б) В чем сущность двоевластия? Опишите состав, объем реальной власти новых органов в центре и на местах.




Февральская революция 1917 г.

Вопросы: а) Назовите факторы, повлиявшие на обострение революционной ситуации в России в 1917 г. Был ли социальный взрыв в стране случайным?

Предпосылки к февральским событиям в области экономики были предопределены тем, что Российская империя имела большое отставание в развитии от ведущих европейских держав.

Причины Февральской революции

· падение авторитета царской власти;

· ужасающее положение на фронте;

· тяжелое положение рабочих, низкая зарплата, отсутствие рабочего законодательства;

· русификаторская политика в отношении других национальностей Российской империи;

· нерешенность аграрного вопроса.

Я считаю, что социальный взрыв не был случайным.

В стране сформировалась взрывоопасная ситуация и нужен был только повод,который бы имел позитивную моральную оценку в глазах общественности, В феврале 1917 г. таким поводом стали акции протеста женщин в связи с трудностями снабжения Петрограда хлебом. Первоначально протест не имел политической цели, но получил поддержку в обществе. Перебои с продовольствием, которые возникли в столице, были вызваны главным образом неспособностью организовать продовольственное снабжение города. Бесконечные очереди, слухи о том, что с продуктами питания будет еще хуже, - все это вызвало стихийные акции недовольства. Впервые в эти дни был выдвинут лозунг «Хлеба». В политико-государственном аспекте отправной точкой развития событий стал созыв 14 февраля 1917 г. Государственной Думы. Ее критика существующей власти, монарха, императрицы в особенности, создавала благоприятный фон для начала стачечного движения. Указ императора о роспуске Государственной Думы официально противопоставил ее в глазах общественности царизму, тем самым придав определенную легитимность народному недовольству. Что касается рабочего движения, то оно началось в связи с локаутом на Путиловском заводе. Акция протеста путиловских рабочих переросла во всеобщую политическую стачку. Отчаянное положение населения привело к лавинообразному нарастанию движения. Оно стало выливаться в многотысячные демонстрации под лозунгом «Долой войну». При всеобщем недовольстве политикой власти подобные выступления способны впитать в себя неоднородные политические движения, партии и политические течения, которые, имея различные политические задачи и интересы, оказываются вместе, ибо цель у них одна - свержение существующей политической власти. Общество оказалось охваченным одной идеей. Оно стремилось реализовать единую цель - свергнуть ненавистный и дискредитировавший себя распутинско-николаевский режим.

б) В чем сущность двоевластия? Опишите состав, объем реальной власти новых органов в центре и на местах.

Двоевла́стие — сосуществование параллельных систем власти и управления в России после Февральской революции в марте–июле 1917 года:

В результате февральской революции в России возникло 2 власти С одной стороны - Временный комитет Государственной думы, а с другой - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство не имело большой поддержки среди населения, в то время как Советы ею обладали. Большинство в Советах было у меньшевиков. Совет объявлял, что имеет право контроля над действиями Временного правительства и потребовал введение политических свобод и политической амнистии. Суть системы двоевластия состояла в том, что Петроградский Совет не мог устранить Временное правительство, так как оно было единственной легитимной властью, а временное правительство не могло править без поддержки Совета, так как в его руках была реальная власть: контроль над телеграфом. почтой, путями сообщения и войсками. Петроградский Совет и Временное правительство издавали совместные приказы

в) Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Временного правительства. Почему наиболее насущные вопросы так и не были решены?

Российские либералы, оказавшиеся у власти в 1917 г., находились в сложном положении. С одной стороны, они были ограничены в своих действиях постановлениями Советов, с которыми вынуждены были считаться, с другой — у них явно отсутствовал опыт созидательного государственного строительства. К тому же, одну из своих главных задач правительство связывало с продолжением войны, что делало его крайне непопулярным в глазах широких народных масс. Все это могло быть компенсировано за счет ясного представления о последовательности предстоящей реформаторской работы правительства и наличия у него твердой политической воли. Но, как оказалось, ни тем ни другим новое правительство не обладало. Временный характер власти, подчеркнутый в названии кабинета министров, отражал переходный этап российской государственности.

 

В Декларации Временного правительства от 3 (16) марта, а затем и в его обращении «К гражданам России» от 6 (19) марта 1917 г. решение многих общественно важных вопросов отодвигалось в отдаленную перспективу. Между тем народ ждал конкретных перемен. Первые шаги Временного правительства в социально-экономической сфере трудно назвать творческими, поскольку в

 

основном они продолжали политику царской власти на повышение роли государства в управлении экономикой. 25 марта (7 апреля) 1917 г. правительство издало постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и его местных продовольственных органов», устанавливающее монополию государства на хлеб и твердые цены на него. Во вновь образованные продовольственные комитеты наряду с правительственными чиновниками вошли представители кооперации и других демократических организаций. 20 марта (2 апреля) было издано долгожданное «Положение о кооперативных товариществах и союзах», определявшее правовую основу деятельности многочисленных кооперативов и их союзных объединений.

 

Попытки расширить государственное влияние предпринимались и в других сферах. Под руководством министра финансов А. И. Шингарева была начата работа «по подготовке общего плана и первоочередным мерам финансовой реформы». Большое внимание стало уделяться регулированию производственных отношений и достижению социального партнерства между трудом и капиталом.

 

Временное правительство пошло на серьезную реформу местных органов власти, подготовив новые законы о городском и земском самоуправлении. Закон о волостном земстве, принятый 21 мая (3 июня), учреждал земские волостные собрания и управы, упраздняя архаичный институт земских начальников и органы сословного крестьянского управления. Впервые на волостном уровне вводился демократический принцип всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании. Значительно расширялась компетенция земских органов, и сами они распространялись на новые территории России. В целом же реформа системы местных органов власти при существующих параллельно общественных исполкомах, Советах и других самодеятельных организациях не способна была преодолеть политический хаос и правовой беспорядок в провинции, а во многом только усугубляла его.

 

Следует отметить характерную особенность законодательной деятельности Временного правительства. Юридически выверенные акты страдали одним большим недостатком — они слабо учитывали политическую ситуацию в стране, весьма бурную и быстро меняющуюся. При этом без внимания правительства оставалось правовое разрешение принципиально важных вопросов.

 

Так, из восьми пунктов программы Временного правительства, объявленной в Декларации 3 марта, три наиболее главных (об Учредительном собрании, о земле и о войне) оказались заранее обреченными на невыполнение. Все они ставились в зависимость от воли Учредительного собрания, но за восемь месяцев своего существования Временное правительство так и не смогло созвать этот орган народного представительства. Созданное 13 (26) марта Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание начало свою работу только в конце весны, а завершило уже осенью 1917 г. накануне октябрьского выступления большевиков.

 

Также в зависимость от мнения Учредительного собрания ставилось окончательное разрешение вопроса о земле. Однако подъем крестьянского движения за землю весной 1917 г. заставил правительство пойти навстречу требованиям крестьян и объявить о проведении аграрной реформы. 21 апреля (4 мая) вышло правительственное постановление «Об учреждении земельных комитетов». В задачи комитетов входила лишь подготовка земельной реформы и разработка «неотложных временных мер впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием». Все земельные комитеты объявлялись органами министерства земледелия, но низшее их звено — волостные земельные комитеты — вместо того чтобы стать проводниками правительственной политики, активно поддерживали крестьянскую борьбу против помещиков и власти.

 

Таким образом, многие из мероприятий Временного правительства, призванные смягчить и снять напряжение в обществе, только усугубляли противоречия и его раскол.

 

Одним из важнейших вопросов для России оставался вопрос о продолжающейся войне и путях достижения мира. 14 марта Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов принял манифест «К народам всего мира». В нем содержался призыв к борьбе против империалистических целей войны и одновременно признавалась революционная война России против Германии. Лозунги защиты революционного Отечества и установления «демократического мира без аннексий и контрибуций» стали популярным требованием революционной демократии.

 

18 апреля 1917 г. в Международный день пролетарской солидарности Милюков направил ноту союзникам, в которой заверил их, что Россия будет вести войну до решительной победы. Это прямое высказывание о продолжении войны вызвало возмущение в среде сторонников

 

Советов. На улицах Петрограда прошли многотысячные демонстрации рабочих города и солдат гарнизона с призывами «Долой Временное правительство!», «Вся власть Советам!». В кабинете министров было решено дезавуировать заявление Милюкова, пожертвовать им и военным министром А. И. Гучковым — наиболее откровенными сторонниками продолжения войны — и пойти на формирование нового коалиционного состава министров с участием представителей Советов.

 

5 мая было образовано первое коалиционное правительство. Его вновь возглавил Г. Е. Львов. В новом кабинете осталось 10 министров- капиталистов и 6 министров-социалистов. Произошло перераспределение министерских портфелей. М. И. Терещенко занял пост министра иностранных дел, А. Ф. Керенский стал военным министром. Фактически исполком Петросовета спас Временное правительство, направив своих представителей в его состав.

 

Временное правительство не решило ни одного важнейшего вопроса, стоявшего перед страной, практически все его начинания закончились неудачей.

 

Причины этих неудач в следующем:

 

1) Временное правительство не знало и не понимало основные нужды народа.

 

2) В деятельности Временного правительства отчетливо видна боязнь ответственности, стремление отложить решение всех главных вопросов до Учредительного собрания. С этим прямо связана политика полумер и оттяжек. Правительство рассуждало и согласовывало там, где нужно было действовать решительно.

 

3) Правительство стремилось быть хорошим для всех. В результате на практике правительство сохраняло существующее положение, а это означало деятельность в интересах крупных предпринимателей и землевладельцев и против интересов рабочих и крестьян. Впрочем, ничего иного от правительства такого классового состава и ждать было нельзя.

 

В результате постоянно колеблющееся, подвергающееся нападкам и справа и слева, вынужденное оглядываться на Петроградский Совет и ВЦИК правительство на глазах утрачивало реальную силу и народное доверие. Оно было неспособно реально облегчить положение народных масс. Такое правительство ждал неизбежный и заслуженный крах. Разочаровавшийся во Временном правительстве народ поддержал взятие власти партией большевиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: