Лекция.
Психология умирания. Психологические особенности ухода за умирающим.
Актуальность темы:
Рождение и смерть, это те два крайних полюса, между которыми и проистекает жизнь человека. И каждый неизбежно, хотя бы один раз в жизни, сталкивается со смертью то ли родного человека, то ли постороннего, возможно соседа или становится свидетелем аварии на дороге. Медикам же приходится сталкиваться с этим гораздо чаще других людей.
Это, пожалуй, самый сложный вопрос в жизни каждого человека, а для медика он является сложным не только в личном и общечеловеческом, но и в профессиональном смысле. Как помочь пациенту, у которого болезнь, перед которой медицина бессильна?
Акушерка может столкнуться одновременно с рождением и смертью. Важно понимать, что происходит в этот момент и учиться с этим справляться, а иначе профессиональное выгорание очень быстро скажется на здоровье самого медика.
Для жителей ДНР эта тема также стоит остро в связи с ежедневным риском потери как собственной жизни, так и жизни близких и родных.
Цели занятия:
Цель: Познакомить студентов с психологией смерти. Выделить психологические особенности поведения умирающего пациента. Дать общее представление о психологическом уходе за умирающим.
Учебные цели:
- Проанализировать феномен смерти в философии, в различных культурах, и религиях.
- Познакомить студентов с классификацией видов смерти, особенности смерти в различных направлениях медицины. Выделить психологические особенности поведения умирающего пациента (5 фаз по Элизабет Кюблер-Росс).
- Дать общее представление о психологических основах и особенностях ухода за умирающим.
Знать:
· Определение смерти и жизни;
· Классификацию видов смерти;
· Виды патологической смерти;
· Пять стадий принятия смерти;
· Требования к деятельности медицинского работника при работе с умирающими больными;
· Что такое паллиативное лечение и его цели.
Воспитательные цели:
· Воспитывать чувства сочувствия к пациентам и их родным, ответственности за судьбу больного, свои слова и действия;
· Воспитывать уважение к жизни каждого человека, не зависимо от её качества;
· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
· Воспитывать профессиональный кругозор и общую культуру, обогащая эрудицию студентов и поддерживая интерес к изучаемому предмету.
· Воспитывать осознанное отношение к выбору профессии;
· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
План:
1. Психология смерти
2. Психологические особенности ухода за умирающим.
Психология умирания
"Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант."
Махатма Ганди
Психология смерти.
Хотя человек и знает о конечности своего существования (человек – единственное существо, знающее о неизбежности смерти), но как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою смерть по-настоящему не верит и глубоко не осознает этого факта. З.Фрейд утверждал, что каждый человек в глубине души убежден в собственном бессмертии.
И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» пишет, что обычно говоря о смерти, люди используют такие выражения, как «ушел», «покинул нас», да и само слово, обозначающее смерть, происходит от латинского «уходить», «выходить».
В прошлом человек с детства сталкивался со смертью родственников и близких, однако в настоящее время это происходит все реже. До шести лет ребенок имеет представление об обратимости смерти. Полное понимание ее неотвратимости наступает в подростковом возрасте. Религиозные представления о загробной жизни сейчас встречаются достаточно редко. Между тем культ страдания, выраженный в молитвах и обрядах, превращал мысли о смерти, болезни и страданиях в составную часть психической оснащенности человека. Таким образом, религиозные институты, предоставляя людям психологическое облегчение, способствовали выработке определенного психологического иммунитета против страха перед болезнями и смертью.
Столкнувшись со смертью других людей или оказавшись в смертельной ситуации, человек испытывает безотчетный страх, тревогу. И это нормально. Страх смерти – чувство естественное. Однако здорового человека не занимает мысль о смерти. Его внимание занято проблемами и заботами повседневной жизни. Если же мысль о смерти становится навязчивой, занимает все внимание человека, это означает, что что-то не в порядке, что мы имеем дело с патологическим явлением. Необоснованный страх смерти – одна из форм навязчивых страхов. Он может быть проявлением невроза или разнообразных психотических состояний.
С проблемой умирания и смерти медицинский работник может встретиться при контакте с очень тяжело и длительно страдающими больными. При этом и врачи, и медицинская сестра обязаны обеспечить больному право на достойное умирание.
Что же такое жизнь и смерть? Обратимся к разным взглядам в различных культурах и науках: "Жизнь – форма существования белковых молекул". Терминальное состояние - состояние между жизнью и смертью.
Организацией Объединенных Наций определяет: "Смерть – ϶то полное прекращение всех жизненных функций организма".
Великие мыслители человечества, говорили так:
Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.);
Жизнь - сон (Платон, Паскаль);
Жизнь - бездна зла (Древний Египет);
"Жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий);
"Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир);
"Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше);
"Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант" (Махатма Ганди).
В величайшем труде человечества "Бхагавад-Гите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби."
Греческий философ Эпикур сказал: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем". По мнению нидерландского философа Спинозы, мудрость человека заключается не в мыслях о смерти, а в мыслях о жизни.
Смерть не противостоит жизни, а является лишь неотъемлемой её частью и является противоположностью рождению. И именно поэтому они не случайны, очень похожи – в обоих случаях происходит таинство присутствия Духа. В момент ухода умирающий оставляет Дар.
- Из наблюдений: как человек родился – пришел в мир, так и уходит – умирает, т.е. легко родился, легко и умрет.
- Психологический страх смерти, часто маскирует страх боли и страх жить.
Давайте рассмотрим классификации видов смерти:
В медицине принято различать две категории смерти:
1. Насильственную, наступившую в результате воздействия на организм различных факторов внешней среды.
К ней относят:
• убийство;
• самоубийство;
• несчастный случай.
2. Ненасильственную, ставшую следствием различных заболеваний.
К ней относят:
• естественная или физиологическая смерть - возникает в старосте от угасания процессов метаболизма и прекращения функций;
• патологическая смерть или смерть от болезней - возникает с процессами несовместимыми с жизнью.
Виды патологической смерти:
• смерть из-за недоношенности (недоразвития) ребенка;
• внезапная или скоропостижная смерть - человек погибает на фоне кажущегося здоровья (расстройство кровообращения, инсульт);
• клиническая смерть - обратимый этап умирания для которого характерно остановка дыхания, кровообращения, но сохраняется обмен веществ в мозге;
• биологическая смерть - необратимый этап умирания для которого характерно прекращение обмена веществ в мозге и в дальнейшем во всех остальных системах.
В Советском Союзе, бытовала такая парадигма, что о смертельном диагнозе лучше не говорить больному, т.к. правда может усугубить его состояние. В современном мире этот взгляд изменился. Правда может повысить качество жизни человека, имеется ввиду духовное качество, несмотря на физические страдания, есть шанс переосмыслить свою жизнь и возможно успеть что-то важное доделать в жизни.
Все психические реакции человека, оказавшегося перед лицом смерти, можно подразделить на ряд этапов. Элизабет Кюблер-Росс выделила 5 фаз приспособления человека к мыслям о смерти или стадии реакции пациента на известие об обнаружении у него неизлечимой болезни.
Если у пациента выражена реакция отрицания, если он не желает знать о смерти, то и говорить ему об этом не надо. Тем же больным, которые желают смерти (смерть, как избавление от боли, страданий), ждут ее, можно сказать правду, если позволяет физическое состояние. Однако и в этом случае необходимо быть очень осторожным. ВАЖНО, КАК СКАЗАТЬ! Верить утверждениям больного о том, что он может перенести любое известие, можно лишь в обоснованных случаях. Изменения личности, ее перестройка, возникающая в результате хронического заболевания, измененное состояние сознания часто не позволяют сказать пациенту правду.
1 фаза отрицания. Это непосредственная реакция пациента представляет собой психологический шок, за которым следует отрицание своего заболевания. Это самая обычная реакция на объявление смертельного диагноза. «Нет, этого не может быть!». «Нет, я не могу умереть, это не я!». В этом случае целесообразно молча согласиться с больным. Особенно это касается родственников, лиц осуществляющих уход.
2 фаза протеста. Эта стадия протеста выражается вопросом: «Почему именно я?». Пациент пребывает в состоянии гнева, возмущения и враждебности. Следует понимать, что данное состояние закономерное и вполне понятное и сдерживаться пациенту бывает очень трудно. На этой стадии возникают трудности в общении с пациентами, поскольку они вымещают свою злость и негодование на медперсонале. Однако нужно помнить, что это реакция не на окружающих, а на свою судьбу. Больной особенно нуждается в дружеской поддержке, участии, эмоциональном контакте.
Предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Джон Блак». (https://youtu.be/Pv2zcfBnnGI), о тяжелобольной негритянке и определить на какой стадий она находиться при этом разговоре?
3 фаза «торга». Эта стадия представляет собой попытку договориться со смертью, которая выражается в поиске путей оттягивания конца, активном лечении. Выражается это по-разному. Одни пациенты начинают выпрашивать «выторговывать» себе те или иные поблажки. Это просьбы к врачам относительно послабления режима, назначения обезболивания или к родственникам с требованием выполнения каких-либо прихотей. Другие больные пытаются договориться с врачами или даже с Богом и в обмен на выздоровление обещают выполнять что-либо (например, регулярно ходить в церковь). Этот нормальный процесс помогает пациенту прийти к соглашению с реальностью все укорачивающейся жизни.
4 фаза депрессии. Больной с течением времени неизбежно становится печальным. Отмечаются следующие клинические симптомы депрессии: отчуждение, психомоторная заторможенность, нарушение сна, чувство безысходности и иногда мысли о самоубийстве. Иногда может появиться сознание вины, самобичевание («Я это заслужил»). Депрессия может быть реакцией на изменения, которые болезнь произвела в жизни пациента, например, потерю работы, материальные трудности, изоляцию от семьи; или возникает вследствие ожидания самой смерти.
Антоний Сурожский говорил так: «Бывает болезнь к смерти, а бывает и болезнь к жизни, где человек может выздороветь к новому качеству внутренней духовной жизни!!!». Как у Высоцкого в песне: «Опозданий к Богу не бывает…».
5 фаза принятия смерти. Это примирение с судьбой. Смиренное ожидание конца. Осознание того, что смерть неизбежна и неотвратима для всех. Это прощание, конец жизненного пути. В этой фазе необходимо создавать уверенность у больного в том, что он не останется наедине со своей смертью. Парадоксально, но в современном обществе, где физическое состояние людей заметно улучшается, увеличивается боязнь болезни усиливается страх смерти.
Предлагаю посмотреть ещё один отрывок из фильма «Джон Блак». (https://youtu.be/Pv2zcfBnnGI), о тяжелобольной негритянке и её разговоре – я готова уйти, я собрала все счастливые кадры своей жизни, на какой стадии она находиться в этот момент?
- Как помочь пациенту в этой ситуации?
Эмоциональная поддержка пациента со стороны медицинского персонала, сдвиг от мысли о смерти к размышлениям о пережитом может помочь умирающему человеку примириться с приближающейся кончиной, а тем самым облегчить умирание. При подготовке пациента к уходу можно опираться на некоторые философские концепции и примеры. Неизбежность смерти иногда заставляет человека решать, действовать, жить полной жизнью и не откладывать свои планы на потом. Примером философского попрания смерти является мировоззрение Эпикура. Он говорил, что «смерть нас не касается, так как когда мы здесь – то смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет». По мнению Спинозы, мудрость человека заключается не в мыслях о смерти, а в мыслях о жизни.
Полезной может быть и апелляция к альтруизму: следует убедить пациента сделать собственное умирание переносимым и приемлемым, как можно менее тяжелым для окружающих, оставить о себе лучшие воспоминания, проявить сопротивляемость и мужество.
Психологические основы и особенности ухода за умирающим.
Большую помощь не только медицинскую, но психологическую оказывают в таких лечебных учреждениях как хоспис. Хоспис - это не дом смерти. Это - место звучащей молитвы, это обволакивание любовью.
Характер и широта работы с умирающим зависят от многих условий:
- это физическое состояние больного,
- особенности его личности,
- эмоциональная настроенность,
- мировоззрение, и другие обстоятельства.
При этом неотъемлемым требованием деятельности медицинского работника является:
- глубокое понимание всех процессов, происходящих в организме пациента;
- стремление понять человека во всех его проявлениях;
- всесторонняя забота о нем;
- оказание физической помощи;
- медработник должен оказывать такую помощь, которая бы уменьшила душевные страдания больного, то есть психологическую помощь, т.к. больной испытывает и беспомощность, зависимость умирающего человека от окружающих, изолированность объясняют необходимость такой психологической помощи.
Какими должны быть намерения работников хосписа и всех, кто участвует в уходе за пациентом:
- помочь человеку принять его страдание,
- облегчить и трансформировать его боль,
- создать достойное качество жизни,
- раскрыть его духовный мир,
- подарить ему и его родным уход и заботу, наполненные милосердием и состраданием.
Задача при работе с умирающими больными – там, где уже невозможно добавить дней к жизни, постараться добавить жизнь к дням!!!