Информационно-практический проект
«Мы кормушку смастерили…»
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (декабрь – февраль).
Актуальность проекта.
В век технологического прогресса необходимо уделять огромное внимание охране окружающей среды. Начиная с младшего дошкольного возраста нужно заниматься экологическим воспитанием детей, формируя у них ответственность за благополучие всего живого на земле, воспитывая уважительное, заботливое отношение к «братьям нашим меньшим».
Данный проект позволяет познакомить детей с особенностями обитания зимующих птиц по средствам прочтения художественной литературы, изобразительной деятельности, рассматривания иллюстраций, проигрывания мини сюжетов по заданной тематике и т.д. Информация о недостатке питания для птиц в зимний период способствует воспитанию чувств сопереживания, заботы, желания помочь зимующим пернатым, то есть развитию эмоционального интеллекта дошкольников с ОВЗ.
Практическая часть проекта направлена на изобразительную деятельность (выполнение поделок, рисунков, аппликаций на заданную тему) и изготовление кормушек из различных подручных средств с привлечением к совместной деятельности родителей воспитанников.
Таким образом, родители и дети становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса и получают эмоциональное удовлетворение не только от совместной деятельности, но и от результатов своего труда – помощь в выживании пернатых друзей в жёстких условиях зимы.
Цель проекта: развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства сопереживания живой природе.
Задачи проекта.
Познавательное развитие:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- познакомитьс обобщающим понятием «птицы», условиями их обитания;
- развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, творческое воображение.
Речевое развитие:
- расширять, уточнять и активизировать импрессивный и экспрессивный словарный запас воспитанников по заданной теме;
- развивать связную речь, формировать грамматический строй речи;
- побуждать к речи неговорящих детей по средствам звукоподражания.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желание оказать помощь оказавшимся в беде животным или птицам;
- привлекать родителей к воспитательно-образовательному процессу для наиболее тесного взаимодействия с детьми и сотрудниками ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать коллективное творчество;
- познакомить с творчеством детских писателей и композиторов по заданной теме;
- воспитывать трудолюбие, желание участвовать в совместной со взрослыми трудовой деятельности по изготовлению кормушек.
Физическое развитие:
-развивать общую и мелкую моторику по средствам специально подобранных в соответствии с тематикой упражнений на координацию движений, пальчиковых игр и упражнений.
Предполагаемый результат.
- Расширение представлений воспитанников об окружающеммире (о разновидности птиц, условиях обитания зимующих птиц, способах питания).
-Формирование чувств ответственного отношения и сопереживания живой природе у детей и их родителей.
- Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и формирования эмоционального интеллекта детей.
План реализации проекта
Содержание | Задачи |
Подготовительный этап | |
Составление плана реализации проекта | Познакомить коллектив педагогов и родителей с содержанием проекта. |
Изучение художественной литературы по теме | Подобрать художественно-литературное обеспечение проекта: рассказы, стихотворения, загадки, иллюстрации, логоритмические упражнения и т.д. |
Информация в уголке для родителей о проекте | Оформление папок-передвижек «Роль птиц в природе» |
Основной этап | |
Чтение художественной литературы для детей по теме | Расширение представлений об окружающем мире, импрессивного и эспрессивного словарного запаса воспитанников. Воспитание любви к живой природе. |
Изготовления птичек из различного материала, с использованием разных техник, групповые работы (рисование, аппликация) «Птицы зимой». Организация групповых выставок по результатам изобразительной деятельности | Развитие творческих способностей и художественного воображения детей. Знакомство (закрепление) частей тела птиц, их отличий от животных, расширение и активизация словарного запаса |
Беседы с детьми о перелётных и зимующих птицах, рассматривание иллюстраций | Знакомить с разнообразием птиц, с условиями обитания птиц в природе, со способом питания. Уточнять и активизировать словарный запас, развивать связную речь в беседах по картинкам и серии картинок. |
Просмотр мультипликационных фильмов о птицах, их роли в природе | Развивать усидчивость и целенаправленное внимание. Пересказывая содержание мультфильма, развивать связную речь, воспитывать чувство сопереживания |
Дидактические и подвижные игры по теме, логоритмика | Развитие и совершенствование психических процессов, общей и мелкой моторики, координации движений. Побуждение к речи способом звукоподражаний |
Изготовление кормушек для птиц из различного материала | Привлечение родителей к воспитательному процессу, установление более тесной связи с детьми и педагогами |
Организация выставки готовых кормушек | Формирование чувства ответственности за результат своей деятельности |
Заключительный этап | |
Совместная с родителями прогулка: вывешивание кормушек | Воспитывать чувство удовлетворённости проделанной работой, радости от оказания помощи нуждающимся в ней |
Наблюдение за кормушками во время прогулок | Развивать наблюдательность, знакомиться с поведением птиц в естественной среде обитания |
Презентация проекта: обсуждение моментов проведения и результатов проекта | Обмен впечатлениями, рефлексия |
Рекомендуемый речевой и игровой материал.
Художественная литература для чтения детям.
1. А. Богдарин «Знакомые птицы».
2. В. Чаплина «Птицы под нашим окном».
3. Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Про птиц».
4. Н. Чарушин «Птицы».
5. В. Флинт «Птицы в нашем лесу».
6. Н. Сладков «Лесные сказки».
7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
8. В. Бианки «Мастера без топора», «Про птиц».
9. И. Соколов-Микитов «Русский лес».
10. А. Барто «Откуда вы, синицы?»
11. Е. Благинина «Зимующие птицы».
12. З. Александрова «Птичья ёлка», «Новая столовая».
13. А. Яшин «Покормите птиц».
Стихи для заучивания наизусть:
Первая прогулка.
Воробьиха Воробьёнка выводила полетать.
По дороге потихоньку стала мама объяснять:
- Это – кошка! Это – Лёшка! Это – Лёшкино окошко.
- Лёшка любит нас с тобой, Лёшка кормит нас зимой!
В. Левин.
Голуби.
Голуби, голуби! Раз, два, три…
Прилетели голуби –сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
И. Токмакова.
***
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Посмотри, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!»
И. Галиновская
Кормушка.
То не дождь стучит за рамой,
И капелям капать рано –
Зимний ветер лют!
То, слетевшись на кормушку,
Размельчённую краюшку воробьи клюют.
Приходько
Воробышек.
Комочек серых пёрышек
Весёлый наш воробышек.
В саду хлопочет, кружится.
Вот выкупался в лужице.
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
Подвижные игры:
«Птицы в гнёздышках», «Воробышки и кот», «Весёлый воробей», «Птицелов», «Скворцы и кошка», «Птицы в клетке», «Воробышки и автомобиль» и др.
Дидактические игры:
«Чей клюв? Чей хвост?», «Помоги птичке найти свой домик», «Чьи птенцы?», «Собери птичку!», «4-ый лишний», «Чего не хватает?», «Угости птичек!», «Каких больше, посчитай!», «Летает - не летает», «Смастери кормушку (конструирование)» и др.
Загадки:
В серой шубке перовой Подбирает он проворно
И в морозы он герой, Кинутые ему зёрна
Скачет, на лету резвиться, И гнездится на карнизе
Не орёл, но всё же птица. Наш любимый …(голубь сизый)
Найдёшь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей
Эта птичка – … (воробей)! Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться,
- Кар–кар-кар! – кричит плутовка. Угощение наше ей снится.
Ну и ловкая воровка! Прилетает к нам часто …(синица)
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И он вам всем знакома,
Как зовут её? …(ворона) Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три…
Всех прилётных птиц черней На зимовку прилетели
Чистит пашню от червей. С красной грудкой …(снегири)
Взад –вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач)