Жемчуг как предвестник несчастья




Оглавление

Введение…………………………………………………………………3-4

1. Магические свойства драгоценных камней………………………...5-6

1.1. Жемчуг как предвестник несчастья……………………………….6-7

1.2. Чудесные свойства граната………………………………………...7-9

1.3. Целительная сила коралла…………………………………………9-11

2. Результаты анкетирования…………………………………………..11-12

Заключение……………………….…….………………………………..12

Список использованных источников…...……………………………...13

Приложение …………………………………………………………….14-18

 

Введение

В нашей семье имеется реликвия, которая уже является фамильной, – сапфировые серьги. Они подарены моей маме от бабушки. Меня заинтересовала уверенность мамы в том, что эти неяркие камни помогали в материальном благе. Это подтвердилось: изучая семейные фото, сведения о том, как жили мои предки, были ли они материально независимы, я узнала, что мой прадед был купцом. Окончательно заинтересовалась символикой драгоценных камней, когда изучали в школе влияние малахита на судьбы влюбленных в творчестве Бажова. А отсюда окрепло желание узнать, образы каких самоцветов и с какой целью использовали в своем творчестве русские писатели, чьи произведения изучаются сегодня в программе школьной литературы в разные годы.

Поэтому цель исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов, и выявить влияние камней на судьбы литературных героев.

Данная цель определила следующие задачи:

1. Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и повериями о них.

2. Произвести отбор художественной литературы, отражающей изучаемую проблему, из школьной программы.

3. Исследовать отношение классиков к влиянию самоцветов на мотивы поступков персонажей в поэтике художественного текста.

Объект исследования: произведения русской прозы XIX – начала XX века (Н.С. Лесков “Жемчужное ожерелье”, А.И. Куприн “Гранатовый браслет”, “Олеся”).

Предмет исследования: драгоценные и полудрагоценные самоцветы, упоминания о которых встречаются в текстах художественной литературы XIX – начала XX века: жемчуг, гранат, коралл.

Методы исследования: чтение дополнительной литературы по теме исследования, поисковый, анализ, статистический, обобщение.

Гипотеза: предположу, что образы самоцветов в произведениях литературы используются неслучайно, они выполняют художественную функцию: помогают авторам в выражении идеи, придают некую загадочность поведению героев

Практическая значимость: материал может быть использован на уроках литературы, внеклассных занятиях по литературе.

Продолжительность: 2 месяца

 

Магические свойства драгоценных камней

В сборнике “Звезды и судьбы” под ред. П.Н. Никандрова упоминается о старой персидской легенде, где рассказывается, что благородные камни – творение сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, чтобы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн.

Но более точно их геологическое происхождение: благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры.

Уже в древнейшие времена они служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Наряды дам и кавалеров сверкали бриллиантами. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи.

Царь Иван Грозный в качестве особой милости к английскому послу Д. Горсею показал ему свою сокровищницу, изумив того своими познаниями в области минералогии, так как подробно рассказывал об особенностях драгоценных камней и их воздействии на человека.

И.В. Грачева отметила, что для дворянской культуры XVIII – XIX веков подобное отношение к камню было общераспространенным. В 1807 году в Петербурге изданы три тома “Естественной истории” римского ученого Кая Плиния Старшего в переводе В.Н. Северина. Сведения о камнях и металлах, а также связанные с ними легенды и поверья использовались в русском искусстве и нашли отражение в произведениях лучших писателей XIX – начала XX столетия.

Жемчуг как предвестник несчастья

В русской классической литературе много произведений где упоминаются камни. Один из первых камней,который мы будем изучать, в рамках его влияния на произведения литературы, это жемчуг. “ Жемчуг …почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд”. (Приложение №1)

Тема жемчуга оригинально представлена в произведении Н.С. Лескова “Жемчужное ожерелье”. (Приложение №3) Автор использует в рождественском рассказе общеизвестное в дворянской среде распространенное убеждение, что жемчуг предвещает беду. Из рассказа узнаем о богаче Васильеве, который сделал под Новый год своей дочери Марии удивительный подарок “… совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье”. Богатство оформления, изящная отделка, огромная стоимость украшения произвели на гостей ошеломляющее впечатление, а Машенька, знавшая о значении жемчуга, испугалась, “… получив ожерелье, заплакала”. Поэтому супруга укорила Васильева за такую очевидную неосторожность: “Выговор за подарок следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слезы”.

Н.С. Лесков прямо указывает на роль жемчуга во влиянии на человеческие судьбы. Отметим, что отец невесты отмахнулся, назвав все происходящее предрассудком. Рассказ Лескова заканчивается счастливым финалом: Маша и ее жених счастливы. А народное поверье, следовательно, опровергается? – или под Рождество сбываются мечты? Мы узнаем в последних строках произведения, что жемчуг просто оказался поддельным, и поэтому не имел магической силы.

В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, ещё проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: