, Москва, Санкт-Петербург показали снижение объемов производства мороженого в натуральном выражении в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

По имеющимся данным наибольший объем мороженого в 2007 году был произведен в Москве и Омской области. Следующими за ними лидирующими субъектами стали Новосибирская область, Краснодарский край и Нижегородская область.

Особенностью российского рынка мороженого является доминирование не транснациональных корпораций, а местных производителей. Иностранные компании по-прежнему не занимают ведущие позиции. Даже самая крупная из них - «Нестле» - охватывает не более 5% рынка. В настоящее время 20 крупнейших компаний контролируют более 65% рынка.

Однако, по оценкам аналитиков, наиболее важной тенденцией российского рынка мороженого в последние годы стала консолидация отрасли. При этом происходит укрупнение лидирующих компаний. Пример тому:

. Образование единой компании «Айсберри» на базе «Рамзай», «Сервис-Холод», «Айс-Фили», покупка фабрики «Волшебный Фонарь».

. Покупка фирмой «Талосто» молочного комбината в Озерах, компании «Метелица», «Подольского Хладокомбината»

. Покупка компанией «Юниливер» компании «Инмарко»

В целом по России отмечен рост продаж мороженого в верхнем и среднем ценовых сегментах. По оценкам отраслевых экспертов, тенденция стала отчетливо проявляться начиная с 2005 г. В настоящее время все более заметным становится переход от биржевого мороженого (вафельный стаканчик, весовое мороженое) к марочному.

Обратная тенденция наблюдается в ряде регионов с недостаточно высоким уровнем жизни населения. Если в центральной части России все больший акцент делается на натуральности и качестве продукции, то в отдаленных регионах ключевым показателем по-прежнему остается цена.

 

Анализ конкурентов

Продукция ОАО «Новокузнецкий Хладокомбинат» занимает на российском рынке около 2%. При этом на рынке Кемеровской области бренд «Снежный городок» является монополистом (более 75% рынка). Наиболее развит в торговом плане рынок Новокузнецка. Здесь нет борьбы разных производителей. В этих условиях потребители делают выбор из достаточно широкого ассортимента компании на основе своих предпочтений потребителей продукта (а не марки).

 


Таблица 2. Доля российского рынка у различных производителей 2007 г.

Производитель Доля рынка (%)
Инмарко 15,00%
Талосто 11,20%
Айсберри 9,50%
Русский Холод 5,80%
АльтерВЕСТ Трейд 5,20%
Петрохолод 3,70%
Сам-По (Самара) 2,60%
Снежный Городок 2,20%
Хладокомбинат№ 1 (Санкт-Петербург) 2,10%
Хладокомбинат №3 (Екатеринбург) 1,70%

 

На региональном рынке основными конкурентами являются местные производители, которые априори являются монополистами на собственных рынках. Однако обладают исключительно узкими ассортиментными линейками, заключенными, прежде всего в традиционных стаканах и брикетах, а также классическом эскимо.

Основными конкурентами компании на территории России являются ГК «Инмарко», ГК «Талосто», Айсберри, которые в настоящее время значительно увеличили.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: